ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Первый авангардистский «изм»


Фовизм


Художников, относящихся к этому направлению, современники назвали

«дикими»


65287_294x224.jpg

Анри Матисс "Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном", 1908


Но с появлением авангардистов стало ясно, что фовисты всё-таки ручные.
Они были первопроходцами на пути разрушения традиционного искусства
В 90-ые годы XIX века фовисты учились у общепризнанных художников, копировали в
Лувре старвх мастеров, только слегка злоупотребляли синей и зеленой краской.
Случайная встреча земляков Андре Дерена и Морис Вламинка проснила, что обоим
нравится Ван Гог и не нравится то, что творится в искусстве.
Это был «первый разговор фовизма».


Вламинк–сам был маргинал, не имел художественного образования, никогда не переступал
порога Лувра, чем гордился, а потом, уже будучи в кубистах, призывал сжечь Лувр к
чертовой матери.

Но Дерен-то учился и переступал…
Молодые люди почувствовали друг к другу симпатию и, разъехавшись, вступили в переписку.


Писал, например, Дерен:
«Я уверен, что реалистический период живописи закончился.
Собственно, живопись только начинается…»

На дворе стоял 1901 год.


65287_vlamink.jpg

Морис Вламинк. Пейзаж около Шато


Новые мысли нашли живой отклик среди таких же недовольных ситуацией в искусстве
художников, друзей Дерена и Вламинка. Более того, оказалось, что многие пришли
к аналогичным идеям сами и даже попробовали их на холсте. Кончилось все тем, что
в парижском Осеннем салоне 1905 года, помимо Дерена и Вламинка, выставились
группой в одном зале еще и Анри Матисс, Отон Фриез, Анри Манген, Жан Пюи, Луи
Вольта и Жорж Руо. Вскоре, после закрытия салона, к этой группе присоединились
Альбер Марке, Кес ван Донген, Рауль Дюфи, Шарль Комуэн и Жорж Брак.



65287_george_ruo.jpg

Жорж Руо. Клоун


Парижская публика, уж на что привыкшая к безумствам художников, тут была буквально
фраппирована. Ей, последовательно пережившей революции романтиков, барбизонцев,
реалистов, импрессионистов, нео- и постимпрессионистов, символистов, на этот раз
подсунули совсем уж что-то ужасное. Поскольку в одном зале со всем этим хулиганьем
была выставлена одна вполне нормальная неоклассическая скульптура, критик Луи Воксель
назвал ее «Донателло среди диких зверей». Словечко «дикие (les fauves)» подхватил
Матисс – неформальный лидер группы, и так явление обрело свое имя.



65287_kes_van_dongen.jpg

Кес ван Донген. Женщина в широкополой шляпе


Несмотря на всю свою дикость и непривычность, на решительный разрыв со сложившимся к
тому времени пониманием искусства, живопись фовистов опиралась на серьезные и
основательные формальные приемы предшествующих эпох.
Среди истоков нового стиля нужно назвать, в частности, Делакруа – от него фовисты
позаимствовали экстатичность живописи, любовь к контрастным цветам и «кипящим»
краскам.



65287_deren.jpg

Андре Дерен. Вид Коллиура


Кроме того, фовисты, с одной стороны, почитали импрессионистов, видя в них открывателей
красоты банального, но, с другой - отрицали их живописный метод, в частности, применяли
линию, чего у импрессионистов не было, и накладывали краску не мелкими разноцветными
мазками, а как придется, иногда даже большими пятнами одного цвета.



65287_marke.jpg

Альбер Марке. Гамбургский порт


Упомянутый выше Ван Гог дал фовистам повышенную температуру живописи, свободный мазок,
легкое обращение с пространством и деформацию предметов во имя ритма цветовых пятен.



65287_circus.jpg

Морис Вламинк. Цирк


Сюда нужно еще добавить и Гогена, и Сезанна, и Лотрека, и средневековую живопись, и
примитивы – от детских рисунков до негритянской скульптуры, и японскую ксилографию,
и исламское искусство, и даже буддийское, научившее фовистов умению представлять
человеческое тело в наиболее чувственных позах.



65287_matiss.jpg

Анри Матисс. Радость жизни


В результате, добавив во все это много своего, фовисты создали живопись, для которой,
в принципе, совершенно не важен объект изображения, а важно сочетание элементов самой
живописи – цвета, линии, пятна. Т.е. картина в их трактовке представляла собой такой
же независимый ни от чего предмет, как, скажем, стул. Она перестала быть рабом
реальности (помните, что писал молодой Дерен молодому Вламинку?), а это уже авангардизм.



