ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Серебряный век

Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.

С той девушкой у темного окна -
Виденьем рая в сутолке вокзальной
Не раз встречалась я в долинах сна.
Но почему она была печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей - и в небе счастья нет?


М. Цветаева

Мария Башкирцева - на переломе эпох


В Люксембургском музее в Париже, есть отделение картин современных художников,
приобретенных за счет французского государства. В качестве выдающихся произведений
искусства, находится картина, изображающая группу мальчишек, держащихся вместе у
забора на солнечном припеке. Там же, около двери, висит маленький портрет молодой
девушки, с чисто русским, умным и симпатичным лицом, с грустными, неправильными
бровями и загадочным, мечтательным взором татарских глаз, устремленных в даль.



malchiki-vo-dvore.jpg

Мальчики во дворе.


В марте 1884 года Ги де Моппасан жил еще в Каннах, очаровательном в своем весеннем
наряде, в близлежащем старом поселке на улице Редан. Однажды утром Ги получил послание
от неизвестной дамы.


"Сударь, я читаю вас и чувствую себя почти счастливой. Вы любите правду природы и
находите в ней поистине великую поэзию... Конечно, мне хотелось бы сказать вам много
приятных и удивительных вещей, но это трудно сделать. Я тем более сожалею об этом,
так как вы достаточно известны, и вряд ли я могу даже мечтать о том, чтобы стать
поверенной вашей души, если только душа ваша и в самом деле прекрасна..."


Корреспондентка предпочла не называть своего имени.
Мопассан был заинтригован и ответил незнакомке. Между ними завязалась переписка.
Он не знал, что она больна чахоткой.



66878851_1290340400_i_032.jpg

Великая русская художница Мария Башкирцева, Фото Рожер-Вьолле.


Послания Ги были тяжеловаты, он даже пускал в ход шуточки из арсенала гребцов. Она
отвечала письмами, полными живости и безрассудства. Корреспондентка вела дневник.
Синий чулок — но умирающий синий чулок ("у меня нет друзей, я никого не люблю,
и меня никто не любит"
), отдающий себе отчет в своих возможностях, "талант,
который только заявил о себе, и смертельная болезнь"
(24 марта).
Марии Башкирцевой (Мусе) оставалось жить всего шесть месяцев. Это была русская
девушка, капризная и изысканная, несносная и трогательная. Она хотела оставить свой
дневник какому-нибудь писателю и думала о Мопассане как исполнителе своего завещания.
Мария надеялась с помощью дневника пережить саму себя. Муся сама оборвала переписку:

"...Смешно, конечно, клясться вам, что мы созданы понимать друг друга. Вы меня не
стоите. Я очень сожалею об этом. Ничего не могло быть приятней для меня, чем
признавать за вами все превосходства, за вами или за кем-нибудь иным..."



4c298751b6ddt.jpg


Несколько лет спустя, Ги с одной из своих приятельниц пришел на кладбище в Пасси и
остановился у памятника в византийском стиле. То была могила Марии. Мопассан долго
глядел сквозь решетку на часовню. Наконец произнес:
"Ее надо было засыпать розами..."



Мария Константиновна Башкирцева

родилась в селе Гавронском, под Полтавой,
11 ноября 1860 ода, в богатой дворянской семьи. Отец ее был предводителем местного
дворянства, дед, генерал Павел Григорьевич Башкирцев, - герой Крымской войны.
По линии матери род был еще более древним, род Бабаниных. И второй дед Марии до
конца своих дней гордился, и не без оснований, своей генеалогией, происходящей от
татарских князей первого нашествия.



avtoportret.jpg

Автопортрет. 1884.


Первые десять лет она провела в имении деда по матери, в Харьковской губернии. В 1870
году вся семья, - мать, тетка, дедушка, брат, маленькая кузина, домашний врач и целы
й штат прислуги - уехали вместе с Марией за границу. Два года семья переезжала с места
на место и жила то в Вене, то в Баден - Баден, то в Женеве, то в Париже, пока не
осела в Ницце.
Здесь, двенадцатилетняя девочка, Мария Башкирцева начала вести свой дневник, в который
с полной искренностью заносила не только все события детских и юношеских переживаний,
но и все впечатления, мысли, взгляды, вызванные окружающей жизнью. Этот дневник,
составивший впоследствии 109 тетрадей самого разнообразного содержания, она хранила в
строгой тайне от посторонних, и вследствие этого только после смерти даровитой девушки
- художницы узнали, что у нее кроме других дарований, был и выдающийся литературный талант.


avtoportret-baryshnya-v-shlyape-s-golubym-perom.jpg

Автопортрет. Барышня в шляпе с голубым пером. 1878.


