ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Гребень и японские красавицы



ГАЛЕРЕЯ


От Kitagawa Utamaro, XVIII век


388047.png

Китагава Утамаро Гребень 1785 • Гравюра



Художник Китагава Утамаро начинал карьеру с работы над иллюстрациями и гравюрами,
изображающими актеров театра кабуки. Но его главной страстью было написание
японских красавиц всех сословий. Наиболее часто он наведывался за поиском натуры
в веселые кварталы, где ему охотно позировали обитательницы чайных домиков,
куртизанки и гейши.



148199.jpg

Китагава Утамаро Воробей Йошивара XVIII век • Ксилография


В 1780 году талант Утамаро отметил знаменитый издатель Дзюдзабуро Цутая, и с этого
момента живописание японских девушек и женщин становится главной темой ксилографий
мастера. В традиции укиё-э такие гравюры, посвященные главным образом портретам
красивых японок, относили к жанру бидзинга («картины красавиц»).

Причем если большинство других мастеров предпочитали изображать своих героинь в
полный рост, то Утамаро часто брался за погрудные композиции окуби-э («большие
головы»). Это давало возможность сфокусироваться на филигранном изображении лица
и прически, а также сосредоточиться на внутреннем мире и эмоциях моделей.



388054.jpg

Китагава Утамаро Три красавицы наших дней 1793 • Ксилография •


В отличие от десятков безымянных красавиц запечатленных Китагавой Утамаро, известны
не только имена девушек с гравюры «Три красавицы наших дней», но и их род деятельности,
и даже семейная принадлежность. Дело в том, что во время, когда художник начинал
осваивать свой главный конек – портреты привлекательных японок – в городе Эдо и даже
за его пределами славились своей красотой три девушки: Томимото Тоёхина, Нанивая
Кита, Такасима Ниса.



388162.jpg

Китагава Утамаро Томимото Тояхиса читает письмо 1796 • Ксилография


Наиболее именитая из них, Томимото Тоёхина, помещена в центр. Она была прославленной
гейшей из веселого квартала Ёсивара. Свой псевдоним красавица получила благодаря
искусному исполнению томимото-буси – произведений песенно-сказового жанра, которые
были очень популярны в Японии периода Эдо. Исполнялись они под аккомпанемент сямисэна
– традиционного японского инструмента, ближайшим родственником которого, из знакомых
европейцам, можно назвать лютню.


Точный возраст Томимото на момент написания гравюры неизвестен, но считается, что она
старше своих товарок, совсем молоденьких девушек. И эту разницу каким-то непостижимым
образом художнику удается передать, несмотря на довольно обобщенное изображение черт
лиц моделей – ее выдает более спокойный, умудренный опытом, взгляд.



388164.jpg

Китагава Утамаро Нанива-я Окита. Из серии "Выдающиеся красавицы и бессмертная поэзия"
1793 • Ксилография



Справа от нее, в черном кимоно с узором стоит Нанивая Кита, также известная под именем
О-Кита. Она была дочерью владельца чайного домика в районе Асакуса.
Согласно сохранившимся документам, О-Кита была невероятно популярной, и сделалась
высокомерной и заносчивой до такой степени, что отказывалась выполнять свои
обязанности и разливать чай, пока за ней не приходили – что называется, ждала
особого приглашения.

Зато ее красота привлекала в заведение отца толпы любопытных поклонников и приносила
ему хорошую прибыль. И это несмотря на очень юный возраст: согласно общепринятому
мнению, на этой гравюре девушке должно быть 15 лет.


Третья красавица – Такасима Хиса, или просто О-Хиса, была старшей дочерью Такасимы
Чобэя, владельца еще одного чайного домика, на этот раз в районе Рёгоку. И хотя она
проигрывала в популярности своей младшей сопернице О-Ките, красота шестнадцатилетней
О-Хисы ценилась очень и очень высоко.
Один состоятельный торговец предложил за нее целых полторы тысячи рё (японских золотых
монет), но родители отказали ему, и девушка осталась работать в заведении отца.
Видимо, в долгосрочной перспективе она могла принести более существенный доход,
привлекая клиентов, которые слетались поглазеть на красивую официантку, как мухи на мед.


Нещадно эксплуатировал достоинства первых красавиц Эдо и художник. Гравюры с их
изображением пользовались таким успехом, что Утамаро продолжал штамповать новые,
изображая трех девушек как вместе, так и по отдельности



388159.jpg

Китагава Утамаро Три красавицы: Оката, Охиса и Тоёхина 1793 • Ксилография



Но самой известной и перепечатываемой вновь и вновь оставалась ксилография «Три
красавицы наших дней», также получившая распространение под названиями «Три красавицы
эры Кансей» и «Три известных красавицы». Оригинальные доски со временем окончательно
износились, а новые имели некоторые отличия от первоначальных, по которым исследователи
определяют их принадлежность к тому или иному тиражу.



388156.jpg

Китагава Утамаро Три девушки с упаковками от сладостей 1801 • Ксилография



Так, на более поздних версиях отсутствует надпись с названием гравюры или имена
моделей, либо и то и другое вместе. Причины, по которым так получилось, доподлинно
неизвестны. Предполагают, что, возможно, они вызваны либо переездом красоток в
другой город, либо закатом их популярности, поэтому имена уже перестали иметь
какое-либо значение.


А первых отпечатков со всеми надлежащими надписями и характерным блеском на заднем
фоне, которого на своих работах мастер добивался при помощи слюдяного порошка, что
придавало особой роскоши и без того самой люксовой разновидности гравюр – нисики-э
– в мире осталось всего два. К ним относят экземпляры, хранящиеся в бостонском
Музее изящных искусств и Коисикавском музее укиё-э в Токио.



388049.jpg

Китагава Утамаро Красавицы из Ёсивара • Гравюра



Благодаря этому художник фактически стал создателем жанра портрета в традиции гравюры
укиё-э. Несмотря на то, что по внешним признакам его героини выглядели довольно
обобщенно (высокие прически с декоративными шпильками, длинные грациозные шеи, хрупкие
пальцы), ему удавалось ухватить суть их характера либо отразить сиюминутную эмоцию:
грусть, игривость, мечтательность или веселье.



148192.jpg

Китагава Утамаро Сцена на мосту и Белд XVIII век • Ксилография



Еще одним нововведением Утамаро было то, что он изображал представительниц разных
социальных слоев: знатных горожанок, продавщиц из маленьких лавочек и девушек из
известных торговых династий. А ведь прежде гравюрам чаще всего отводилась роль
своеобразных «рекламных листовок», на которых представали знаменитые гейши и
популярные куртизанки.



148191.jpg

Китагава Утамаро Свежий ветер под мостом Риогоку XVIII век • Тушь


Но и без участия последних на работах Китагавы Утамаро, конечно, не обошлось. Для
гравюр укиё-э, посвященных куртизанкам самого высшего разряда, даже выделялся целый
поджанр – тайу. Судя по фривольному наряду девушки на ксилографии «Гребень»,
оголяющему шею и грудь, и дорогим шелковым обоям на заднем фоне, в данном случае
речь идет как раз об одной из них.



148206.jpg

Китагава Утамаро Девушка дующая в свисток XVIII век • Тушь



Специфика печатания гравюр с деревянных блоков была такова, что создание подобной
работы требовало высочайшего мастерства от целой бригады: помимо непосредственно
художника и издателя, были задействованы резчик и печатник. Для каждого цвета или
оттенка вырезалась отдельная печатная форма, число которых достигало более трех
десятков только лишь для одной гравюры.



148190.jpg

Китагава Утамаро Лентяйки 1792 • Ксилография


А подобные изощрения, как отдельные волосинки в прическе или полупрозрачный черепаховый
гребень и вовсе были вызовом как для резчика, так и для печатника, который наносил
краску на готовые формы и вручную делал отпечатки на влажной бумаге. Без их труда не
было бы и ослепительно красивых картин Утамаро.



148193.jpg

Китагава Утамаро Танец воробья Йошивара 1791 • Ксилография



Но и заслуги художника тоже нельзя преуменьшать: кажется, необходимо родиться в Японии
и вырасти в Эдо, с видом на гору Фудзи, чтобы уметь видеть и изображать прекрасное
таким малым количеством средств. Несколько плавных линий, десяток чистых тонов и
готов портрет, который можно рассматривать часами, но все равно так и не найти ответ,
в чем заключается гипнотизм красавиц Китагавы Утамаро.



148195.jpg

Китагава Утамаро Час Быка XVIII век • Ксилография



Его фирменный почерк – изящные черты лица, маленькие аккуратные рты, вздернутые брови,
тонкие шеи и длинные пальцы – со временем станут национальным идеалом красоты.
«Художник извлек из сердцевины красок и света дивный образ японки и подарил его
времени, подарил его нам, неведомым и далеким потомкам, движимым такой же, как и
он, жаждой вечно живого, прекрасного»
, – так поэтично отзывался о творчестве
мастера Утамаро востоковед Николай Федоренко.



148201.jpg

Китагава Утамаро Женщины шьют платья XVIII век • Ксилография (фрагмент)



Наталья Азаренко - artchive.ru





Posts from This Journal by “японская живопись” Tag

  • Чернильные картинки

    Кошки в татуировках и татуировки кошек Каждому свое, некоторые из нас любят кошек, другие татуировки, но если сложить их вместе, то они уже…

  • После окончания войны

    Гравюры Kobayashi Kiyochika о русско-японской войны 1904-1905 годов Эта серия гравюр, от русско-японской войны 1904-1905 годов,…

  • Цветы для вас

    Odano Naotake (1749-80) This painting of Shinobazu Pond is listed as an Important Cultural Property. Akita Museum of Modern Art

  • Утка-мандаринка

    Любой, кто знает, что такое утка-мандаринка, ассоциирует эту птицу с понятием идеальной моногамии. Поэтому не удивительно, что и в Китае, и в Японии…

  • Зима в Японии

    Зима и снег в моём журнале В последний день зимы от японских художников Японцы никогда не считали свою страну центром мира, они считали…

  • «Nihonga»

    Пейзажи от Yokoyama Taikan Японский художник, главная фигураы японской живописи времен Второй мировой войны, создатель японской техники…

  • Японская живопись

    Японский художник Kishida Ryūsei Японский художник Kishida Ryūsei (1891-1929) принадлежит к западному стилю японской живописи йоги-ка…

  • Коты и кошки

    Коты в японском искусстве Японский художник Ryusei (Yoshimi) Okamoto На чумазых котят Так похожи сережки ивы, А ведь тоже цветы!…

  • Восток и Запад

    Искусство, что всех нас легко Возвысить, кажется, могло бы... Когда б готовы были мы Подняться до него?... Гравюр по дереву,-Шуншо И Хиросиге…


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

?

Log in

No account? Create an account