ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

"Паркетчики"



Gustave Caillebotte (1848—1894) — французский художник, меценат, коллекционер,
представитель импрессионизма. Один из главных основателей собрания парижского
музея д’Орсэ и один из «отцов филателии».



325166.jpg

Гюстав Кайботт Автопортрет 1892


В 1873 году Кайботт получил большое наследство от отца, и это материальное благополучие
предоставило ему возможность заниматься всю жизнь любимым делом - живописью и
коллекционированием. Он занимался также в студии Бонна при Школе изящных искусств,
но, невзирая на это, так и не стал художником-профессионалом, зарабатывающим себе
на жизнь своим ремеслом, а просто наслаждался самим процессом живописи.



351897.jpg

Гюстав Кайботт Паркетчики 1875


Когда Кайботт предложил «Паркетчиков» для ежегодной парижской выставки в Салоне в
1875 году, академики ее брезгливо отвергли: вульгарно. Когда картина появилась на
второй выставке импрессионистов, даже друг художников-новаторов Эмиль Золя, написавший
множество хвалебных статей в их поддержку, был возмущен. Буржуазное искусство –
фыркнул писатель. Его конечно смутила и восхитила почти фотографическая точность и
возмутил этот взгляд художника сверху. Свысока – подумал Золя.


Точно, Кайботт был невероятно богат – и по всем правилам и ожиданиям должен был писать
огромные полотна на исторические темы или ясноглазых Венер, окруженных розовощекими
купидонами. Эти картины должны были бы благосклонно приниматься Салоном и прямиком
оттуда разъезжаться по модным парижским гостиным. Но Кайботту кружит голову новая
современная жизнь города, изобретения, технические перевороты, широкие бульвары и
тяжелые мосты. Вместо трех граций, танцующих на невесомых облаках, он пишет трех
рабочих, соскребающих лак с паркета. Пишет с классическим академическим
совершенством  и точностью.
Этот новый шикарный дом, в котором работают паркетчики, располагался на улице Миромениль.
А пол, который они скребут, – пол будущей мастерской художника.
Вальдемар Янушчак, британский арт-критик, провел настоящее строительное расследование,
чтоб понять, зачем рабочие скребут новый с виду пол и почему сначала проскребают
ровные полоски на поверхности.



267283.jpg

Вальдемар Янушчак на прогулке.


Янушчак очень игрив: он оживляет моющихся женщин Дега, а по Парижу ходит со свиньей
на поводке и с соболем подмышкой.



Во-первых, пол хоть и новый, но темный. А в мастерской художника должно быть светло.
Во-вторых, полосы делают и сейчас – чтобы не сбиться и не снять лишний слой дерева.
Словом, чтобы пол на всей плоскости оставался ровным.

Но взгляд сверху для Кайботта – это просто взгляд сверху. Технический прием и
композиционная головоломка. Кайботт охотился за такими сложными точками обзора:
писал гребца, сидя с ним в одной лодке, почти упираясь коленями в его колени,



32716.jpg

Гюстав Кайботт Гребец в цилиндре 1878


или смотрел с балкона на проходящих внизу людей, у которых в такой перспективе
видны только ботинки, плечи и цилиндры.



222580.jpg

Гюстав Кайботт Бульвар, вид сверху 1880


Кайботта теперь уже давно не обвиняют в снисходительном отношении к паркетчикам и в
буржуазных замашках, потому что он первый художник, который сделал городского
рабочего героем картины. Он пошел дальше всех. Курбе писал дробильщиков камней,



226518.jpg

Гюстав Курбе Дробильщик камней


а Милле – крестьян, просеивающих зерно


227121.jpg

Жан-Франсуа Милле Мужчина, просеивающий зерно


и сажающих картофель.


325482.jpg

Жан-Франсуа Милле Крестьяне, сажающие картофель 1861


В город перебрались Мане и Ренуар, но и они писали танцующих белошвеек


271861.jpg

Пьер Огюст Ренуар Бал в Мулен де ла Галетт 1876


и грустящих барменш.


319748.jpg

Эдуар Мане Бар в Фоли-Бержер 1882


А на вокзалах Моне никто не работает – там все давно отлажено и дымит.


263673.jpg

Клод Моне Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда 1877


Кайботт впервые заметил, что горожане работают. В его Париже маляры красят фасады,
и даже сельскохозяйственные работы выглядят каким-то ультрасовременным и
новаторским экспериментом



32710.jpg

Гюстав Кайботт Маляры фасадов 1877


32665.jpg

Гюстав Кайботт Полив 1877


Автор - Анна Сидельникова
Источник - artchive.ru




Posts from This Journal by “импрессионизм” Tag

  • Четыре леди импрессионизма

    Mary Cassatt Mary Cassatt (1845-1926) «Автопортрет» Одной из самых ярких личностей во французском импрессионизме считается…

  • Четыре леди импрессионизма

    Моризо, Берта (Berthe Morisot, 1841-1895) В апреле 1874 года в ателье фотографа Надара на бульваре Капуцинок, открылась выставка,…

  • Четыре леди импрессионизма

    Marie Bracquemond (1840-1916) «Импрессионисты изобрели... не только новый, но и очень полезный способ смотреть на вещи.…

  • Четыре леди импрессионизма

    Злые языки утверждают, что женщины-художницы оставили в истории живописи весьма незначительное место только потому, что на протяжении веков эту…

  • Певец сельской идиллии

    Victor Vignon - французский художник-пейзажист. В молодые лета брал уроки у Коро, который оказал существенное воздействие на его стиль живописи.…

  • Буйство красок в Париже

    ГАЛЕРЕЯ От Claude Monet Клод Моне Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878, 1878 Эта картина и ее близнец, написанный на…

  • Цветы для вас

    В это холодноё пасмурное утро вспомнить лето поможет Abbott Fuller Graves Abbott Fuller Graves( 1859 - 1936) американский художник…

  • Красота

    «Какой нормальный человек может созерцать цветущий сад или склон холма, который природа украсила полевыми цветами, не испытывая при этом…

  • Американский импрессионизм

    Американский импрессионизм — один из самых значимых художественных стилей на рубеже XX века, — в буквальном смысле ожил в Бронксе.…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

?

Log in

No account? Create an account