Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Пиршество во все века

Зайди же, прохожий, в мой замок!
В мой замок хрустальный зайди!
Там рыцари пляшут и дамы...
На пышный мой пир погляди!

Шумят там парчовые платья,
Железные шпоры звенят,
И карлы на скрипках играют,
Бьют в бубны и в трубы трубят

Гейне Генрих




Пир – одна из форм общения, поддержания мира и благополучия.



Фрагмент картины, изображающая банкет с танцорами и музыкантами, играют песни ок. 1425 г. до Р.Х.
Музыканты играют песни, написанные иероглифами.


Античные авторы отмечают значение пира в жизни древних германцев: на пиру вожди вместе с дружинниками
обсуждали все важнейшие дела племени. Подробно описывает, как нужно принимать пришедшего на Пир гостя
и каким образом приличествует ему себя вести. Он должен, соблюдая умеренность в возлияниях, принимать
участие в беседе, но быть при этом осторожным, ибо болтливость чревата тем, что он прослывет глупцом;
более того, излишнее многословие может вызвать вражду (перебранки на пиру нередко приводили к пролитию крови).



Банкет Предложения от египетского Двадцать первой династии Книги Мертвых


На пиру обменивались новостями, здесь рассказывали саги, поэты-скальды исполняли свои песни. Социальная
функция пира включала также общение с высшими силами — языческими богами, в честь которых совершались
возлияния и жертвоприношения.



Funerary Stele With a Banquet and two Women Following a Funerary Chariot 5th c B.C.


Показательно, что термины др.-исл. gildi и нем. Zeche, обозначавшие «Пир», «попойка» и прилагавшиеся
в раннее средневековье к ритуальным сборищам, затем сделалось обозначениями ремесленных и купеческих
объединений; общение членов этих объединений обязательно включало в себя и участие в пирах.



Погребальная стела с Банкетный Сцена вторая с Р.Х.


Обычай организации Пиров и принесения сельским населением даров вождям и королям, распространенный в
Европе в начале средневековья, в дальнейшем послужил одним из важных источников возникновения отношений
феодальной зависимости. Разъезжая во главе своей дружины по территории страны, король посещал Пиры,
которые устраивали для него местные жители, свозившие продукты в королевские усадьбы; в прямом общении
вождя с ними и осуществлялось управление страной.



Деталь Банкет от Могилы Леопарды Fresco в Тарквинии ок. 450 г. до Р.Х.


Пиры - неотъемлемый аспект жизни знати, стремившейся показать на них свою щедрость и гостеприимство.
Феодальное потребление носило подчеркнуто демонстративный характер. Затраты на угощения и подарки, как
правило, не соразмерялись с доходами. Известны случаи, когда возбужденные атмосферой пира господа на
глазах собравшихся сжигали конюшни с дорогостоящими боевыми конями или засевали поле монетами, с тем
чтобы поразить гостей своей необузданной расточительностью.



Greek Kylix с изображения из праздника

Немецкий хронист Адам Бременский отмечал, что невзгоды, постигшие Адальберта, архиепископа Гамбурга и
Бремена (ум. 1072) и его епархию, были божьей карой за неумеренный образ жизни прелата, который выражался
прежде всего в щедрых пирах и раздаче даров приглашенным. Но таково было поведение любого представителя
знати в феодальную эпоху. Алчность и щедрость — антонимы в представлениях человека Нового времени — были
синонимичны в сознании средневековых аристократов: алчность была направлена на приобретение богатств,
которые не накапливались, а публично растрачивались, пропивались и проедались.



Кубок Сцена банкета


Однако Пир был универсальной формой общения, присущей не одним только высшим классам. В определенные дни,
связанные с аграрными и христианскими праздниками, Пиры устраивали и простолюдины. Окончание поста,
масленица, завершение сбора урожая сопровождались Пирами, во время которых нередко уничтожались запасы
продуктов, необходимые для потребления в течение остальной части года; этот обычай необузданного обжорства,
за которым скрывались традиционные привычки и ритуалы сельского населения, сохранился вплоть до начала
Нового времени, и просвещенные люди, не понимая его смысла, сравнивали в этом отношении крестьян с
заморскими дикарями.



