Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Мэри Поппинс и фотография





Вивиан Майер (Vivian Maier, 1926-2009) стала одним из самых громких открытий в современной фотографии последних
лет. В течении 40 лет она работала гувернанткой в американских семьях, а в свободное время увлеченно фотографировала
уличную жизнь на среднеформатный Rolleiflex.




Поразительно то, что она не заботилась о публикации своих снимков, но тем не менее тщательно хранила отснятые
пленки. Архив Майер насчитывает более 100 000 негативов, а первая его часть была случайно куплена на аукционе
всего за 400 долларов.




Достоверных сведений о жизни Вивиан Майер крайне мало. Известно, что она родилась в 1926 году в Нью-Йорке, но
выросла в Париже, вернувшись в США только в 25 лет. Какое-то время она работала в кондитерской, а затем была
няней на протяжении 40 лет, 14 из которых прожила с одной семьей Генсбургов. Между 1959 и 1960 годом Вивиан в
одиночестве путешествовала по миру, посетив Египет, Таиланд, Тайвань, Вьетнам, Францию, Италию, Индонезию и
другие страны.




Ее бывшие воспитанники вспоминают, что она носила мужские брюки и нелепые широкополые шляпы, по убеждением была
социалисткой и феминисткой, увлекалась кинематографом и театром, отличалась замкнутым характером, но при этом
отлично ладила с детьми. Ей было очень сложно расставаться с вещами: каждый раз, устраиваясь на работу в новую
семью, она приезжала с грудой чемоданов, в которых хранились старые журналы, блокноты, газетные вырезки, негативы,
ролики киноплёнки с почти бессюжетными съёмками – например, из окна поезда, и аудиокассеты с записями её
разговоров с людьми, которых она снимала на улицах – иногда она записывала эти разговоры на магнитофон.




В старости Вивиан Майер жила на пособие для престарелых и даже какое-то время была бездомной. Но дети одной из
семей, которых она воспитывала ещё в 50-х годах, разыскали её, сняли квартиру и заботились о ней до самой смерти,
в январе 2009-го.




В Чикаго есть большие камеры хранения, в которых за умеренную плату люди сдают старые вещи, которые им мешают дома.
А когда хозяева перестают платить, весь этот древний хлам идёт с молотка на аукционе. В 2007 году 26-летний агент
по недвижимости Джон Малуф (John Maloof), пишущий статью про историю Чикаго и его жителях, «вслепую» купил на таком
аукционе коробку со старыми негативами. До этого он особо не интересовался фотографией, но проявив пленки, понял,
что к нему в руки попало настоящее сокровище. На том же аукционе он нашел и выкупил другие коробки из того же
хранилища с тысячами непроявленных плёнок. Примерно через год после покупки Джон обнаружил в одном из ящиков конверт
с именем хозяйки архива. Набрав в Гугле имя Vivian Maier, он обнаружил только короткий некролог.




Занявшись поисками фотографа Джон вышел сначала на одну семью с которой жила Вивиан, затем на другую. Одна из
них передала ему личные вещи няни - чемодан с одеждой, коробки с газетными вырезками, проявленными снимками и ее
фототехнику, в частности ту самую камеру Rolleiflex, на которую она снимала почти все сюжеты. Затем Малуф выложил
некоторые отсканированные снимки в Интернет, где они произвели настоящий фурор. Он получил около 200 предложений
сделать выставку или снять документальный фильм о Вивиан Майер. Дебютная экспозиция прошла в 2011 году в Chicago
Cultural Center. Сейчас Джон занимается не обработанными негативами и пленками, а недавно опубликовал книгу
фотографий Майер.




Такова официальная версия, но в этой почти детективной истории есть несколько темных мест. Например, один из бывших
друзей Джона Малуфа, коллекционер ретро-фотографий, утверждает, что имя фотографа было прекрасно известно Малуфу
сразу же после покупки, когда Вивиан Майер был больна, но ещё жива, и что Малуф купил снимки совсем не случайно и
с самого начала догадывался об их ценности. Кроме того, остается загадкой личность самой Майер и ее странная, почти
маниакальная страсть к процессу фотографирования и полное равнодушие к результату своего творчества, ведь большинство
своих плёнок она даже не проявляла.



По сути, она снимала никому не нужный репортаж, репортаж без заказчика и зрителя. Двести плёнок в год – это уже не
просто хобби, это уже уровень фанатичной увлечённости. Вивиан Майер была чудачка со странностями, одинокая, не
любящая рассказывать о своей жизни. Она ходила с камерой на шее, устроила в своей комнате фотолабораторию, но никто
из ее воспитанников и их родителей не видел напечатанные снимки её уличных репортажей.




Возможно, в фотографии ей вообще не был важен конечный отпечаток на бумаге, может быть, поймав в объектив человека
или сюжет и нажав на кнопку, она уже «присваивала» себе, получала в свою коллекцию этот отпечаток его личности,
фрагмент бытия. И это и было её настоящей «камерой хранения».












































Источник: artpages.org.ua
Tags: фотоискусство
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments