?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Джек Веттриано




В апреле 2004 года в Эдинбурге на аукционе шотландского искусства, проводимом Sotheby`s, произошло событие, ставшее
в художественном мире сенсацией года: картина ныне здравствующего шотландского художника-самоучки Джека Веттриано
«Поющий дворецкий» была приобретена за фунтов 744 800 ($1 млн. 300 тысяч).



Событие тем более удивительное, что его работы никогда ранее не приобретались музеями, и что трудно найти ещё одного
современного художника в Великобритании, к которому в лагере искусствоведов относились бы с таким явным
пренебрежением и насмешками. В Англии, где и ныне популярен афоризм: «Хороший художник – мертвый художник», найдется
не так много мастеров, чьи работы ещё при его жизни стали бы известными во всем мире.



Сегодня же Веттриано бесспорно один из самых популярных и самых коммерчески успешных художников в Соединенном
Королевстве (и не только). Объемы продаж, например, репродукций «Поющего дворецкого» обгоняют в Англии даже
«Подсолнухи» Ван Гога. Почти во всех книжных магазинах и магазинах изопродукции Европы и Америки успешно продаются
разнообразные постеры, плакаты, открытки, календари, блокноты, кружки и другие товары с репродукциями Веттриано.



Его работы в стиле «ретро» (привлекательные мужчины, роскошные женщины, романтические поцелуи, шикарные автомобили,
ароматы страстей и ветры странствий) – идеальный материал для репродукций, неизменно привлекающих массы людей, чей
душевный настрой созвучен с романтическим мировосприятием. О своем нашумевшем «Поющем дворецком» сам художник сказал
однажды так: «Когда люди сидят вечерком на диване, им всегда приятно представить, что эта танцующая пара – они сами».



Джек Веттриано (Jack Vettriano), настоящая фамилия - Хогган (Hoggan), родился в шахтерской семье 17 ноября 1951 года
в шотландском городке Сент-Эндрюс (область Файф), известном своим университетом. В небольших живописных городках
области Файф на побережье Северного моря прошли детские и юношеские годы Джека.
Сначала он учился в Старшей школе Киркланда, потом поступил в Технический колледж в Кирколди, родине всемирно
известного экономиста Адама Смита. В 16 лет Джек попрощался с учебой и устроился помощником горного инженера на
шахту в городе Метил.



К рисованию юноша обратился лишь в 21 год, когда подруга вдруг подарила ему на день рождения набор акварельных красок
(такова, во всяком случае, версия самого художника). Персонажи первых работ Хоггана до некоторой степени повторяли
образцы из известного справочного пособия для иллюстраторов, о чем в дальнейшем не преминули ему напомнить
недоброжелательные критики. Сначала рисование для него было не более чем приятным хобби – юноше просто нравилось
рисовать, а так же копировать полотна шотландских мастеров XIX-XX веков в музее Кирколди. Потом он открыл для себя
импрессионистов, стал подражать им и копировать их шедевры (он очень гордился своей копией с «Маковых полей» Клода
Моне).



Вот такой была, пожалуй, и вся основа художественного образования Джека Хоггана. Другого специального образования
он так и не получил и в дальнейшем упорно «растил» в себе художника уже сам. Долгих 14 лет Джек творил, что
называется, «в стол», не выставляя свои работы перед публикой. Лишь в 1988 году он рискнул предъявить их на суд
зрителей, впервые представив пару своих полотен на ежегодной выставке в Шотландской Королевской Академии. Картины
Веттриано были, к изумлению устроителей выставки, с энтузиазмом встречены зрителями, и их выкупили в первый же день.
На художника-самоучку посыпались весьма лестные предложения от заказчиков (галеристов и состоятельных любителей
живописи).



Вскоре Хогган переезжает в Эдинбург и становится художником Джеком Веттриано, взяв в качестве псевдонима чуть
измененную фамилию своей матери-итальянки. В последующие годы его творчество быстро развивалось, а интерес к нему со
стороны коллекционеров рос еще быстрее.
1991 году работы Веттриано с успехом экспонировались на выставке «Контраст стилей», приуроченной к знаменитому
Эдинбургскому фестивалю искусств. Этот успех получил громкое продолжение в 1992 году, когда в Эдинбурге состоялась
первая персональная выставка художника под интригующим названием «Сказки о любви и прочие истории». За ней
последовали многочисленные выставки в Лондоне («Часы бьют полночь», 1994; «Страсть и боль», 1996), в Гонконге,
в Йоханнесбурге и др. городах. К художнику приходит известность, а его картины стали «обживать» крупнейшие частные
художественные коллекции мира.



