ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Гобелены



ГАЛЕРЕЯ


«Зонтик» – декоративное панно Francisco Goya, представленное в мадридском Прадо,
которое служило эскизом для гобелена.



255656 - копия.jpg

Франсиско Гойя Зонтик 1777 (фрагмент)


«Санта-Барбара» – это не только бесконечная американская мыльная опера. В Испании
XVIII века так же называлась королевская ковровая фабрика – мануфактура
«Санта-Барбара» (или, сказать проще, фабрика святой Варвары). «Совпадение? Не думаю»,
– так и тянет пошутить, тем более что и задача у обеих Санта-Барбар была примерно
одинаковой: на длительное время сделать людям красиво, а также приятно, весело и
интересно.
Испанская «Санта-Барбара» для этой цели выпускала гобелены – большие безворсовые
ковры ручной работы с жизнерадостными сюжетами и исполненными изящества харизматичными
героями. Такие гобелены могли занимать почти всю стену, и ими с удовольствием
декорировали не только частные дома, но и королевские покои. Королевская мануфактура,
например, выпускала гобелены, которыми украшали помещения Эскориала.



Goya_portrait.jpg

Франсиско Гойя Автопортрет


Вот на такую фабрику гобеленов и устроился работать приехавший в конце XVIII века в
Мадрид из Сарагосы молодой художник Франсиско Гойя (справедливости ради скажем –
попал он туда не с улицы, а по протекции Франсиско Байеу, придворного художника и
старшего брата жены Гойи Хосефы). Задачей Гойи было создавать рисунки, на основе
которых «Санта Барбара» будет ткать гобелены. Какие же сюжеты могут подойти?


Кстати сказать, во Франции примерно в это же время или чуть раньше фабрику
гобеленов  возглавлял коллега Гойи – знаменитый художник Франсуа Буше.



Boucher_par_Gustav_Lundberg_1741.jpg

Портрет Франсуа Буше кисти Густафа Лундберга


Франсуа Буше (фр. François Boucher; 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770, Париж)
— французский художник эпохи рококо.



Темы для гобеленов выбирались идиллические: у французов это были резвящиеся на лоне
природы пастухи и пастушки, в Испании персонажами гобеленов тоже были люди из
простонародья – махо и манолас. Махо – это представители испанских городских низов,
весёлые, темпераментные и витальные. Они готовы в любой момент схватиться за нож,
не дураки выпить и вообще довольно криминализированы (как всякие социальные «низы»)
и в то же время остаются хранителями народных традиций. Их страстных подруг называют
«махи» (отсюда – название известных картин Гойи «Обнажённая маха», «Одетая маха»).



354131.jpg

Франсиско Гойя Обнаженная Маха XIX век


246130.jpg

Франсиско Гойя Маха одетая XIX век


«Махи» – женщины легкого нрава и таких же правил, что отличает их от «манолас» –
приличных девушек строгих правил, этаких «благородных мах», впрочем, столь же
безоглядно уверенных в собственной неотразимости.


Во времена Гойи изображения махо, мах и манолас были чрезвычайно популярны. Их
национальные наряды были так выразительны, ярки и красивы, что даже аристократки,
женщины из знатных родов, очень любили время от времени, особенно во время
карнавалов и светских вечеринок, наряжаться в народном духе. Это было модно, а
в текущей политической ситуации еще и помогало сохранять национальную идентичность.



291273.jpg

Франсиско Гойя Портрет Марии Терезы Кайетана де Сильва, герцогини Альба 1795


Особой приверженностью к испанскому народному костюму отличалась небезызвестная
герцогиня Альба. На ростовых портретах Гойи она, аристократка, как раз одета в
испанском народном стиле



291411.jpg

Франсиско Гойя Портрет герцогини Альба 1797


Всего Гойя выполнил не менее шестидесяти монументально-декоративных панно, служащих
эскизами для гобеленовой мануфактуры. Их отличает удивительная, не представимая в
дальнейшем творчестве Гойи искрящаяся жизнерадостность, многообразие и звучность
палитры. Гойя вдохновенно создаёт счастливую утопию «естественного человека» с опорой
на глубоко народные образы и представления о мире – образы той среды, откуда вышел
и он сам.


