Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Greg Dunn - нейро-художник

«Это был прекрасный день, когда две мои страсти объединились вместе,
зти изящные формы нейронов ( клеток, которые составляют ваш мозг )
могут быть написаны вполне выразительно в стиле суми-э. Нейроны
совсем крошечные по масштабам, но они обладают той же красотой,
которую мы видим в постоянно окружающих нас форм природы, деревьев,
птиц, цветов.»

Greg Dunn




Что необычного в этих картинах? Только то, что они представляют совершенно новый жанр живописи, где
современная наука тесно сплелась с японской техникой живописи суми-э. ( 水墨畫 суми э – это монохромная
акварель, традиционно здесь присутствуют только два цвета, белый и черный ).
Никто ничего подобного ранее не делал, за исключением любителей микрофотографии. Его работы сочетают в
себе геометрию нейронов и эстетику восточного азиатского искусства акварели, большинство работ исполнены
на сусальном золоте.



"Что и где"


"Был один переломный момент в моей жизни, когда я стоял перед выбором, чем заняться, - рассказывал
Грег. - Было очень трудно отделить интересующие меня предметы от тех, которыми я был по-настоящему увлечен.
Чуть позже я понял, что каждое мое увлечений так или иначе было связано с неврологией, точнее с фактом, что
ни кто из нас не может выражать свои чувства, эмоции или взаимодействовать с другими людьми без участия мозга.
А поскольку работа мозга есть одна из величайших тайн Вселенной, неврология показалась мне наиболее
привлекательным занятием и весьма благодатной областью для исследования".




"Хаотичные взаимосвязи"


Greg Dunn занялся живописью, когда учился в аспирантуре. Живопись восполнила не только потребность будущего
ученого в творческом самовыражении, но и явилась способом спасения от разочарований после неудачных
лабораторных экспериментов. Широкая общественность вряд ли имеет хоть малейшее понятие о том, насколько
трудно исследовать мозг. Ответ на основной вопрос биологии кроется за бесчисленным количеством переменных,
пытаясь вычислить которые наука раз за разом терпит неудачи.



Золотой кортекс


Живопись помогла Грегу смягчить мучительное чувство разочарования, давала определенную долю ощущения
контроля над ситуацией. Ученый считает рисование занятием, помогающим восстановить психическое равновесие,
потому что дает свободу от рамок материального мира, свободу воспроизводить образы, порождаемые сознанием,
и делает эти образы понятными для остального мира. Если у научного эксперимента существуют строго заданные
границы, то визуальное искусство рамками не ограничивается.



Суми-э нейронной сети


Природа нейронов обладает всеми качествами Дзен, считает Greg Dunn. Сходство начинается со спонтанных
узоров ветвлений и заканчивается умопомрачительными по своей красоте и непостижимости нейронными ландшафтами.
Хотя клетки мозга слишком малы, не видны без микроскопа, они являются такой же частью живой природы, как и
любой предмет, изображаемый мастерами суми-э в картинах: деревья, переплетающиеся ветви, тростник и т.д.



Сетчатка


Картины китайских или японских мастеров суми-э могут показаться примитивными, обыкновенными акварельными
картинками, которые способен нарисовать любой школьник, владеющий кистью. В действительности это далеко
не так. Техника суми-э рассчитана на то, чтобы, благодаря отсечению лишних деталей, выразить непосредственную
суть предмета, его природу. Несмотря на кажущуюся простоту, на обучение суми-э требуются годы, иногда
целая жизнь. Суми-э требует предельного сосредоточения и внутреннего спокойствия, и без медитативной
практики художнику не удастся довести технику линии и штриха до совершенства, ведь каждое движение кисти
мастера есть прямое отражение состояния его ума. Потому на Востоке считается, что суми-э - идеальное
средство, с помощью которого живописец может общаться со своим внутренним состоянием. Практика суми-э
часто является обязательной дисциплиной в буддийских монастырях.



На заходе Солнца


Лучшие картины, по мнению Greg Dunn, получаются только после медитации, поскольку несколько минут
успокоения и сосредоточения приводят в порядок мысли и ум, что благотворно сказывается на творчестве.
Ведь вдохновение само по себе не приходит, считает Greg Dunn, особенно, если ум замусорен проблемами.
Однако не всегда удается медитировать перед каждым важным шагом. Чаше сознание увязает в сонме
бессвязных идей творческого процесса. Множество идеи нередко кажутся одна лучше другой, заставляют
браться за карандаш немедленно, хотя сознание понимает, что лучше бы не сразу приступать к рисунку, а
выделить некоторое время на медитацию, то есть успокоить ум и чувства. Казалось бы, говорит Greg Dunn,
медитация - это пустая трата времени, но без успокоения ума и удаления из него роя навязчивых мыслей
просто невозможно создать хорошую картину.



