Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Автопортреты



Автопортреты

Jean-Étienne Liotard (1702 — 1789) — французско- швейцарский художник,
«живописец королей и красивых женщин».



Jean-Etienne Liotard Портрет Лиотара в детстве1770 г. Коллекция Навилля, Женева, Швейцария

Молодой Liotard усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью. В 1725 году Liotard прибыл
в Париж, чтобы усовершенствоваться в искусстве, и нашёл себе покровителя в лице Пюизье, который, будучи
назначен посланником в Неаполь, взял его туда с собой.


Жан-Этьен Лиотар Автопортрет 1733 г. Коллекция Г. Сальманович, Женева, Швейцария

В 1736 году Liotard переехал в Рим, где нарисовал множество портретов пастелью, в том числе портреты папы
Климента XII и нескольких кардиналов, через что положил основание своей известности. Наклонность к
приключениям увлекла его на Восток. В Константинополе он усвоил местные обычаи, оделся турком, что в то время
представлялось большой эксцентричностью, и в этом виде явился в Вену, где император Франциск I принял его
очень милостиво. Он получил множество заказов и исполнил портреты Марии Терезии, многих членов императорского
дома и представителей австрийской знати. Здесь же он исполнил пастелью портрет красавицы Анны Бальдауф
(Anna Baltauf), всемирно известный под названием «Шоколадница»


Jean-Étienne Liotard Self-Portrait. 1769 г.

Из Вены Liotard прибыл в Париж в то время, когда пастельный род живописи пользовался там особым почетом, а
законодательницей мод была маркиза де Помпадур. Она пожелала иметь свой портрет работы Liotard и доставила
ему титул королевского живописца и члена академии. Этого было достаточно, чтобы сделать Лиотара модным
портретистом красавиц, блиставших в то время при французском дворе.


Jean-Etienne Liotard Автопортрет [1744-1745]
Картинная галерея, Дрезден, Германия.

Восточный костюм так нравился Liotard, что в 1744 г. он изобразил самого себя в этом наряде на двух
портретах — одном, написанном для флорентийского собрания портретов художников, и другом, находящемся
в дрезденской галерее.


Jean-Etienne Liotard Автопортрет с бородой [1749]
Музей истории и искусства, Женева, Швейцария.

"Автопортрет" – лучший из серии автопортретов в костюме "а ля турк". Liotard изобразил себя в момент
творческого вдохновения. Его глаза внимательно изучают невидимую нам модель, а рука с карандашом уже
готова запечатлеть ее черты. С большой убедительностью передано напряжение человека, поглощенного работой:
полуоткрытый рот, горящие глаза. Замечательно, как всегда, мастерство в передаче разных тканей, волос,
кожи.


Jean-Etienne Liotard, Автопортрет,1744

Это когда ещё Liotard не уехал из Вены. Там он приобрёл славу турецкого художника. Бороды вышли из моды
в 18-м веке в Европе. Он отрастил себе бороду во время пребывания в Турции. Длинная , развесистая и
непослушная борода - это было смелое заявление в моде и казалось переворотом в обществе.

Оттуда Liotard поехал в Лондон и написал Принцессу Уэльскую.
Его слава между правящими домами Европы росла.


Jean-Etienne Liotard Автопортрет в красной шапочке 1765-67 г. г. Музей истории и искусства, Женева, Швейцария

После четырёхлетнего пребывания в Париже Liotard отправился в Англию, а оттуда в Голландию. Конец своей жизни
он провёл в Женеве. Кроме множества портретов, из которых многие были гравированы, им исполнено несколько картин.


Jean-Etienne Liotard Автопортрет 1778-80 г.г. - Малый Автопортрет

Путешествие по Востоку оставило глубокий след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы,
обычаи. Впечатления от увиденного воплощены во множестве его рисунков, исполненных карандашом и сангиной
(находятся в Лувре). Блестящее качество этих рисунков с их сложной вязью штрихов, линий, узоров, красотой тона
серебристого карандаша и красно-рыжей сангины, мастерство и свобода владения техникой сочетаются с
документально точным воспроизведением увиденного.


Jean-Etienne Liotard Оппозиционер. Автопортрет 1744 г. Галерея Уфиццы, Флоренция, Италия

Современники Liotard считали, что по его рисункам можно шить костюмы - так точно переданы в них фактура тканей,
фасон и даже крой одежды. Так же точно изображал художник и убранство восточных комнат с обилием ковров, тканей,
подушек, благодаря чему изображенные люди органично вписывались в их окружение.


Jean-Etienne Liotard Автопортрет 1770 г. Музей истории и искусства, Женева, Швейцария

Незадолго до путешествия Liotard во Франции были переведены и изданы арабские сказки "1001 ночь", и с этих пор
Восток завладел воображением французов. Он представлялся сказочным, волшебным и очень далеким от реальности.
Liotard одним из первых показал истинный Восток. Его турки, жители Смирны и греческих островов были вполне
реальными людьми, а не теми экзотическими персонажами, напоминающими актеров, переодетых в фантастические
костюмы, как их представляли при французском дворе.


Jean-Etienne Liotard , Автопортрет под названием "С новой бородой" 1782

Его восточные красавицы иногда напоминают изысканных парижанок. Да и сам он, увлеченный всеобщей игрой в
экзотику, стал носить длинную бороду, халат и тюрбан, за что получил прозвище "художника-турка". Но тем не
менее очевидно, что Liotard с его интересом к Востоку, стремлением к правдивости и точности предвосхитил
искания художников XIX столетия.


Jean-Étienne Liotard Self-Portrait. 1737 г. Musée d'art et d'histoire, Geneva


Jean-Etienne Liotard Self-Portrait. 1753 г. Royal Collection


Jean-Etienne Liotard Автопортрет 1770 г. Музей истории и искусства, Женева, Швейцария

Смеющийся Liotard. Ему здесь 68 лет. Он уже достиг вершины и теперь доволен своим искусством, себя показывает
без прикрас, какой он есть – великий и успешный. В композиции портрета Liotard, показывая пальцем на
занавеску, обыгрывает миф Древней Греции о состязании в искусстве живописи двух художников, один из которых
нарисовал кисти винограда, а другой драпировку, якобы прикрывающую картину. И хотя на нарисованный виноград
слетелись птицы, желающие "полакомиться" им, автор данной картины признал свое поражение после того, как
попросил своего коллегу снять нарисованную драпировку. Вспомним горестно-знаменитые слова проигравшего, звучат
они примерно так: "Я обманул лишь птиц, ты же своим мастерством ввел в заблуждение художника".
Tags: автопортрет, художник Jean-Etienne Liotard
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments