Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Willem Claesz Heda



Натюрморты от голландского живописца XVII века Willem Claesz Heda

Я уже рассказывала о художнике XVII века Willem Kalf (1619-1693),
создававшего красивейшие натюрморты из роскошных предметов.
Теперь посмотрите произведения другого мастера натюрмортов - Willem Claesz Heda


Willem Claesz (Claeszoon) Heda ( 1593/1594 — 1680/1682) — голландский живописец, мастер натюрморта.

Хеда родился в Нидерландах, в Харлеме, где художник жил и работал всю жизнь. Карьеру живописца он начинал
с картин на религиозные сюжеты и портретов, но затем практически полностью переключился на натюрморты.

К сорока годам Хеда был уже живописцем с утвердившейся репутацией. В 1631 г. он получил статус мастера в
харлемской гильдии Св. Луки. Неоднократно (в 1637, 1643 и 1651 гг.) избирался председателем гильдии,
в 1642 и 1652 гг. — её деканом.


Still Life, 1634

Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляли собой аллегорию бренности.
Предметы рассматривались с той точки зрения, что в каждом их них предметы, в каждом из которых заложены
ассоциации с бренностью и тщетой: чаша с тлеющими угольками, курительные приспособления, перевёрнутый бокал,
череп. Колорит выдержан в коричневато-зелёных тонах и является одним из первых примеров нидерландского
монохромного натюрморта. Уже тогда проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала.


Still Life, 1651

В начале 1630-х гг. Willem Claesz Heda прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, но, в
отличие от них, не боялся нарушить симметрию, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя
середину стола непокрытой. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась
вбок, а к концу 1630-х гг. писалась уже совершенно смятой. Еда ранее представлялась нетронутой, предназначенной
лишь для обозрения и любования, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы. Расположение предметов
стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер.


1629

Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины.
С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях. Его произведения
также отличались изысканностью красок и утончённостью проработки. Художник почти всегда использовал в своих
работах одни и те же мотивы, но, меняя расстановку, он создавал оригинальные композиции, представляющие новый
взгляд на привычные предметы.


Still Life with Gilt Cup, 1635

Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность,
создающая романтическое ощущение таинственности. В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения
предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее
наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.


1630

После 1640 г. картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в
Эрмитаже, Санкт-Петербург). Чтобы достичь большей монументальности композиции, Хеда в зрелый период творчества
применял не традиционный горизонтальный, а вертикальный формат.


Breakfast with a Crab, 1648


Still Life with Olives


Gerrit Willemsz Heda. Still Life with a Nautilus Cup, 194













Tags: натюрморты, художник Willem Claesz Heda
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments