ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

«Чересчур современен»



ГАЛЕРЕЯ

От Henri Matisse


«Я создаю не женщину, я создаю картину».


169481.jpg

Анри Матисс Женщина в шляпе 1905,


С картины «Женщина в шляпе» началась известность Матисса.

Ее можно считать переломным этапом: художник окончательно простился с неоимпрессионизмом
и провозгласил фовизм – искусство яркого цвета, смелых решений и декоративности.


Матисс выставил ее на Осеннем салоне в 1905 году. Бедная публика только
смирилась с  выходками импрессионистов, и снова всё изменилось!
Президент Осеннего салона Франсис Журден придерживался позиции
«я, конечно, человек прогрессивный, но меру знать надо»,
поэтому на всякий случай настаивал на отклонении картины. На открытый
конфликт с академизмом Журден не шел, хоть и сочувствовал новым исканиям…
Про портрет он сказал, что Матисс здесь «чересчур современен».
Когда жюри вопреки его «антипротекции» приняло картину к экспозиции,
Журден воскликнул:
«Бедный Матисс! А я-то думал, что у него здесь все друзья!».


На портрете Матисс изобразил свою жену Амели. Смелое, невиданное досель сочетание красок
образует удивительную гармонию и одновременно дает понять, почему это направление
нарекли фовизмом (les fauves - дикий). Теплые киноварь, кармин, марена уравновешиваются
ледяным изумрудно-зеленый, фиолетовым, кобальтовым. Разве женщина может быть такой?
Но цвет у Матисса – это всегда цвет преображенный, это не цвет быта, это цвет живописи,
что подтверждает его знаменитое высказывание:
«Я создаю не женщину, я создаю картину».



297329.jpg

Винсент Ван Гог Пшеничное поле с воронами Июль 1890


Интересно проанализировать влияние Ван Гога на живопись Матисса. «Вангоговские»
неистовство и импульсивность Матисса и влекли, и отталкивали. Его путь лежал в
другой стороне – не безудержное следование импульсу, но и не подавление его в
пользу рассудочности, а некое «воспитание чувств», по определению Эсколье (ни в
коем случае не путать с дидактизмом – такое Матисс на холст не пускал никогда).
Страсть, пропущенная через внутреннюю дисциплину, не перестаёт быть страстью,
но в исполнении Матисса приобретает глубину и тонкость.


Писатель Франсис Корко говорил, что относительно авангардистских течений «Женщина в шляпе»
мгновенно пояснила ему больше, «чем все эти парадоксы», то есть многочисленные манифесты
и теории того времени.


Картина вызвала бурную, в основном негативную реакцию публики, а вот американская
писательница Гертруда Стайн пожелала ее приобрести. Она обратилась к администратору
выставки, тот сказал, что на картину установлена цена 500 франков, но, как правило,
в цену заложена возможность уступки, поэтому он бы рекомендовал мадам предложить
400 франков. Гертруда так и сделала. Каково же было ее удивление, когда ей передали
отказ художника снизить стоимость картины!


Дело в том, что Матиссы тогда остро нуждались. Когда принесли записку от секретаря
Салона, сообщающую о покупателе, готовом отдать за картину 400 франков, Матисс очень
обрадовался. Амели же настояла на отказе, заявив, что если покупатель настолько
заинтересован в картине, что хочет ее приобрести, то разница в 100 франков не будет
для него существенна. Зато на эти деньги можно будет купить зимнюю одежду для Марго
(внебрачная дочь Матисса, жившая в семье). Ох и непростые несколько дней пришлось
пережить мадам Матисс! От покупателя не было никаких известий, а если что-то не
ладилось в делах живописных, то нрав у Матисса был крут. Но через три дня из Салона
сообщили, что картина куплена за 500 франков.
Личное знакомство Матиссы с Гертрудой Стайн свели позднее.


Алена Эсаулова - artchive.ru





Posts from This Journal by “галерея” Tag

  • Буйство красок в Париже

    ГАЛЕРЕЯ От Claude Monet Клод Моне Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878, 1878 Эта картина и ее близнец, написанный на…

  • Гребень и японские красавицы

    ГАЛЕРЕЯ От Kitagawa Utamaro, XVIII век Китагава Утамаро Гребень 1785 • Гравюра Художник Китагава Утамаро начинал карьеру с…

  • Абсент и Пикассо

    Ты - яд, с амброзией в смешенье Меня пьянит твой тонкий аромат! Тебе поэт, внимал я в изумленье Ты на на кресте мечтой своей распят! С тобой…

  • Скагенские художники

    ГАЛЕРЕЯ От Peder Severin Kroyer Peder Severin Kroyer Гип-гип-ура! 1888 Картина Крёйера «Гип-гип-ура» кажется…

  • Омнибус II

    ГАЛЕРЕЯ От Anders Leonard Zorn Андерс Цорн Омнибус II 1892 (фрагмент) С первого взгляда не очень понятно, что подвигло всегда…

  • Гобелены

    ГАЛЕРЕЯ «Зонтик» – декоративное панно Francisco Goya, представленное в мадридском Прадо, которое служило эскизом для…

  • Карусели и качели

    ГАЛЕРЕЯ От Александра Мурашко Когда в 1904 году после путешествия по Европе Александр Мурашко вернулся в Петербург, он уже ничем не…

  • Женщина в белых чулках

    ГАЛЕРЕЯ От Suzanne Valadon Сюзанна Валадон Женщина в белых чулках 1924 Женщина в белых чулках Сюзанны Валадон отсылает нас к…

  • Klod Mone

    Klod_Mone Сорока 1869 Картина «Сорока» оказалась одним из самых первых снежных пейзажей для импрессионизма вообще и для самого Клода…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

?

Log in

No account? Create an account