ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Азербайджан в древности

Оригинал взят у maximus101


Назывался ли Азербайджан в древности Азербайджаном?


Так как я буду делать серию постов об Азербайджане, хочу напомнить читателям об истории названия этой страны, по этому поводу часто возникают различные недопонимания. Общую информацию о термине "Азербайджан" можно узнать в Википедии.
Существует устойчивое представление о том, что термин "Азербайджан" никогда не применялся к территории нынешнего гос-ва Азербайджан и относился лишь к северо-западным частям нынешнего Ирана, и якобы этот термин искусственно был перенесен на нынешний Азербайджан лишь в начале 20 века при становлении Азербайджанской республики.

Исторические документы свидетельствуют, что это ложное представление. Из-за тесной исторической связанности всего региона Закавказья многие географические и политические термины перемешивались и могли менять свой смысл, но термин "Азербайджан" устойчиво применялся к территории нынешнего одноименного гос-ва вместе с другими более известными названиями - Кавказская Албания, Арран, Ширван и Армения. Главная причина по которой нынешний северный Азербайджан соединялся с южным иранским - это подчиненность данной территории центрам власти, которые находились существенно южнее (там, где и зародился этот термин) например Сасанидскому Ирану или арабскому Халифату. Плюс, устойчивое желание правителей, контролировавших Азербайджан, видеть его единой частью со всем Закавказьем, в связи с этим Азербайджаном даже могли называть все Армянское нагорье, включая часть территории современной Турции.
Несколько примеров использования термина "Азербайджан" в исторических документах:




Наиболее показательно смешивает Азербайджан и Армению знаменитый географ Якут аль-Хамави (12 век.)
«Словарь стран» («Муджам аль-булдан»)
«Границы Азербайджана тянутся от Барды на востоке до Арзинджана на западе...»

По мнению Якута Азербайджан простирался от нынешнего турецкого города Эрзинджана (Арзинджана) до города Барда в современном Азербайджане.
Поэтому по Якуту аль-Хамави в состав Азербайджана входило почти все Армянское нагорье.

«ДАВИН (ДВИН) — город в области Аррана, в крайних пределах Азербайджана.»

Соответственно и армянский город Двин, находящийся сейчас в современной Армении недалеко от Еревана, тоже входил в пределы Азербайджана.

О городе Барда.
«Барда — город в самой дальней части Азербайджана, построен из жженого кирпича и известняка и находится равнине. По сообщениям ал-Истахри Барда — очень большой город. Я говорю, что это описание старое, ибо в настоящее время от города не осталось ничего. В Азербайджане я встречал людей из жителей Барды и расспрашивал их о городе и они говорили мне, что город сильно разрушен и что жителей в нем теперь очень мало, почти как в деревне, положение там беспокойно, бедность явная, нужда видимая, дома разрушенные, разорение всеобщее. Хвала тому, кто производит перемены, но сам не меняется, кто уничтожает, но не уничтожается и он распоряжается своими тварями так, что ни в одной из них не видна тайна его промысла!»

Абу Дулаф.
Вторая записка.

«Затем я возвратился в Азербайджан по горам до Мукана (Муканская степь в нынешнем Азербайджане). Я шел восемьдесят фарсахов под деревьями по берегу Великого моря Табаристана, пока я не дошел до места, называемого Бакуйа (Баку), принадлежащего к областям Ширвана. Там я нашел источник нефти, ежедневная арендная плата которого достигает тысячи дирхемов...»

Об основателе династии Ширваншахов.
О ЦАРЯХ ШИРВАНА И БАБ АЛ-АБВАБА
«Первый из них, кто правил Азербайджаном, Арменией, Арраном и Баб ал-абвабом (Дербендом), был Йазид б. Мазйад...
Его поведение все время было безупречно и праведно до его смерти в Барда'а в Азербайджане в 185/801 году. Говорят, что однажды на пиру ему была приведена в дар прекрасная девушка; оставив еду, он вступил с ней в связь и умер в ее объятиях. Это было в Барда'а, где он и погребен.»
(пер. С. Г. Микаэлян)
Текст воспроизведен по изданию: История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963

Причину общности Азербайджана и Армении раскрывает Ибн-Хаукаль, для которого все Закавказье и нынешний северо-западный Иран - это один регион.

Ибн-Хаукаль (977 — 978 гг.)
«Книга путей и царств»
«Страны, с которых мы начинаем, Армения, Арран и Адербейджан; эти страны, мы признали за одну область и, действительно, управляет ими только один царь, чему был свидетелем при моей жизни я, да и те, кто мне предшествовал.
Что касается до языка жителей Адербейджана и большинства жителей Армении, то это персидский и арабский, но мало кто говорит по-арабски, а, кроме того, говорящие по-персидски не понимают по-арабски. Чисто по-арабски говорят купцы, владельцы поместий, а для многих групп населения в окраинах Армении и прилежащих стран существуют другие языки, как армянский — для жителей Дабиля и области его, а жители Берда говорят по-аррански.»

Примерная карта Азербайджана в 9-10 вв. По ней в его состав входит вся территория современной Армении и нынешнего Азербайджана.


Термины "Азербайджан", "азербайджанский" применяемые в 18-19 веках. Статья об Азербайджанских ханствах в Википедии.

Полковник Бурнашёв, живший в Тбилиси в качестве уполномоченного российского правительства при царе Ираклии II, в 1786 г., в составленном им описании политического состояния областей азербайджанских писал следующее:

«К теперешнему положению тех земель, которые под именем Адребиджани разумеются, начиная с севера прилежит Грузия, то есть царства Кахетинское и Карталинское; от востока море Каспийское и: провинция Гилян, от полудня область Ирак, от запада Туреция… Азербайджанских владельцев разделять должно на самовластных и зависимых, а первых — на могущих и маломощных. Дербентский или Куба-хан есть из числа могущих, почитают его довольно богатым, сила его собственная состоит из 3000 человек, но к предприятиям важным против своих соседей призывает он как ближние Адербиджанские ханы, как-то: Нухинский, Ширванский и Шушинский, владельцев из Дагестана и приводит бродяг лезгинских…» В. Н. Левиатов Очерки из истории Азербайджана в XVIII веке. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1948. — С. 144.

Фирман Ага Мохаммед Шаха Каджара ко всем «адербайджанским» и дагестанским владетелям:

«Высочайший повелителя Персии фирман в том состоит, дабы известно и ведомо вам было, что удостоился уже я быть в Персии шахом; адербейджанские же ханы и владельцы все мне покорились...» Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. — СПб, 1886. — Т. 3. — С. 64.

Фатали-хан писал Екатерине II (в конце 1782 г.), что весь Азербайджан недоволен поступками царя Ираклия и Ибрагим-хана (заключением в тюрьму гянджинского и ереванского ханов). Он, Фатали-хан, «за должность свою признал, чтобы честь и право адырбайджанских ханов защитить». О. П. Маркова. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII веке. Наука. Москва, 1966. Стр. 176

Взятие Эривани (Еревана) русскими войсками в 1827 году. Картина Франца Рубо. До захвата войсками Российской империи Ереван был столицей небольшого азербайджанского Эриванского ханства.



Posts from This Journal by “Азербайджан” Tag


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Какие знакомые сюжеты, однако! Приятно освежить в памяти.


Юсиф, а почему бы вам не освежить в памяти и сделать посты на эту тему?
Может не строго научные, а немного с литературной обработкой, популярные как бы.
Ведь столько у вас знаний на эту тему, думаю никуда не пропали.
А потом можно постараться распространить в соцсетях.

К сожалению, для этого нужно и время, и, наверное, специальное настроение. А их-то и нет. К тому же все ведь уже давно известно и стало как достоянием науки, так и популярной литературы. И менее всего мне было бы интересно распространять эти знания в соцветиях.

Я смотрю, бакинские блогеры куда-то выпали из блогосферы. Никаких дискуссий. Все заняты зарабатываем денег?

Сейчас очень многие перешли в фейсбук, ЖЖ становится всё меньше популярен. Самые активные там, и там же много стало групп из Азербайджана. Молодежь в основном в Instagram. А мне как-то приятно, если правдивое и значимое написано о Баку, об Азербайджане в соцсетях. Может тысяча прочитает и забудет, но хоть если у одного в памяти что-то зацепится - и то хорошо.

Вы знаете, этот фейсбук мне напоминает забегаловку с Junk Food. Все, кому не лень, излагают там свои мысли. Часто не по делу. И нет никакого фильтра. В ЖЖ он есть. Популярен ЖЖ или непопулярен, мне как-то все равно. В нем я пишу о том, что меня волнует, с чем я согласен или нет, шучу, печалюсь, одним словом - живу. В фейсбуке я нашел своих родственников, приятелей, и мне этого достаточно. А все остальные ресурсы меня тем более не интересуют. Там сидят те, кому нечего делать.

Все те, кому действительно интересно узнать об Аз-не, его истории, культуре и так далее, скорее всего уже нашли необходимую литературу и прочитали. А во всех этих сетях ведь пишут всякие небылицы, глупости, слухи и тому подобное. Пишут просто потому, что охота поболтать и провести время. Вчера, например, я немного порассуждал с одним из специалистом по всем проблемам из Хайфы. Кстати, в блоге автора поста об Аз-не. Спросил его, кто он по специальности. Говорит, технарь. Хочет критиковать книжку Рауфа Гусейнова.
Спрашиваю, где собираетесь критиковать? В печати? Нет, говорит. В блогах. Вот видите? В блогах, как на форумах, на фейсбуке и в других сетях, это ведь безнаказанно и критиковать может каждый. То есть речь идет простого простой болтовне. Начитался всяких Википедий и уже специалист по истории и этногенезу Азер-на.

В иранских книжках постоянно обвиняют "северный" Азербаиджан в краже исконно иранского названия, а СССР - в попытке таким образом создать повод для "воссоединения Большого Азербайджана" как очередной советской республики

Может быть. Но в самом иранском Азербайджане оппозиционеры иранской власти часто пишут и говорят о воссоединении с "северным " Азербайджаном. Так что не всё так просто.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account