Картоны Гойи едва не были утрачены. После создания шпалер эскизы, на основе которых
делались гобелены, становились не нужны. Сам Гойя, чей ранний период исследователи
назовут «гобеленовым», не очень любил эти работы, справедливо полагая, что способен
на большее, и не собирался их хранить. Картоны были забыты и некоторое время их
местонахождение оставалось не известным. В 1860-х они были случайно обнаружены в
каком-то подвале и переданы в Прадо.



255656.jpg

Франсиско Гойя Зонтик 1777


«Зонтик» – один из самых жизнерадостных и красивых картонов Гойи. Он изображает
молодую манолас, сидящую на траве с маленькой собачкой на коленях. День солнечный,
и чтобы красотка не обгорела, её услужливо прикрывает зонтиком юный махо в бархатном
костюме и головном платке, которые, наряду с широкополыми шляпами, любили носить
молодые испанцы.


Сравнительно небольшой формат работы указывает на то, что, скорее всего, она должна
была размещаться над окном. Пирамидальная композиция с фигурами на переднем плане,
а также использование звучных красок и выразительной игры света и тени обозначает
влияние итальянской классической живописи на творчество Гойи (действительно,
незадолго до начала работы на королевской мануфактуре Гойя побывал в Италии и даже
успел получить там вторую премию Пармской академии художеств).


Этот гобелен предназначался для столовой принца и принцессы Астурии (будущих Карла IV
и его жены Марии Луизы Пармской) в Эскориале. «Зонтик» является частью декоративной
серии из десяти картонов с изображением сельских видов и сцен народной жизни, среди
которых «Танец на берегу Мансанарес», «Маскарад в Андалусии», «Драка в Вента Нуэва»,
«Воздушный змей» и др.



249803.jpg

Франсиско Гойя Танец на берегу реки Мансанарес 1777


357953.jpg

Франсиско Гойя Маскарад в Андалусии


343460.jpg

Франсиско Гойя Драка в Вента Нуева 1777


342934.jpg

Франсиско Гойя Воздушный змей 1778


Автор: Анна Вчерашняя

Источник: artchive.ru





Posts from This Journal by “галерея” Tag

  • Буйство красок в Париже

    ГАЛЕРЕЯ От Claude Monet Клод Моне Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878, 1878 Эта картина и ее близнец, написанный на…

  • Гребень и японские красавицы

    ГАЛЕРЕЯ От Kitagawa Utamaro, XVIII век Китагава Утамаро Гребень 1785 • Гравюра Художник Китагава Утамаро начинал карьеру с…

  • «Чересчур современен»

    ГАЛЕРЕЯ От Henri Matisse «Я создаю не женщину, я создаю картину». Анри Матисс Женщина в шляпе 1905, С картины…

  • Абсент и Пикассо

    Ты - яд, с амброзией в смешенье Меня пьянит твой тонкий аромат! Тебе поэт, внимал я в изумленье Ты на на кресте мечтой своей распят! С тобой…

  • Скагенские художники

    ГАЛЕРЕЯ От Peder Severin Kroyer Peder Severin Kroyer Гип-гип-ура! 1888 Картина Крёйера «Гип-гип-ура» кажется…

  • Омнибус II

    ГАЛЕРЕЯ От Anders Leonard Zorn Андерс Цорн Омнибус II 1892 (фрагмент) С первого взгляда не очень понятно, что подвигло всегда…

  • Карусели и качели

    ГАЛЕРЕЯ От Александра Мурашко Когда в 1904 году после путешествия по Европе Александр Мурашко вернулся в Петербург, он уже ничем не…

  • Женщина в белых чулках

    ГАЛЕРЕЯ От Suzanne Valadon Сюзанна Валадон Женщина в белых чулках 1924 Женщина в белых чулках Сюзанны Валадон отсылает нас к…

  • Klod Mone

    Klod_Mone Сорока 1869 Картина «Сорока» оказалась одним из самых первых снежных пейзажей для импрессионизма вообще и для самого Клода…


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

?

Log in

No account? Create an account