?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Братствo Прерафаэлитов - 1

 Насмехайтесь, Руссо и Вольтер, всюду дерзко роняйте
Свой смешливый, смеющийся, вечно-насмешливый взгляд,
Против ветра песок вы пригоршнею полной бросайте,
Тот же ветер его вам немедленно кинет назад.

Отразивши в песчинках божественных светов узоры,
В драгоценные камни сумеет их все превратить,
И, откинув песок, ослепит он бесстыдные взоры,
А дороги Израиля светят и будут светить.

Демокритовы атомы, точки, что носятся, споря,
Световые частицы Ньютоновой детской игры,
Это только песчинки на береге Красного моря,
Где Израиль раскинул свои золотые шатры.

                                             Уильям  Блейк ваш 



Живопись Прерафаэлитов


Вторая половина XIX века. Искусство становится всё более реалистичным.
Основной темой искусство видимое , слышимое, осязаемое..
Но в середине века, точнее в 1849 году, в рационалистической викторианской Англии, чья атмосфера весьма располагала к указанному положению вещей, возникло объединение художников, противопоставивших ему миры, своего воображения, похожие на волшебную сказку.
Именно в эту эпоху, английским профессором математики Льисом Кэрроллом придумал мир Зазеркалья





Молодые художники:



Данте Габриель Россети



УИЛЬЯМ ХОЛЬМЕН ХАНТ



СЭР ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕС

назвали себя братством Прерафаэлитов, в противовес художникам академического направления, считавших себя последователями великого итальянца.
Само название этого общества, которые поначалу было тайным, многое говорит об идеалах и целях этих молодых людей. Не зря они назвали свой кружок "Братство" – как некий монашеский или рыцарский орден, выразив свое стремление к чистоте и духовному напряжению средневекового искусства, а из определении "прерафаэлиты" ясно, на какой именно период они ориентировались – до Рафаэля.

Члены братства устремились в иную эпоху, в прекрасный мир искусства пограничья, мир умирающей готики и рождающегося Ренессанса, когда художники были "честными перед Богом" ремесленниками, к тому времени, когда стремление к идеалу еще не лишило искусство главного, по их мнению, - искренности.
Они считали, что нужно вернуться к благочестивому, простому, естественному и натуралистическому стилю художников XIV-XV вв. и, что еще важнее, вернуться к самой природе
Позднее Прерафаэлитами стали называть не только непосредственных членов братства, но и других художников, а также поэтов и писателей викторианской Англии, исповедовавших сходные эстетические воззрения.

Следуя за романтиками начала столетия, они черпали вдохновение в образах Средневековья. В легендах, рыцарских романах, песнях и сагах. И с самого начала, рядом с волшебными образами средневековых преданий, возникли прекрасные лики христианских святых и мучеников.
Немного позднее в их творчество пришли античные мотивы, но интерпретация их разительно отличалась от привычной.
Они не копировали средневековый стиль, а пытались воспроизвести дух Средневековья и раннего Возрождения.

Что было в ней для них главным? Ответ один - красота.
Недаром создание абсолютно прекрасных произведений искусства они числили среди главных задач своего объединения. Во всех предметах бравшимися ими из реальности, для конструирования своего мира, они находили красоту, которая в свою очередь была свидетельством божественного величия и природа, которой имела трансцендентное происхождение. Красота для них была той нитью Ариадны, которая связывала наш мир и мир Божественный.

Первые романтики эпохи королевы Виктории.

Между 1848 и 49 гг. прерафаэлиты произвели множество картин, легко отличимых по яркому колориту и множеству тщательно выписанных деталей. Обращались они к сюжетам, которые не были свойственны академикам: библейские сцены, средневековая поэзия (баллады, Чосер), Шекспир, народные баллады, творчество современных им поэтов (например, Джон Китс) и пр.

Каждую картину помечали секретным знаком PRB. Их картины можно назвать натуралистичными, но в это слово они вкладывали не современный смысл, а ту идею, что в подражание художникам треченто и кватроченто нужно писать просто, без правил, без теории.

Знаменитое "Благовещение" Россетти



Данте Габриэль Россетти. Благовещение. 1850. Галерея Тейт

Мастера итальянского Возрождения изображали Мадонну как святую, не имеющую ничего общего с обыденной жизнью.
Представив Благовещение реалистично, Россетти нарушил все традиции. Его Мадонна - обычная девушка, смущенная и испуганная вестью, принесенной ей Ангелом. Такой необычный подход, ввергнувший в ярость многих любителей искусства, соответствовал намерению прерафаэлитов писать картины правдиво.

Картина "Благовещение" не понравилась публике: художника обвинили в подражании старым итальянским мастерам. Реалистичность изображения вызвала бурное неодобрение (в том числе и Чарльза Диккенса),

Россетти заподозрили в симпатиях к папству.
Но вскоре прерафаэлиты приобрели многочисленных поклонников, особенно среди растущего среднего класса центральной и северной Англии. Свои идеи члены "Братства" излагали в статьях, рассказах и поэмах, публикуемых в их журнале "Росток", и к концу 1850-го года о них знали и за пределами академии.

"Beata Beatrix", "памятник" любви к потерянной жене…



Beata Beatrix. Дневные мечты.

Огромное значение на его жизнь и творчество также оказали женитьба и последующее самоубийство жены, поэтессы и художницы Элизабет Сиддал. Она была его ученицей, моделью, возлюбленной и главным источником вдохновения. Россетти любил ее на протяжении почти 10 лет, и сделал множество зарисовок с Элизабет, некоторые из них потом послужили эскизами для его картин.



Данте Габриэль Россетти. Beata Beatrix. 1864-1870.

Меланхоличная и больная туберкулёзом, Лиззи умерла через два года после женитьбы от передозировки опия.

"Офелия" Джона Миллеса, еще одна история трагической любви



Джон Миллес. Офелия. 1852. Галерея Тейт

Витраж в окне был написан с натуры, и каждый сухой листочек прописан с поразительной тщательностью. То Для этой картины позировала Лиззи Сиддел, которую Миллес заставил лежать в ванне, чтобы наиболее правдоподобно написать мокрую ткань и волосы (Лиззи, конечно же, простудилась).
У цветов, изображенных на картине с потрясающей ботанической точностью, есть и символическое значение – они отсылают к тексту пьесы. Ручей и цветы Миллес писал с натуры. Поначалу он включил в картину нарциссы, но потом узнал, что в это время года они уже не цветут, и закрасил их.

И вновь шекспировские герои, на этот раз "Клавдио и Изабелла" (герои пьесы "Мера за меру") Холмана Ханта…



Шекспировские Клаудио и Изабелла из пьесы Мера за меру 1850

Сюжет пьесы восходит к популярному в средние века и в эпоху Возрождения
рассказу, весьма распространенному не только в виде устного предания, но и в
новеллистической и драматической обработке. В основном он сводится к
следующему: возлюбленная или сестра приговоренного к смертной казни просит у
судьи о его помиловании; судья обещает исполнить ее просьбу при условии, что
она за это пожертвует ему своей невинностью. Получив желанный дар, судья тем
не менее велит привести приговор в исполнение; по жалобе пострадавшей,
правитель велит обидчику жениться на своей жертве, а после свадебного обряда
казнит его

На собственно английской почве они основывались на воззрениях Уильяма Блейка и Джона Раскина



Джона Раскина (John Ruskin)

Рёскин — теоретик искусства

Искусствовед Раскин призывал искать Бога в природе и боялся к тому же, что природа из-за индустриализации вскорости исчезнет, и нужно запечатлеть ее такой, какой ее создал Бог и "найти в ней Его подпись". Сам он выдающимся художником не был, но предоставил прерафаэлитам идеологическую базу. Ему нравились устремления прерафаэлитов и он защищал их приемы от нападок академистов.
В религиозных и символических мотивах молодых художников-прерафаэлитов Джон Рёскин увидел важное открытие в искусстве.Он предложил свод незыблемых правил с призывом изучать природу,использовать достижения науки.

Рёскин :
«Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище — землю»



Томас Филлипс Портрет Уильяма Блейка 1807

Уильям Блейк - гармония природы, на его взгляд, была лишь предвосхищением более
высокой гармонии, которую должна создать целостная и одухотворенная
личность. Это убеждение предопределило и творческие принципы Блейка.
У романтиков природа - зеркало души, у Блейка - скорее книга символов.
Он не дорожит ни красочностью пейзажа, ни его достоверностью, как не дорожит и психологизмом.



Картина Уильяма Блейка.

Все окружающее воспринимается им в свете духовных конфликтов,
и прежде всего через призму вечного конфликта механистического и свободного
видения. В природе он обнаруживает ту же пассивность и механистичность, что
и в социальной жизни.

 Слушайте голос  Певца!
                          Песня его разбудит
                          Ваши сердца
                          Словом Творца -
                          Слово было, и есть, и будет.

                          Заблудшие души Оно зовет,
                          Вопия над росой вечерней,
                          А черн небосвод -
                          Вновь звезды зажжет,
                          Мир вырвет из тьмы дочерней!

                          "Вернись, о Земля Светла,
                          Мрак отряхая росный!
                          Ночь дряхла,
                          Рассветная мгла
                          Брезжит в трясине косной.

                          Не исчезай никогда!
                          Что тебе здесь неймется?
                          В небе звезда,
                          В море вода -
                          Мало ль чего найдется". 



В 1850 прерафаэлиты издавали журнал "Росток" (The Germ), где печатали литературные опыты, свои и своих друзей – собственно, через этот журнал о них и узнали. Но у них никогда не было формальной программы, и все художники, объединенные общей идеей, были совсем разными. Достаточно сказать, что к середине 1850-х они фактически разошлись каждый по своей дороге

Первые работы Братства – это две картины:

Изабелла (1848-9, Миллес) и Детство Марии (1848-9, Россетти).
Обе совершенно необычны для того времени.



Изабелла Джон Эверетт Миллес.

Например, в Изабелле нет перспективы: все фигуры, сидящие за столом, одного размера. Использован нетрадиционный сюжет (довольно мрачная новелла Боккаччо, пересказанная Китсом, о двух влюбленных, Лоренцо и Изабелле: Лоренцо был слугой в доме, где Изабелла жила со своими братьями, и когда братья узнали о том, что Лоренцо и Изабелла влюблены друг в друга, они убили юношу; его дух явился девушке и указал, где зарыли тело, и Изабелла отправилась туда, выкопала голову возлюбленного и спрятала в горшок с базиликом; впрочем, и его братья у нее отняли, и в конце концов она умерла) и многочисленные символы (на окне стоит горшок с тем самым базиликом, а около него переплелись две пассифлоры, "цветка страдания"; Лоренцо подает Изабелле апельсин на тарелке, на которой изображена библейская сцена с обезглавливанием).



Детство Девы Марии.

В Детстве Марии тоже нет перспективы: фигуры девы Марии и ее матери Анны на первом плане фактически такого же размера, как фигура Иоакима, отца Марии, на втором. Интересно, что священный сюжет представлен как достаточно будничный, и если бы не присутствие ангела и нимбов над головами, мы могли бы и не понять, что перед нами сцена из жизни Богоматери. Эта картина тоже наполнена символами, которые Россетти вообще очень любил: на решетке сидит голубь, символ Святого Духа и будущего Благовещения; книги – символ добродетели, лилия – чистоты, переплетенные ветви пальмы и шиповника символизируют семь радостей и семь печалей Богородицы, виноград – причастие, светильник – набожность. Многие символы, особенно у Россетти, не были традиционными, поэтому художникам приходилось разъяснять их для зрителей; здесь, например, на раме написан сонет.

Продолжение следует…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1

Re: У меня то время иначе расставилось

Но в этом же ряду и Кэрролл. Математик, логик, рисовальщик, писатель, фотограф и философ.
Вспомните, с детства -
Он думал -- перед ним Жираф, играющий в лото;
Протер глаза, а перед ним -- на вешалке Пальто.
Театрал, даже, по моему одно время диаконом был.
Всё таки это - Эпоха
Фаулз был позже значительно и уже писал как
реалист. Не помню, читала давно, но описывая со своей точки зрения середину 19 века, он помню меня не зацепил, просто как информация была.

С Кэрролом вообще странно

По нынешним временам его бы могли почти как педофила преследовать
В любом случае фетишизм при нем был
А по фаулзу я просто воспринимал реконструкцию эпохи и человеческих отношений (сам бы рисовал ближе к Конана-Дойлу или Коллинзу или Саббатини)
Фаулз для меня детальнее рисует быт

  • 1