ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Тяжба за честь и достоинство



James Abbot McNeill Whistler (1834—1903) — англо-американский художник, мастер живописного
портрета в полный рост, а также офорта и литографии. Один из ключевых тоналистов
— предшественников импрессионизма и символизма.





James Abbot McNeill Whistler , Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета, 1875


В 1877 году Джеймс Уистлер выставил в лондонской галерее Гросвенор картину
«Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета».


Маслянистая гладь Темзы. Темное небо в желтых оспинах искр. Дым над водой, за которым смутно
угадываются очертания Челси. Это зыбкое, сновидческое, выдержанное в ультимативно мрачных тонах
полотно, прекрасно характеризует творческий метод Уистлера, который считал, что предназначение
живописи – не фиксировать реальность, а передавать впечатления от нее. Он писал не ночной
фейерверк в Креморн-Гарденс, а сон о нем. Воспоминание. Чувство – неуловимое и мимолетное,
словно траектория гаснущей ракеты. Уистлер верил, что у него есть право на подобный подход.
В противном случае он стал бы фотографом, а не художником.


Разумеется, в 1877-м немногие разделяли его взгляды. Особенно разозлила «падающая ракета»
John Ruskin – художника, писателя, историка живописи и весьма авторитетного арт-критика.





John Ruskin , Автопортрет 1861


Рескин не был ретроградом – он активно поддерживал прерафаэлитов, первых авангардистов Европы, он
открыл современникам Уильяма Тернера, британского художника, прославившегося изображениями стихии,
в особенности, водной, предтеча импрессионистов. Но и у прогрессивности Рескина были границы.


«Я много слышал о бесстыдстве и самомнении кокни,
– писал Рескин в лондонской прессе.
– Но не думал, что мне доведется увидеть, как самодовольный скоморох станет требовать
двести гиней  за то, что плеснул из горшка с краской в лицо публике».


Уистлер не захотел мириться с публичной поркой и подал на Рескина иск за клевету.




James Abbot McNeill Whistler , Автопортрет, Институт искусств в Детройте.


Когда адвокат Рескина спросил в суде, сколько времени Уистлер работал над картиной, тот ответил:
«Два дня».
«И за два дня работы вы хотите получить 200 гиней?!»
- «Нет,

- парировал Уистлер,
- я хочу получить эту плату за знания, которые добывал всю свою жизнь».


Уистлер рассчитывал, что в суде за него вступятся коллеги, но мало кто стал на его сторону – слишком
велик и грозен был авторитет Рескина. Не помогло даже то обстоятельство, что сам критик не явился
на слушание по причине душевного нездоровья (в эти годы у Рескина участились приступы психических
расстройств, и он практически не выходил из дома).


Суд признал Джона Рескина виновным в клевете: в конце концов, Уистлер никого не обливал из горшка с
краской, да и кокни из него - уроженца США - получился так себе. Однако вместо требуемых 1000 фунтов
Уистлер получил символическую компенсацию в четверть пенса. Судебные издержки практически разорили
Джеймса Уистлера, ему пришлось распродавать имущество и объявить себя банкротом. Позднее Джеймс
Уистлер включит воспоминания о тяжбе с Рескином в свою книгу с красноречивым названием
«Изящное искусство заводить врагов».


PS
Тонализм сравнивают с джазом. Потому что и тот, и другой звучат по-американски, потому что одна
несложная тема, один простой цвет разворачиваются здесь бессюжетно, эмоционально, виртуозно,
во множестве оттенков и нюансов. Как клубная импровизация: короткая музыкальная фраза,
перекатывающаяся в бесконечных вариациях.



Источник - artchive.ru


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

?

Log in

No account? Create an account