В тринадцать лет Мария Башкирцева уже самостоятельно составляла свое расписание занятий.
В расписание ее увлечений входили математика, физика, химия и пара древних языков. Не
зная к себе пощады, она стремилась развивать все свои необыкновенные способности.
Будучи одаренным ребенком, она помимо своего родного языка, свободно могла говорить
на английском, немецком, итальянском и французском языках. Знала она так же латинский
и греческий языки. Всегда с удовольствием читала сочинения Гомера, Платона, Плутарха.


Страстная любительница музыки, она играла на рояле и мандолине, обладала прекрасным
голосом, великолепно танцевала. Но больше всего на свете Башкирцева любила живопись.
Однако, изначально, с рисованием долго не ладилось. Тем не менее ее поглощала мечта
непременно стать художницей, а именно, - знаменитой художницей. Она решила во что бы
то ни стало осуществить эту мечту. Работая с этой мыслью, художница все больше и
больше усовершенствовала свой художественный талант, в который она твердо верила.
Целые дни она проводила с карандашом и кистью в руках, работала по праздничным
дням и ночам.



avtoportret-s-palitroj.jpg

Автопортрет с палитрой. 1880.


В конце 1877 года, когда семья Башкирцевых переехала в Париж, Башкирцева, тогда уже
семнадцатилетняя барышня, поступила в мастерскую художника Жулиана и удивила всех
своим рвением, любовью к труду и страстным стремлением к самоусовершенствованию.
Ее успех в живописи был до того поразительным, что даже у профессоров живописи
возникало сомнение насчет подлинности ее работ.
Мария Башкирцева никогда не имела подруг, зато ею восхищалось много поклонников и
поклонниц. Впечатлительная девушка чувствовала себя постоянно одной и одинокой, что
ее не понимают. Об этом она поведала единственному и молчаливому своему другу,
знавшему ее тайны, - своему дневнику.
После одиннадцатимесячной работы под руководством выдающихся парижских профессоров
живописи, Мария Башкирцева на конкурсе мужских и женских художественных мастерских
получила единственную золотую медаль. Так началась ее художественная карьера.



molodaya-zhenshchina-chitayushchaya-roman.jpg

Молодая женщина, читающая роман. 1880.


В 1880 году Башкирцева выставила на парижской выставке свою первую картину
«Молодая женщина, читающая роман», подписав ее: «Marie Constantin, Russ»,



masterskaya-khudozhnika-zhuliana.jpg

Мастерская художника Жулиана. 1881.


а в 1881 году – другую картину «Мастерская художника Жулиана», нем выставила новую
картину за подписью «Andre». Обе картины обратили на себя внимание парижской печати,
признавшей в них бесспорный талант. Тогда, Башкирцева, в 1883 году, уже под своим
именем выставила новую картину «Жан и Жак», изображающая двух маленьких школьников
из бедного класса парижского населения.



zhan-i-zhak.jpg

Жан и Жак. 1883.


Эта картина вызвала восторженные отзывы в печати. После этого на парижских выставках
стали появляться, одна за другой, все новые и новые картины даровитой художницы,
среди которых особенных похвал удостоилась картина «Совещание» или «Митинг».



soveshchanie-miting.jpg

Совещание. Митинг. 1884.


Сюжет этой картины незамысловатый: группа уличных мальчуганов серьезно рассуждают между
собой – вероятно о затеваемой шалости – перед дощатым забором в пустынной улице
парижского предместья.
«Это истинный шедевр,
- писал об этой картине знаменитый французский поэт и критик Франсуа Коппе,
- лица, позы детей полны жизненной правды, уголок тоскливого пейзажа замечательно
передает уныние, разлитое в этих затерянных кварталах»…

Глядя на трогательного «Жан - Жака», «Молодую женщину, читающую роман», становится
понятно, что их место в Салоне, рядом с ее кумирами - Роббером Флери и Бастьен - Лепажем.