Ячейки корзины


Когда у Greg Dunn однажды спросили, какими методами он пользуется для достижения эффекта случайности
и спонтанности в живописи, художник рассказал следующее.
Мозг, по существу, это образец идеального фильтр-детектора, экстрагирующего упорядоченность из хаоса.
Обратная операция, - превращение порядка в хаос - для мозга задача трудная. Это легко доказать.
Попробуйте начать рисовать случайные штрихи в различных направлениях, и очень скоро вы поймете, что они
далеко не случайны. Вы укладываете штрихи, подчиняясь каким-то бессознательным правилам, регулирующим
моделям, которым вас обучили в художественном училище. Получается, что в основе всей вашей спонтанности
лежат жесткие модели штриха.



Мозжечок Cerebellum commissioned by The Society for Neuroscience located at 1121 14th Street, NW, Washington, DC 20005


Чтобы облегчить работу с моделями и шаблонами, глубоко засевшими в голове Greg Dunn изучает закономерности
роста ответвлений нейронов. По внешнему виду нейрон очень похож на кляксу, оставляемую брызгами чернил
на бумаге. По аналогии с нейронами головного мозга Грег обнаружил, что при определенных условиях капля
чернил, упавшая на бумагу, создает случайные разветвления брызг. Причиной такого поведения могут быть
тонкие колебания воздуха, определенная ориентация волокон бумаги или неуловимые изменения ее впитывающих
свойств. Все факторы в совокупности вызывают разнонаправленное разделение брызг, стремящихся по пути
наименьшего сопротивления.



Crepe Myrtle


Поведение нейрона в точности такое же. Аксоны и дендриты растут наружу от тела клетки, соприкасаются с
другими клетками на пути роста, но "обтекают" их, следуя пути наименьшего сопротивления сквозь клеточную
матрицу. Аналогичные шаблоны поведения легко найти в природе: ветви деревьев, виноградная лоза, трещины
на камне, облезающая с поверхности металла краска. Такие, казалось бы, случайные ветвления, Greg Dunn
называет "фрактальным устройством Вселенной".



Гиппокамп Hippocampus


Из философии фрактального устройства Вселенной исходит творческий метод Greg Dunn . Он состоит в
соблюдении некоего баланса между непредсказуемой спонтанностью росчерков и брызг суми-э и сознательным
направлением творческого процесса. Здесь прослеживается прямая параллель с медитативной практикой.
В медитации, постоянно "разрывая" бесконечно тонкую черту между "усилием" и "не-усилием, начинаешь
понимать самый верный путь к естественному состоянию недвойственного осознавания. В живописи эта
недвойственность может разрешиться при нахождении естественного баланса между спонтанностью росчерков,
закованных, между тем, в определенные рамки, например, картинной плоскости. Так что живопись, по мнению
Greg Dunn, ужа сама по себе есть духовная практика.



Кора головного мозга Cerebral Cortex 2010 Commissioned by the Center for the Neural Basis of Cognition, Carnegie Mellon University


Большинство людей действительно полагают, что наука и творчество несовместимы. Однако практически наука
и искусство дополняют друг друга. Они рождаются из общего человеческого инстинкта - стремления обмениваться
опытом. Подобно инстинкту размножения, который лежит в основе желания влиять на мир посредством наших
генов, инстинкт общения лежит в основе нашего желания влиять на мир посредством идей. Обмен опытом -
это основа научной и художественной культуры. Он имеет фундаментальное значение для выживания человека
как вида.



Three Pyramidals


Искусство и наука подобны двум полюсам спектра. Наука является методом описания объективной действительности,
искусство - метод описания субъективной реальности. Основой научного метода является эксперимент; если один
ученый резко критикует мнение другого ученого, то он обязан доказать это, повторив свой опровергающий
эксперимент и получив тот же результат, что и при первом эксперименте. В живописи немного не так. Два разных
художника одинакового уровня мастерства не станут ссылаться на консенсус реальности, создавая совершенно
одинаковый пейзаж. Но когда вы попросите их написать абстрактный пейзаж, то художники станут ссылаться каждый
на свое внутреннее видение, субъективный опыт.
Искусство - это способ перенести наши субъективные переживания в общепринятую для понимания форму. Одновременно
наука раскрывает аспекты реальности, которые всегда существовали и будут существовать. Оба спектра рождаются
из желания творить, создавать новое, экспериментировать и делиться полученными результатами с окружающими



Two Pyramidals 2010 Commissioned by the Center for the Neural Basis of Cognition, Carnegie Mellon University


Как ни странно, но человеческий мозг, похоже, настроен на то, чтобы воспринимать фрактальные явления как
красивые. Это особенно заметно после детального изучения картин восточных художников, даже восточной
орнаментики. Научно доказано, что восприятие красоты у разных народов мира связано с особенностями
устройства нейронной сети головного мозга. Именно поэтому многие жители Запада не способны понять и
оценить эстетику искусства Востока, но могут лишь восхищаться им как экзотикой.



. UCSD Mica and Ink Cortex 2010 Commissioned by the University of California, San Diego neuroscience department


Эмоции глубоко влияют на чувственные восприятия. В зрительной системе существует очень сложный каскад
событий обработки, который начинается сразу после того, как свет попадает на сетчатку глаза, и заканчивается
построением в сознании целостного изображения. Вторым шагом распознавания предмета мозгом является решение
вопросов, касающихся формы, цвета, размера предмета и многих других. Интересно, что эти начальные оценочные
данные, прежде чем попасть в отдел мозга, отвечающий за генерацию целостного образа предмета, проходят через
лимбическую систему.
Лимбическая система примешивает к получаемым оценочным данным информацию, поступающую из памяти и эмоции.
Потому такая грубая обработка данных лимбической системой добавляет эмоциональную интонацию к сенсорным
данным и искажает объективное представление о предмете. Это бессознательный процесс и именно он ответственен
за обманы зрения, например, когда мы смотрим на шланг, то представляем змею.



UCSD Hippocampus 2010 Commissioned by the University of California, San Diego neuroscience department


Таким образом, наши эмоции и подсознание постоянно окрашивают восприятие. Этот научный факт позволяет
по-новому взглянуть на аспекты духовной практики и попытаться увидеть мир таким, какой он есть на самом
деле, а не такой мир, которому мы приписываем свойства, порожденные нашим разумом.
Первым шагом Greg Dunn делает грубые наброски будущей картины в Photoshop, используя при этом реальные
фотографии, например, микроснимки коры головного мозга. Грубый набросок - основа будущей картины, но
его элементы никогда не переходят на полотно. Здесь Greg Dunn раскладывает лишь силуэты и определяет
модель нейронной архитектуры.
Если набросок удовлетворяет, Greg Dunn переходит к экспериментированию с цветом. Цвет для художника -
вторичный атрибут. Он хоть и важен для картины, но эскиз в цвете - это всего лишь усовершенствование
наброска, не более. Художник решает, какие элементы будут окрашены золотом, какие эмалью, а какие
просто нарисованы чернилами.



UCSD Gold and Black Purkinjes Commissioned by the University of California, San Diego neuroscience department


После цветового наброска Greg Dunn переходит к его материальному воплощению. Но не сразу, а по прошествии
некоторого времени, иногда значительного. Когда детали процесса работы над эскизами стираются из памяти,
Грег приступает к картине.
Для чего делается такой перерыв? Сам художник говорит, что перерыв избавляет его от лишних колебаний.
Когда конечный результат известен, нужно просто достичь его без лишней болтовни и почесывания затылка
в попытках нахождения более креативных решений.
В картинах Грег активно использует такие материалы, как позолота, прозрачные краски и лаки, герметики,
специальные вспениватели, металлические порошки. Иногда в ход идут химически активные ингредиенты,
которые привносят в живопись долю хаоса. Таким образом художественная мастерская Грега Данна является
одновременно и местом для поиска новых идей и лабораторных экспериментов.




Источник: zen-designer.ru, официальный сайт gregadunn.com
Tags: художник Greg Dunn
Subscribe

  • Кролик

    Из-за того, что кролик по своей природе обладает небывалой плодовитостью, его изображение на картинах обычно символизировало похотливый…

  • Кролики

    Rote Hasen - Красные Кролики - Lapins Rouges Hans Hoffman, «Заяц в лесу», 1585 The Wolpertinger (Crisensus…

  • Кролики

    Andreas Teichmann Konijneneiland, The Netherlands Kurt Stallaert Richard Avedon Robert Peluce, Волшебное…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments