ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Жемчуг

«Жемчуг бывал мелкий, средний, крупный;
различались зерна гурмыдкие, кафимские,
зерно раковинное, зерно не алмазное;
жемчуг считался по зернам,
половинкам и золотникам».

Иоганн Кильбургер


Известно, что в Москву стекалось огромное количество морского жемчуга с Востока.
Импортом занимались даже англичане: например, огромную нить подарил царю Борису
посол Джером Горсей в 1586 году. Другой иностранец, Жак Маржерет, записал, что
видел в казне по меньшей мере полсотни царских нарядов, расшитых по краям
драгоценностями, видел платья, полностью вышитые жемчугом, а также «платья,
покрытые жемчужной вышивкой на фут, на полфута, на четыре пальца»! Поразили
его и полдюжины царских покрывал, вышитых жемчугом полностью





Неизвестный художник. Парсуна царя Алексея Михайловича. 1670-80 годы


Количество жемчуга в казне легче всего представить по хроникам разгрома: в 1611 году,
взяв Кремль, кичливые поляки от безделья стреляли крупными жемчужинами из мушкетов,
а во время Соляного бунта 1648 года бунтовщики-грабители жемчуг мерили пригоршнями
и продавали желающим полными шапками.


Жемчуг шел на отделку шапок, обуви, каймы, рукавов… список бесконечен. Эти костюмы
можно представить по портретам-парсунам XVII века, изображающим царей и цариц.
Картины анонимных мастеров вряд ли достоверно изображают своих моделей. Зато богатые
наряды выписаны с необыкновенной тщательностью — это наследие иконописной традиции,
где «доличному» (всё, кроме лиц и рук) уделялось особое внимание.





Алексей Корзухин Боярышня 1882


Разумеется, без воссоздания драгоценных уборов из крупных круглых жемчужин невозможно
представить и историческую живопись второй половины XIX века на тему Руси. Вспомним
таких живописцев, как Константин Маковский, Александр Литовченко, Григорий Седов,
Николай Неврев, Сергей Соломко и т. д.





Неизвестный художник/ Парсуна царицы Марфы Апраксиной/ Конец XVII века


Еще больше было пресноводного жемчуга, ведь его добывали в наших реках — в особенности
в Архангельской губернии, по берегам Белого моря. Именно там обильно водилась
европейская жемчужница. Колонии в реках были так обильны, что все попытки государства
хоть как-то взять добычу под контроль, давать на нее лицензии, были безуспешны —
например, указ Петра I с запретом ловли от 1721 года пришлось отменить через десять
лет. Благодаря этому народный костюм северных губерний особенно наряден: позволить
отделку речным жемчугом в этом регионе могли себе очень многие.





Неизвестный художник. Женщина в торопецком
жемчужном кокошнике и платке. 1850-е годы.



«Как только услышал я шум и увидел, что проходят в городские ворота, я схватил на
всякий случай с собой нитку жемчуга, потому что в городе есть красавицы и дворянки,
а коли есть красавицы и дворянки, сказал я себе, то хоть им и есть нечего, а жемчуг
все-таки купят».


Николай Гоголь. «Тарас Бульба»


Столетиями речной жемчуг промышляли самыми примитивными способами, но к концу
XIX века этому пришел конец — не только из-за хищнической добычи, но и из-за
изменения экологии (заболоченность берегов, сплавление лесов, замутнение воды
минеральными взвесями). Падение было резким — в 1860 году его экспортировали
из России на 182 тысячи рублей, а спустя десять лет — всего на 1,5 тысячи.





Неизвестный художник. Портрет купеческой жены Анны Филатовой. 1840-е годы.


Лучше всего речной жемчуг разглядывать на провинциальных «примитивных» портретах,
изображающих купчих и богатых крестьянок XIX века. Как правило, они происходят
из Архангельской, Олонецкой, Тверской, Новгородской и Псковской губерний — северных
земель, где головные уборы роскошно отделывали речным жемчугом. В основном они
написаны анонимными мастерами, хотя сохранилось имя художника-крестьянина — Абрама
Клюквина.





Портрет новгородской крестьянки
с белым платком в руке. 1830-е годы.



В наш век искусственного жемчуга, который стоит копейки, трудно представить, насколько
дорог жемчуг настоящий. Вспомним, например, что Мэри Морстен (будущая миссис Ватсон)
могла бы достойно прожить год, продав одну-единственную индийскую жемчужину из ожерелья.
А Жак Картье в 1917 году купил здание своего магазина на 5-й авеню в Нью-Йорке, отдав
две нитки бус. Часто жемчужное ожерелье было непременной частью приданого, самой
дорогой вещью в шкатулке и крайним способом получить деньги в случае острой
необходимости.

Дело в том, что в Новое время жемчуг все дорожал и дорожал — например, за первую
половину XVII века он утроился в цене, а по стоимости оборота на рубеже XIX–XX веков
он даже стоял на первом месте среди драгоценностей. Так, пара серег-жечужин, которые
в 1821 году купил великий князь Николай Павлович (будущий император), стоила 29 тысяч
рублей — колоссальная по тем временам сумма.





Владимир Боривиковский. Портрет великой княжны Марии Павловны. 1800-е годы.


Дамы носили на шее состояние, а мода на нити жемчуга, элегантные сами по себе,
практически не менялась, хотя можно было играть с их длиной и количеством рядов.
Иногда, впрочем, ожерелье дополнялось фермуаром — крупной застежкой с драгоценным
камнем. Популярности украшения способствовала и любовь к жемчугу скромной вдовы
из Виндзора по имени Виктория.



«Самое распространенное драгоценное украшение сезона — жемчуг в виде отдельных
ниток или колье. Дамы высшего общества носят жемчужные нитки в неотделанном виде.
Нитка обматывается свободно вокруг талии, образует род кушака со свободно
связанными концами, конец нитки делается в форме английской булавки, украшенной
квадратными бриллиантами».


Журнал «Ювелир», 1912, № 9




Илья Репин. Портрет Марии Тенишевой. 1896 год.


Жемчуг на шее, в ушах, в волосах можно увидеть на огромном количестве женских
портретов XVIII–XIX веков. Возможно, по той же причине, по которой он и сегодня
необходимый аксессуар гардероба стильной женщины: ведь жемчуг не выглядит вызывающе;
украшая, не перетягивает внимание на себя. А для живописной картины это крайне
важное качество. Вглядимся в женские портреты Рокотова, Боровиковского, Кипренского,
Брюллова, Репина, Серова — удивительно, насколько жемчуг одинаков, но не однообразен.





Франсуа Фламенг. Портрет Зинаиды Юсуповой. 1894 год.


Немного другая история — портреты богатейших женщин Российской империи. На них так
много крупного жемчуга, что это уже не элегантность, а кичливость. В первую очередь
это дамы из рода Юсуповых — Зинаида Николаевна и ее мать Татьяна Александровна.
Эту страсть они унаследовали от княгини XVII века — Татьяны Васильевны Юсуповой,
племянницы Потемкина. Ее потомок Феликс в своих воспоминаниях писал о прапрабабушке:


«Она была страстной ценительницей драгоценностей и основала коллекцию, ставшую
знаменитой. Она купила алмаз «Полярная звезда» и множество украшений с французской
короны, украшения неполитанской королевы и, наконец, уникальную и великолепную
«Перегрину», знаменитую жемчужину, принадлежавшую Филиппу II Испанскому и, говорят,
в древности — царице Клеопатре. Жемчужина была парной той, которую царица Египта
растворила в уксусе, чтобы превзойти Антония в застольных безумствах».


Феликс Юсупов. «Перед изгнанием»




Орест Кипренский. Портрет Екатерины Авдулиной. 1822 год.


Характерно, что на портретах самой Татьяны Васильевны, созданных в эпоху классицизма
и ампира, переизбытка драгоценностей мы не найдем: вкус времени не дозволял подобные
излишества в живописи. А вот представительницы следующих поколений жили во вторую
половину ХIХ века — более эклектичную эпоху, и поэтому их портреты ослепляют блеском
драгоценностей.





Неизвестный автор. Портрет Т. А. Юсуповой. 1875 год.


Татьяну и Зинаиду Юсуповых писали Винтерхальтер, Маковский, Серов и многие другие.
Для истории искусства ценнее всего, конечно, работа Валентина Серова — а для истории
драгоценностей произведение Франсуа Фламенга. Здесь княгиня Зинаида изображена с
гигантской жемчужиной «Пелегриной», которую ее сын продал в 1953 году.





Франц Винтерхальтер. Портрет Т.А. Юсуповой. 1858 год.


Со второй половины XIX века своим блеском начинают ослеплять и портреты императриц.
Если на портретах Александры Федоровны (жены Николая I) и Марии Александровны
жемчуга просто много, то их преемницы Мария Федоровна и Александра Федоровна
(жена Николая II) практически закованы в него, как в броню. Драгоценности покрывают
их тела, как оклад — иконы.





Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны. 1880е годы.


Теперь это позволяла мода, вдобавок монархии требовалось поражать богатством и величием.
Да и сами императрицы обожали украшения. Разглядывая царские портреты кисти Робертсон,
Винтерхальтера, Репина, Крамского и других живописцев, мы узнаем о вкусах каждой
императрицы. Жена Николая I жемчуга обожала: она изображена в жемчужных кордильерах —
длинных бусах, которые крепились к предплечьям, соединяя обе руки. Мария Александровна
предпочитала вплетать нити в волосы. Шею Марии Федоровны обхватывает тугой ошейник
чокер — подобные ожерелья ввела в моду ее сестра Александра, королева английская (по
слухам, чтобы скрыть небольшой шрам).





Кристина Робертсон. Портрет Алксандры Федоровны (фрагмент). 1840-е годы.


Но особенно любила жемчуг супруга Николая II. Мы помним о семейной традиции подарков
Ники и Алекс — яйца Фаберже на Пасху; была и другая традиция — жемчуг «от Болина»
каждый апрель (в годовщину помолвки и на тезоименитство императрицы)


.

Неизвестный художник. Копия с картины Ильи Репина.
Портрет Александры Федоровны. 1896 год.



На покупки в ювелирной фирме «Карл Эдуард Болин» последний император тратил огромные
суммы — как-то за 8 лет вышло полмиллиона рублей. Увы, все эти драгоценности сгинули,
когда после революции большевики занялись распродажей ценностей. И даже диадема
«Русская красавица» работы Болина в Алмазном фонде — это реплика, созданная
советскими ювелирами в 1987 году.


Источник - culture.ru





Posts from This Journal by “ювелирные изделия” Tag

  • "Глаз возлюбленного"

    Оригинальные украшения, получившие название "Lover`s eye" - "Глаз возлюбленного", носили в Георгианскую эпоху (1714-1810). Подобные…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Пользователь tanucha52 сослался на вашу запись в своей записи «Жемчуг» в контексте: [...] Оригинал взят у в Жемчуг [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account