tri-ulybki-ulybka-rebenka.jpg

Три улыбки. Улыбка ребенка. 1883


Но вот «Трем улыбкам», «Обнаженной» - с одним спущенным чулком на ноге, сидящей верхом
на стуле против человеческого скелета, и, наконец, «Парижанке», полунатурщице -
полубалерине кафешантана, - место совершенно в ином ряду! Они ближе к художественным
изысканиям Тулуз - Лотрека, Бердслея, нежели к буржуазной галерее на Елисейских полях...



tri-ulybki-ulybka-devochki.jpg

Три улыбки. Улыбка девочки. 1883


«Три улыбки» художница писала, можно сказать, на «рубиконе» Жизни и Смерти. Оставался
всего год ее земного бытия... Явно, что даже тяжелейшая болезнь не смогла погасить
в ней божественный огонь жажды жизни! Эта работа красноречивее всяких слов...



tri-ulybki-ulybka-devushki.jpg

Три улыбки. Улыбка девушки. 1883.


На картине «Парижанка» изображена молодая смеющаяся девушка в соломенной шляпке,
украшенной цветами, одетая в блузу нежно - розового цвета. Шляпка придает ей
особенную кокетливость. «Парижанка» изображена почти в профиль. Портрет дает
ощущение того, что девушка ведет с кем - то разговор, приятный для нее, поэтому
она так кокетливо улыбается. Фрагментарность сюжета картины, воплотившего как
бы выхваченный из жизни миг беседы (возможно, с молодым человеком), создает легкость,
нежность, воздушность, придает эффект движения изображению на портрете.
Фрагментарность сюжетного решения, неожиданный ракурс, пастельная цветовая палитра
картины Башкирцевой - свидетельствует об элементах импрессионистской эстетики в
творчестве художницы. В этой связи особенно привлекательны переливы розового цвета.
Цвет блузы, шляпки лица при том, что каждая деталь имеет живописную самодостаточность,
создают вместе с тем единую радостную цветовую гамму, а от ее переливов исходит почти
физически ощущаемая свежесть, а улыбка продуцирует явное движение губ, глаз, руки.



parizhanka-irma.jpg

Парижанка. Ирма. 1883.


Полотно Башкирцевой располагает еще одной парой цветовых контрастов. Важным смысловым
акцентом является голубой бант на груди парижанки. Нежный, мягкий, но самый «холодный»
во всей работе. С одной стороны, он является полной противоположностью желтому цвету,
с другой - он его дополняет, делает более выразительным. «Пятно» голубого банта
расположено таким образом, что акцентирует внимание на особенностях изображения руки
девушки, выделяя ее не только через цветовой контраст теплого и холодного, но и тонально.
Охристо - золотистая по цвету рука, изображенная на переднем плане, привлекает внимание
своим несоответствием цвету лица, как бы даже подчеркнутым - она изображена намного
темнее - рука труженицы. Эта особенность кажется сознательно выделенной. Художница
запечатлела на холсте увиденное, то, что поразило ее воображение. Руки женщины не
только выдают ее возраст, но и сословную принадлежность, что уточнила Башкирцева.
В свое время картина была приобретена французским государством и сейчас находится
в музее Пти - Пале в Париже. В искусствоведческой среде картина Парижанка представляется
непременно с уточнением названия – Портрет Ирмы, натурщицы школы Жулиана.
Пожалуй, больше ни одно из произведений Башкирцевой таких уточнений не имеет.



skamya-na-zagorodnoj-parizhskoj-ulitse-osen.jpg

Скамья на загородной парижской улице. Осень. 1884.


Ободренная успехом, Башкирцева с удвоенным усердием продолжала свои занятия живописью,
но, заканчивая свою последнюю картину «Скамья на загородной парижской улице» или «Осень»,
молодая девушка, утомленная лихорадочной для ее слабого здоровья, простудилась и умерла
дождливым осенним днем 31 октября 1884 года около 24 лет от открытого туберкулеза легких,
оставив 150 картин, 200 рисунков, несколько скульптур и акварелей.