В 1997 году работы Веттриано, принадлежавшие сэру Теренсу Конрану, известному ресторатору и не менее известному
дизайнеру, выставлялись в его клубе «Синяя птица» в лондонском районе Челси. Это были картины из коллекции сэра
Конрану и связанные, в основном, с именем легендарного английского автогонщика 1920 - 1930-х годов Малькольма
Кэмпбелла.
Род Кэмпбеллов был один из самых древних и уважаемых в Шотландии, так что судьба Малькольма, к тому же великого
гонщика, неоднократно побивавшего мировые рекорды скорости на своих болидах «Синяя птица», безусловно, интересовала
такого романтика, как художник Джек Веттриано. После продажи коллекции сэра Конрана многие картины Джека Веттриано
из серии о Малькольме Кэмпбелле и его «Синей птице» можно увидеть в Portland Gallery (Лондон).



Пока это фактически единственное публичное художественное собрание в Великобритании, в котором широко представлены
полотна шотландца из Файфа.
В ноябре 1999 года Веттриано впервые представил свои работы в Нью-Йорке на выставке под названием «XX век». В
считанные минуты после открытия выставки все 20 полотен гостя из Соединенного Королевства были распроданы.
Коллекционеры активно «голосовали кошельками», желая стать обладателями дорогих оригиналов живописи этого необычного
мастера.



Спрос был так велик, что богатые и знаменитые представители американской элиты записывались в длинные списки
очередников на новые полотна художника-самоучки, творчество которого художественные критики характеризовали не иначе,
как вульгарный «кич»– безвкусица, халтура (термин „Kitsch“ возник, видимо, в Мюнхене еще в XIX веке для
обозначения дешёвых, быстро распродающихся картин). Порой критики называли его работы „narrative art“, то есть
искусство, рассказывающее всего лишь какие-то истории.



Однако миллионы людей «кичевые» истории Веттриано просто завораживали чувством невыразимого одиночества,
оживающей на глазах романтикой, светлой грустью и чем-то еще, что трудно выразить словами. Они словно кадры фильмов,
возникших из синтеза американского крутого детектива и немецкого экспрессионизма, в жанре «фильм нуар» (фр. Noir -
чёрный, жанр киноискусства, изображающий гангстерский мир эпохи Великой Депрессии).



И вот, наконец, 2004 год, когда шотландец буквально врывается в мир высокого искусства, – его картина «Поющий
дворецкий», традиционно обозначенная критиками и экспертами как безвкусица, была продана на аукционе Sotheby’s в
Эдинбурге неназванному покупателю из Британии за $1 млн. 300 тысяч (при начальной цене - $360 тысяч). Это сразу
поставило полотно Веттриано в одну ценовую категорию с работами выдающихся мастеров, а сама сумма продажи стала
абсолютным рекордом для шотландской живописи. В целом на этом аукционе были проданы 14 полотен художника-самоучки
из Файфа (на общую сумму $3,4 млн.).



На картине «Поющий дворецкий» изображена танцующая пара на мокром песчаном пляже: дама в элегантном красном
платье, но босиком, и мужчина в смокинге, в то время как дворецкий и горничная, с трудом удерживая зонтики, пытаются
защитить их от сильного ветра. Это был тот случай, когда художник, а вместе с ним и массовый вкус победили на условно
«чужом поле». Это было «поле» Sotheby’s, где богатые покупатели прислушиваются, как правило, именно к критикам и
экспертам.
Известный лондонский критик Р. Корк, который хоть и не был в восторге от творений Веттриано, признал, что этот
«успех художника стал заметным культурным явлением в мире».



Надо отметить, что доход самого художника в результате торгов увеличился лишь косвенно. «Поющего дворецкого»
Джек Хогган (еще не Веттриано) написал в 1991 году и предложил его Шотландскому художественному совету за ?2 тыс.,
однако ему отказали. Буквально тут же картина была куплена за ?3 тыс. частным лицом. В 1998 году картина сменила
владельца уже за фунтов 33 тыс., а позже - за ?90 тыс., но Веттриано ко всем этим перепродажам отношения уже не имел.
Правда, еще до аукциона в Эдинбурге ежегодный доход художника только от продажи прав на репродукции своих картин в
Англии составлял более 250 тысяч фунтов.



Для Джека Веттриано 2004 год вообще оказался очень удачным. Британский журнал „ArtReview“ обнародовал тогда
список 100 наиболее влиятельных деятелей искусства нашего времени, в котором, хоть и в конце списка, фигурировал
художник-самоучка из Файфа. Если прибавить к этому, что еще в 2003 году, учитывая огромную популярность и успешность
своего творчества, Джек Веттриано уже получил «Орден Британской Империи», то права была газета «Таймс», писавшая, что
«для живописца, которого принципиально игнорируют художественные галереи, но обожает массовая аудитория, все это
означало очередное признание в любви».



Феномен Джека Веттриано, его путь к успеху, становится предметом постоянного пристального изучения и обсуждения
в бесчисленных печатных и интернет-изданиях во всем мире. При этом, учитывая его скромный образ жизни, почти не
затрагивается личная жизнь художника, ограничиваясь лишь информацией, что он женат во втором браке, что живет
постоянно между Лондоном и Эдинбургом и любит подолгу бывать в Ницце. На сегодняшний день о Джеке Веттриано вышло
пять книг различных авторов, последняя книга о нем под названием “Studio Life” вышла из печати в марте 2008 года.



Интерес к личности художника подогревает еще и тот отрадный факт, что Джек Веттриано, выходец из простой
шахтерской семьи, вот уже много лет активно занимается филантропией и меценатством.
После многих лет упорного труда, пройдя через насмешки и непризнание художественной элиты, Веттриано становится
достаточно богатым и знаменитым человеком, чтобы сполна ощутить вкус «сладкой жизни» („La Dolce Vita”). Однако он не
только стремится обладать для себя и своих близких всевозможными благами, но и считает своим долгом вкладывать
значительные средства на решение глобальных гуманитарных и экологических проблем человечества, на помощь бедным и
обездоленным. Еще в 2001 году художник пожертвовал для проводимого Sotheby’s благотворительного аукциона картину
«Прекрасная мечтательница».



Деньги пошли на помощь одному из хосписов. По словам самого Веттриано: «Хоспис – это достойная жизнь до конца.
Здесь работают с живыми людьми, которые только умирают раньше нас».
С 2004 года шотландец финансирует в университете своего родного города Сент-Эндрюс несколько стипендий для
одаренных студентов из необеспеченных семей. В 2008 году Веттриано предоставил для благотворительного аукциона свою
новую картину «Олимпия», изображающую внучку королевы Елизаветы II, знаменитую чемпионку мира по конной выездке Зару
Филлипс. Подобных примеров благотворительности в биографии художника немало, и говорят они, прежде всего, о его
высоких душевных качествах. Не зря ему приписывают слова: «Главное, что ты должен знать и помнить, это то, как мало
ты сочувствуешь людям».



Пока художественные критики и большие музеи разбираются, где место Джека Веттриано в искусстве, и есть ли ему
место там вообще, множество популярных первоклассных работ художника уже нашли постоянную прописку в частных
собраниях целого ряда западных знаменитостей. Среди коллекционеров его картин такие разные личности, как культовые
актеры Джек Николсон и Робби Колтрейн; суперзвезда эстрады, певица Мадонна; голливудский режиссер немецкого
происхождения Роланд Эммерих (кстати, родом из Штутгарта); знаменитый британский либреттист сэр Тим Райс, соавтор
рок-оперы «Иисус Христос Суперстар»; писательница и журналистка Алиссон Кеннеди, дважды попадавшая в число лучших
британских авторов; известная диктор английского телевидения и радио Валери Зинглетон; английская писательница и
издатель Эвелин Поллард; один из лучших футболистов мира сэр Алекс Фергюсон, с 1986 года – главный тренер клуба
«Манчестер Юнайтед».
Картины Веттриано несут в себе некий магнетизм, который притягивает зрителя из будничного мира в параллельный,
существующий вне временных и пространственных измерений, мир, где вечная история о жизни и любви соткана из
сновидений и воспоминаний, из прочитанных книг и старых фильмов, из мечты и несбывшихся желаний.



Художник остается при этом только постановщиком сцен, а чтобы оживить героев, мы должны сами дописать для себя
сценарий, дорисовать что-то в своем воображении, узнать среди увиденного кого-то из близких и друзей, или, возможно,
- самих себя.
Неудивительно, что на известном рассылочном сайте EasyArt.com Джек Веттриано – абсолютный лидер по продажам
постеров, тиражирующих его работы. Шотландец обошел здесь К. Моне, В. Ван Гога, С. Дали, П. Пикассо и других
традиционных «постерных чемпионов». Люди тянутся к работам художника-самоучки, часто находя в них, как уже
отмечалось, то, чего они сами не смогли достигнуть в жизни или получить в окружающем их довольно жестоком и
рациональном мире.
Дорогого стоит такая запись из книги отзывов на одной из выставок «народного художника» Джека Веттриано,
выведенная молодой рукой: «У меня никогда не было любимого художника. Теперь, кажется, есть».

Автор: Валерий Койфман
Источник: za-za.net

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.