65287_most.jpg

Андре Дерен. Мост


Цвета фовисты брали чистые и яркие:
«Исходный пункт фовизма,
- писал Матисс,
— решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым
— первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин».


И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным.
Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи.



65287_models.jpg

Рауль Дюфи. Модели


Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. Делалось это
опять же, исходя из того, что главные ценности – плоскость картины и жизнь живописи
на ней, а не соответствие действительности. По этой же причине фовистов не интересовали
такие вещи, как воздушная и линейная перспектива. В идеале фовистская картина –
это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс:

«Я хочу, чтобы усталый, измученный, изнуренный зритель мог вкусить перед
моей картиной мир и отдохновение».



65287_family.jpg

Анри Матисс. Семейный портрет


Фовизм как конкретное объединение художников просуществовал недолго – в 1908 году они
выставились вместе последний раз. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи
фовизма и дальше, но уже по отдельности. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты.
Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. Остальные разошлись кто куда.

Тем не менее, фовизм как метод в искусстве 20 века существовал постоянно и всплывал,
например, в абстракционизме, или в движении «Новых диких» в 50-60 гг.
Затронул он и русское искусство – под его сильным влиянием находились художники
объединений начала прошлого века «Голубая роза» и «Бубновый валет».


Главные для истории авангардизма новации фовизма – это представление о независимости
искусства от действительности и отношение к картине как к самостоятельному предмету.


Неавангардистское в фовизме – это и отсутствие документации вроде манифеста, и
отсутствие других видов деятельности (была еще лишь фовистская керамика), и
невовлеченность в социально-политические процессы. Ведь политически фовизм был
совершенно нейтральным.



Автор: Вадим Кругликов

Источник: adindex.ru




Posts from This Journal by “современное искусство” Tag

  • Картины дождливых дней

    Иногда картины выглядят, как фотографии. Вот так представляет нам реалистичные картины дождливых дней израильский художник Shay Kun. Серия…

  • Красная независимость

    Современное искусство от Emerico Toth Emerico Imre Toth - венгерский живописец, который любит красоту во всех вещах - природу, женщину,…

  • Утренняя сказка про кофе

    Чашечку кофе? Виктор Танюкевич Утренние видения кофейной чашки Поутру в лоб шибающее почище дозы кофию тройной крепости с…

  • Современные художники

    Aleksandr_Sokht Александр Сохт родился (в 1967 году) и вырос в Краснодаре на юге России, недалеко от Причерноморья. Он изучал…

  • Цветы для вас…

    Флористика в искусстве от современного классика Алексея Антонова "...Много веков назад люди изобрели колесо, одомашнили собаку,…

  • Современные художники

    Per Elof Nilsson Ricklund Per Элоф Нильссон Ricklund родился 1987 году в небольшом городке в северной части Швеции. Прекрасная…

  • Современные художники

    Одиночество, тоска и печаль от Yvan Favre Иван Фавр (Yvan Favre) — французский художник, родом из Клермон-Ферран. Изучал историю…

  • Современные художники

    Винтажные акварельные картины польской художницы Maja Wronska…

  • Цветы для вас

    Флористика от Marie Claire Moudru Французская художница Marie Claire Moudru, родом из Гренобля, с раннего возраста проявила творческий…


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1

Первый авангардистский «изм»

Пользователь rama909 сослался на вашу запись в своей записи «Первый авангардистский «изм»» в контексте: [...] Оригинал взят у в Первый авангардистский «изм» [...]

Не отрицая определенного декорационного таланта, какая из этих работ может заставить остановиться, ассоциировать с чем-то в личном прошлом и вспомнить ее через несколько дней(Как картины итальянских "возражденцев" или некоторых "импрессионистов").
А в чисто декорационном качестве пресловутый Климт, по-моему, стоит всех "фовистов" вместе взятых.

Не сказала бы - мне Матисс очень нравится. Когда в Союзе стали появляться первые качественные альбомы - то одним из первых я помню, что купила Матисса. Он стал моим любимым альбомом - все детали помню. Да и девушка в шляпе хороша, что-то в ней от Фриды Кало, но мне кажется, более внутренне трагично, не декоративно, как у Фриды.

Мексиканская школа(Ривера,Сикейрос,Кало) мощная, оригинальная, уважаемая.
В Мексике я был в соответствующих музеях и камень в эту школу не брошу.
Но ее значение только национальное т.е. провинциальное.
Влияние на не латиноамериканские цивилизации она не оказала, в отличии от тех же импрессионистов.



Как мне нравятся мексиканские ретабло - чудо просто
http://ngasanova.livejournal.com/tag/ретабло

  • 1
?

Log in

No account? Create an account