Несколько полотен висят во французских музеях: Люксембургском, Лувре, музее Ниццы.
Остальные картины родные увезли на родину, которые погибли в начале второй Мировой
войны при бомбежке окрестностей Киева.
После смерти художницы известный французский писатель Андре Терье выпустил в свет
ее дневник, возбудивший живой интерес и публики, и печати. В настоящее время этот
дневник переведен почти на все европейские языки, везде и всюду пользуется
исключительным успехом, разошелся в десятках тысяч экземплярах и продолжает
расходиться во многих изданиях.
Этот дневник Башкирцева писала в течении двенадцати лет урывками, часто в вагонах,
иногда среди работ, иногда между балами, то опять в томлении одиночества и отчаяния.
Писала с полной искренностью и художественной наблюдательностью, занося все, что
только обращало на себя внимание.



odna.jpg

Одна. 1884.


Такие сложные, исключительные и впечатлительные натуры, как Башкирцева, - редко бывают
счастливы. Они всегда чем то неудовлетворены и недовольны. И Мария Башкирцева, несмотря
на успех и славу, которые ее окружали, несмотря на счастливые условия жизни, - считала
себя несчастной.

"Быть может, ей и в небе счастья нет?.."
Эти строки из стихотворения Марины Цветаевой посвящены Марии Башкирцевой. В статье о
ней французский искусствовед Герро описывает аллегорическую скульптуру «Бессмертие»,
когда - то украшавшую Люксембургскую галерею в Париже. Молоденький гений умирает у ног
ангела смерти, а тот держит в руке свиток, где перечислены все замечательные
художники, преждевременно сошедшие в мир иной, в расцвете лет и творчества.



parizhanka-zhorzhetta.jpg

Парижанка. Жоржетта. 1883


portret-aleksandry-patchenko.jpg

Портрет Александры Патченко. 1881.


portret-zhenshchiny-s-buketom-sireni.jpg

Портрет женщины с букетом сирени. 1881.


molodaya-zhenshchina-s-buketom-sireni.jpg

Молодая женщина с букетом сирени. 1881.


dozhdevoj-zontik.jpg

Дождевой зонтик. 1883.


zhenskij-portret-1.jpg

Женский портрет. 1883.


Эксцентричность ее характера оказалась, как ни странно, весьма продуктивной для
творчества. Было в этой хрупкой и красивой девушке что - то тайное, запретное,
необузданное... и не высказанное до конца, даже в ее откровеннейшем дневнике.
И все это запретное, тайное ярко проявилось в ее работах.
Эпоха, которую рисовала и даже воспевала, очень далеко отошла от нас... Иной раз,
кажется, что ее и вовсе не было. Но картина той эпохи, как ее видела Мария Башкирцева,
замерла для нас на мгновение благодаря искусству художницы.



Источник: stoicka.ru





Posts from This Journal by “серебряный век” Tag

  • О шестерых вот этих

    Если хочешь, для тебя я Пропою здесь серенаду, Буду петь, не умолкая, Хоть четыре ночи кряду? Если хочешь, я мгновенно Сочиню тебе отменный,…

  • Новости искусства

    «Открытки первой половины ХХ века» В галерее «Антиквариум» прошла предаукционная выставка открыток «Серебряного…

  • Серебряный век

    Георгий Иванов в 1930-е годы. Париж x x x Рассказать обо всех мировых дураках, Что судьбу человечества держат в руках? Рассказать обо…

  • Бывшие

    Леон Бакст Бакст — русский художник, изгнанный по причине еврейства из Петербурга, легендарный оформитель „Русских сезонов“ Дягилева,…

  • Котики Серебряного века

    Михаил Ларионов. Кот. Нач. XX в. Начало ХХ века внесло в трактовку кошек в литературе особенную ноту. Начнем с того, что именно тогда…

  • Наркомы

    Степан Карпов (1890-1929): Советский Союз - дружба народов Совет народных комиссаров СССР — высший коллегиальный орган исполнительной и…

  • Серебряный век

    Звезды живописи в балете Сергей Дягилев — великий антрепренер, один из первых продюссеров в мировом искусстве, который научился…

  • Начало ХХ века

    Русский авангард Один из главных музеев Вены, художественная галерея "Альбертине" проводит выставку – «Русские авангарды: от Шагала до…

  • Серебряный век

    От Льва Бакста Бакст — русский художник, изгнанный по причине еврейства из Петербурга, легендарный оформитель „Русских сезонов“ Дягилева,…


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
"среди которых особенных похвал удостоилась картина «Совещание» или «Митинг»"
Присоединяюсь.

А мне больше понравился "Жан и Жак" - два маленьких французика)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account