ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Революционер и консерватор

«Кто в молодости не был революционером – у того нет сердца.
Кто в старости не стал консерватором – у того нет мозгов»

Уинстон Черчилль


Традиции и новаторство от Carlo Carra


Carrà_in_front_of_Le_Figaro,_Paris,_9_February_1912_(cropped).jpg

Carlo Carra Париж, 9 февраля 1912 года


«Знайте же, чтобы создать эту совершенную живопись, требующую активной
кооперации всех наших чувств, живопись, как пластическое состояние души,
всеобщности, надо писать так, как пьяные поют и выблевывают звуки,
шумы и запахи».

Carlo Carra
(из манифеста «Живопись звуков, шумов, запахов»)



110264_portert.png


Все-таки начал он с футуризма, а футуризм, был первым настоящим боевым авангардизмом.


110264_1.jpg

Красный всадник


И закончил махровым ретроспективизмом с тэгом «неоклассика».


110264_2.jpg

Рыбак


Карра родился в Италии в конце XIX века и сразу начал быть итальянцем.
Итальянское искусство тогда существовало под девизом «Все в прошлом» и актуальный
художественный продукт международного уровня практически не выдавало. А так Италия,
конечно, была сплошным музеем, подернутой дымкой романтической развалиной и богатой
ностальгической декорацией к драме «Закат Европы».
Вот и Карра свои первые шаги в Искусстве сделал в качестве декоратора. Хорошего
декоратора – в 1899 году он участвовал в оформлении итальянского павильона на
Всемирной выставке в Париже, расписывал там стены. В свободное от оформления время
он ходил по музеям с целью ознакомления с мировым художественным наследием.
Потом, все подекорировав в Париже, уехал в Лондон, где опять стал декорировать.
В Лондоне он ходил по музеям тоже. Вернувшись на родину, в Милан, Карра продолжал
декорировать все подряд, пока не поступил в 1906 в Академию Брера.
Все первое десятилетие ХХ века Карра пописывал картинки, так скажем, для себя.
Все, что ему понравилось, что он видел в музеях и журналах, то он и воспроизводил.
Что-то похожее на барбизонцев.



110264_6.jpg

Пейзаж


На поздний импрессионизм.


110264_3.jpg

Осень. Портрет Эмилио Коломбо


На символизм,


110264_7.jpg

Дорога к дому


иногда похожий на энсоровский, страшный такой.


110264_4.jpg

Четыре всадника Апокалипсиса


Тем временем шло время. 20 февраля 1909 года прямо посреди изумленного и притихшего
мира взорвалась бомба – Маринетти опубликовал в парижской «Фигаро» манифест футуризма.
У Карра от этого текста захватывает духовность и происходит ломка ментальности.
Через год он вместе с Умберто Боччони, Джакомо Балла, Луиджи Руссоло и Джино
Северини создает «Манифест художников-футуристов». А картинки у него начали
меняться еще до этого манифеста.



110264_8.jpg

Отъезд театра


Тут вот текучие силуэты и линии, конечно, из модерна, а обращение с краской и мазком
– из импрессионизма, но уже появилась резкая динамика, разнонаправленные движения,
общая неустойчивость, повышенная нервозность.



110264_9.jpg

Вокзал в Милане


А эта картинка просто визуализирует слова и выражения из манифеста Маринетти:

«Мы будем воспевать… жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей,
разодетых в перья из дыма…».


Самая же знаменитая, хрестоматийная футуристическая работа Карра - вот эта.


110264_5.jpg

Похороны анархиста Галли


Про нее, еще до ее создания, Маринетти тоже высказался в своем манифесте:

«Мы будем воспевать огромные толпы, возбужденные… бунтом; мы будем воспевать
многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах…».


Можно тут процитировать и самого Карра, его манифест «Живопись звуков, шумов, запахов»
- манифесты же были у футуристов жанром, не менее важным, чем картинки и прочая
художественная продукция, и Карра не мог в нем не отметиться –


«Наши холсты будут выражать пластические эквиваленты звуков, шумов и запахов в театре,
в музыке, в зале кино, в публичном доме, на железнодорожном вокзале, в порту, гараже,
клинике, мастерской и т.п. Для этого художник должен быть вихрем сенсаций, живописной
силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом».


Ну, с запахами тут есть некоторые проблемы, а со звуками, шумами, вихрями,
живописной силой и энергией – никаких. Поэтому-то она, эта картинка, и
хрестоматийная – бешенная динамика, агрессия, хаос, организованный в
спиралевидные, закрученные движения, яркий свет, контрастные цвета.
Ну, и сюжет, конечно – анархисты своего хоронят и воюют с властью.
Но при этом никакой литературщины – литературщина в авангардизме есть большой
грех – рассказ по такой картинке составить довольно затруднительно.
В общем,

«Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного
характера, не может быть шедевром».


В 1911 году судьба снова забросила Карра в Париж, где свела его с кубистами.
Прежде всего, с Пикассо и с Браком. Это знакомство интересным образом сказалось
на творчестве Карра – у него возник свой вариант кубофутуризма.



110264_13.jpg

Ритмы вещей


110264_10.jpg

Женщина на балконе


Т.е. движение – важнейшая характеристика и один из главных сюжетов футуризма -
сохранилось, но теперь им занимаются по-кубистически (аналитический кубизм)
раздробленные формы. В «Женщине» даже есть зафиксированные фазы их движения.
А в «Ритмах» все шевелится потихоньку и в разных направлениях. В целом, конечно,
динамика стала значительно более спокойной и локальной. И цветовая гамма
поуспокоилась. Творчество Карра вползало в состояние стабильности.
Происходило это постепенно. Он еще делал взрывные работы вроде того же
«Красного всадника». Или такие вот коллажи, возникшие тоже под влиянием кубизма,
но, опять же, очень динамичные.



110264_14.jpg

Демонстрация интервенционизма (Патриотический праздник – Свободная словесная живопись)

Такие вот картинки предвосхищали работы дадаистов, когда все фрагментировано и связи
между фрагментами беспорядочные и случайные, как у пациентов кожвендиспансера.
В общем, года с 1914 Карра вернулся на время к примитивным, как он писал, и
конкретным формам и почувствовал себя Джотто своего времени.



110264_17.jpg

Фиаско


110264_18.jpg

Актриса-футуристка


А время шло. В 1916 году Карра пересекся с Кирико и заболел от него метафизикой.
Что характерно, встреча их произошла в Ферраре, в которой во времена Ренессанса
существовала школа живописи - феррарская, что характерно – сквозь века пронесшая
звание самой метафизической - по внешним признакам - итальянской ренессансной школы.



110264_19.jpg

Франческо дель Косса. Св. Луция


110264_20.jpg

Эрколе де Роберти. Иоанн Креститель


В первых метафизических работах у Карра видно тяжелое наследие кубизма – четкие
простые увесистые объемы, лишенные всего второстепенного (сезанновский кубизм) и буквы.



110264_23.jpg

Композиция ТА


Буквы, правда, тут с другой целью. В кубизме-то они указывали на существование двух
изначально разных смысловых пространств – как бы изображенного реального и знакового
- которые, в конце концов, становились одним пространством за счет сближения –
изображение реального приобретало качество знака, а знак становился вроде как реальным
предметом, который уже не стыдно было изображать рядом с балалайкой. У Карра тут
буквы тоже выступают как вполне весомые объекты, даже объем у них есть – для него
в 1916 году материальность букв и цифр в картинке есть уже привычное дело. Он их
в картину вводит для создания ситуации абсурда, для сочетания несочетаемого.
Впрочем, и во вторых метафизических работах у Карра видно тяжелое наследие кубизма.



110264_25.jpg

Натюрморт с угольником


А метафизическое здесь – особое, резкое, медицинско-операционное освещение с угольными
тенями, атмосфера значительности и чисто сюжетные странности вроде кувшина, который
почему-то стоит на наклонной поверхности, на которой стоять вот так вот никак не может.

В отличие от Кирико, уважавшего городской пейзаж и не уважавшего почти все остальное,
Карра пишет натюрморты и интерьеры. Вообще же, это нормальная метафизика, в которой
все, как положено – тайная жизнь вещей, загадка, спрятанная в самых банальных предметах,
скрытые за поверхностью событий смыслы, непознаваемость как основная характеристика
бытия, абсурд как свойство действительности и т.д. К кириковской метафизике Карра
добавил еще больше абсурда. Напр., этот манекенообразный идол не поместится в помещении,
если встанет.



110264_16.jpg

Идол-гермафродит


И предметы, находящиеся в одном пространстве, сочетаются еще несочетаемее, нежели
у Кирико. Чувствуется, что человек был в самом радикальном искусстве своего времени.



110264_24.jpg

Метафизическая муза


В метафизиках Карра пробыл еще меньше времени, чем в футуристах.
Уже в конце 10-х его неудержимо потянуло к неоклассике.



110264_28.jpg

Дочь Лота


Тут он попал сразу в две тенденции. И европейский авангард в это время тоже занялся
неоклассикой в разных видах, и в итальянском искусстве этот тренд поощрялся государством.
Собственно, Муссолини, в отличие от других тоталитарных эффективных менеджеров,
в искусстве ни на кого не давил и репрессий не устраивал. И футуризм при нем продолжался.
Просто неоклассическое движение «Новеченто» находилось под покровительством
ведьмы и любовницы Муссолини Маргареты Царфатти, занятой поиском правильного,
понятного массам госискусства. С опорой на национальные традиции, конечно.

Само название «Новеченто» - ХХ век – уже отсылает к этой классической традиции:
дученто, треченто, кватроченто, чинквеченто. Новеченто Карра отсылало, в основном,
к треченто и кватроченто, к Джотто и Мазаччо.



110264_22.jpg

Джотто. Тайная вечеря


110264_21.jpg

Мазаччо. Изгнание из рая. Фрагмент. Капелла Бранкаччи


Конечно, это была классика, лишенная всякой музейности и пропущенная через
новое/новейшее искусство. С сильнейшей прививкой Сезанна, например.



110264_30.jpg

San-Giacomo-di-Varallo


110264_29.jpg

Мельница св. Анны


Т.е. все просто, наивно, упорядоченно и наглядно, как у Джотто с Мазаччо, но
пространство строится по-сезанновски, оно открытое, глубокое, состоит из
последовательно расположенных планов, обозначенных не воздушной перспективой,
а расположенными на них предметами и объектами. И объем у Карра строится
цветом, а не светом. Ну, а достаточно скупая палитра, основательность,
отсутствие всяких лишних деталей, поиск первичных и главных характеристик
видимого мира есть и у Джотто, и у Мазаччо, и у Сезанна. И у Карра,
соответственно. И анатомические несовершенства старых итальянцев тоже хорошо
укладываются в искусство ХХ века.



110264_32.jpg

Венера Анадиомена II


Неоклассические мотивы у него и раньше появлялись, в той же «Метафизической музе»
муза больно на скульптуру смахивает.
Или вот тут.



110264_27.jpg

Пьяный джентльмен


А в неоклассике, с другой стороны, есть атмосфера метафизики – ничего не происходит,
многозначительная застылая тишина, и существует стойкое подозрение, что все видимое
нами не есть окончательный смысл картинки. Вот наследия футуризма в его неоклассике
я не нашел, хотя старался – как отрезало.
Тут надо еще сказать, что неоклассическая картина – это, конечно, чистой воды реди-мейд.
Т.е. неоклассика присваивает себе этот продукт традиционного искусства, наполняя
его совершенно другим смыслом. Те-то, Джотто и Мазаччо, при всех своих не очень
уверенных владениях той и другой перспективами, нечетком знании анатомии и т.д.
делали окно в мир. Неоклассика же делает окно в искусство, когда можно найти отсылки
к тому, к этому, к третьему, к Сезанну. Это такая протопостмодернистскаяпрактика.
С режимом Карра старался дел не иметь, особенно после того, как одну из его фресок
сшибли особо активные фашисты из отрядов Фариначчи. Он жил отшельником, у моря,
писал пейзажи и натюрморты. А умер в Милане.



110264_15.jpg

Видения в овале


110264_26.jpg

Всадник с Запада


Так и тянет сравнить его с «Красным всадником». Ведь даже едут в одну сторону


110264_11.jpg

То, что мне рассказал трамвай


110264_12.jpg

Портрет Маринетти


110264_31.jpg

Пловец


110264_33.jpg

Кильки


110264_34.jpg

Рыбаки


Источник: adindex.ru





Posts from This Journal by “современное искусство” Tag

  • Акварельный Таиланд

    В современном мире так тяжело оставаться всю жизнь верным своим идеалам. При столь богатом разнообразии сложно придерживаться одного…

  • Сюрреализм со странностями.

    От Ray Caesar Ray Caesar, — один из самых интересных представителей современного сюрреализма. Его биография окутана ореолом таинственности,…

  • Картины дождливых дней

    Иногда картины выглядят, как фотографии. Вот так представляет нам реалистичные картины дождливых дней израильский художник Shay Kun. Серия…

  • Красная независимость

    Современное искусство от Emerico Toth Emerico Imre Toth - венгерский живописец, который любит красоту во всех вещах - природу, женщину,…

  • Утренняя сказка про кофе

    Чашечку кофе? Виктор Танюкевич Утренние видения кофейной чашки Поутру в лоб шибающее почище дозы кофию тройной крепости с…

  • Современные художники

    Aleksandr_Sokht Александр Сохт родился (в 1967 году) и вырос в Краснодаре на юге России, недалеко от Причерноморья. Он изучал…

  • Цветы для вас…

    Флористика в искусстве от современного классика Алексея Антонова "...Много веков назад люди изобрели колесо, одомашнили собаку,…

  • Современные художники

    Per Elof Nilsson Ricklund Per Элоф Нильссон Ricklund родился 1987 году в небольшом городке в северной части Швеции. Прекрасная…

  • Современные художники

    Одиночество, тоска и печаль от Yvan Favre Иван Фавр (Yvan Favre) — французский художник, родом из Клермон-Ферран. Изучал историю…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

?

Log in

No account? Create an account