Wedding of Cupid and Psyche by Raphael 1518-1519


В потреблении крестьян наблюдались резкие переходы от полуголодного существования к праздничным пирам.
Питер Брейгель и другие художники XVI в. запечатлели крестьянские Пиры и сопровождавшие их пляски и
увеселения. Мечта о жизни, протекающей в пирах и обжорстве, лежит в основе преданий о сказочной стране
Кокейн (Кокань) или Шлараффенланд («Страна безделья»), где жареные птица и мясо сами падают в рот
счастливому сонному бездельнику.



The Marriage at Cana by Jacopo Tintoretto са. 1575


В конце средневековья возникают поучения о том, как молодые люди знатного рода должны вести себя на пиру.
Им рекомендует ся не бросать объеденные кости назад в общее блюдо, обтирать край кубка, из которого они
пили, прежде чем передать его соседу, не харкать и не сморкаться за столом, не вытирать жирные рот и руки
скатертью и т.п. Приличное застольное поведение диктовалось не гигиеническими соображениями, но прежде
всего необходимостью выказать уважение к высокопоставленным участникам застолья.



Деталь колесницы из фракийской Погребальной Банкетный живописи
Сцены колесниц до и во время гонки украсить купол фракийского могиле, ок. 4 век до Р. Х., в Казанлык, в Болгарии.


Эти предписания могут показаться элементарными, но, как подчеркивает Н.Элиас, в них раскрывается
специфика человеческой личности того времени: границы между индивидами проходили в ту пору не там,
где они установятся в Новое время; «барьер стыдливости», отделявший одного индивида от другого, был
в средние век. ниже, нежели в последующую эпоху.



Medieval painting depicting the beheading of John the Baptist and the presentation of his head to Herodias



Пятнадцатый век Французская Рукопись Коронация королевы с часов герцогини Бургундии



Миниатюра из Khamseh рукописей 16-го века



Деталь из фракийского Погребального. Фрески банкетной живописи
Пара сидит за столом, в окружении держащих подносы обслуживающего персонала, украшает интерьер фракийской гробницы 4 века, в Казанлык, в Болгарии.



Деталь Банкет The Bayeux Tapestry .
Епископ Нормандии председательствует на банкете Нормандия, Франция



Деталь Праздник The Bayeux Tapestry
Слуга обжаривает птицу для праздника



Pieter Brueghel the Elder 1568 Крестьянская свадьба



Королевский Банкет



Jacob Jordaens, The Bean King c. 1638 The Hermitage, St. Petersbur


В блеске праздничной одежды
Здесь ликует сибарит;
Тут и бедный чуть прикрыт
Ветхим лоскутом надежды,
Мудрецы, глупцы, невежды, -
Всем гостям места даны;
Все равно приглашены.
Но не всем удел веселья,
Угощенье не одно;
Тем - отрава злого зелья,
Тем - кипящее вино;
Тот блестящими глазами
Смотрит сверху; тот - внизу,
И под старыми слезами
Прячет новую слезу.

Бенедиктов В. Г.




Jacob Jordaens. The Bean King c. 1655



Сцена из Декамерона 1467-1468



Иллюстрация Leroy для Рабле Гаргантюа


Оттого-то шум и клики
В Питербурге-городке,
И пальба и гром музыки
И эскадра на реке;
Оттого-то в час веселый
Чаша царская полна,
И Нева пальбой тяжелой
Далеко потрясена.



Алексей Зубков 1712. Свадебный пир Петра I Государственный Русский музей


Кончен пир, умолкли хоры,
Опорожнены амфоры,
Опрокинуты корзины,
Не допиты в кубках вины,
На главах венки измяты, —
Лишь курятся ароматы
В опустевшей светлой зале…
Кончив пир, мы поздно встали —
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины…
Как над беспокойным градом,
Над дворцами, над домами...

Ф. И. Тютчев



Автор текста : В.Н.Топоров
Источник: ec-dejavu.net
Tags: искусство, темы
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments