Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Братствo Прерафаэлитов – 3 (продолжение)

Братствo Прерафаэлитов – 1 - http://ngasanova.livejournal.com/106033.html
Братствo Прерафаэлитов – 2 (продолжение) -
http://ngasanova.livejournal.com/114342.html#cutid1


УИЛЬЯМ ХОЛЬМЕН ХАНТ(1827-1910)


Они проходят по два в ряд - сама Невинность с ними!
Они идут, лаская взгляд одежками цветными.
Седые старцы впереди, чья кожа - жестче пемзы.
Толпа вливается в собор, как будто воды Темзы.

Один из основателей Братства прерафаэлитов Уильям Холман Хант.

Настоящее имя - Уильям Хобман Хант, однако Хант сам изменил вторую часть имени, а под конец жизни она слилась с фамилией: Holman-Hunt.



УИЛЬЯМ ХОЛМАН ХАНТ АВТОПОРТРЕТ 1867 г. Галерея Уффицы, Флоренция, Италия



Родился 2 апреля 1827 года в Чипсайде (Лондон) в небогатой пуританской семье.
С детства настольной книгой Ханта стала Библия..
Отец поощрял занятия сына искусством, но исключительно в качестве хобби, а не профессии. В возрасте двенадцати лет Ханта определили клерком в контору, поэтому он мог обучаться живописи только в свободное время.



Уильям Холман Хант Автопортрет в 14 лет 1841 г. Музей Ашмолен университета в Оксфорде

Однако в шестнадцать лет Хант бросил работу в конторе и начал зарабатывать на жизнь копиями с чужих картин и недорогими портретами. В 1844 году после двух неудачных попыток Ханта наконец-то приняли с испытательным сроком в Школу искусств при Королевской Академии, где он познакомился с где познакомился с Миллесом и Данте Габриэлем Россетти, и вместе с ними основал «Братство прерафаэлитов».

Учась в Школе, Хант познакомился с трудом Рескина «Современные художники» и был полностью захвачен его идеями. Под влиянием идей Рескина Хант выработал свое представление о том, какой должна быть современная ему живопись.



Уильям Холман Хант Автопортрет 1845 г.

Он хотел привнесет в современное искусство дух проповедничества, морально-назидательный смысл, когда картина говорит больше, чем на ней изображено.
Хант полагал, что возрожденное искусство должно сопровождаться возвращением к утраченным религиозным и моральным идеалам, ставшим целью и главной составляющей работ художника. Он насыщал религиозными аллюзиями свои бытовые жанровые картины, вводя в сюжетную ткань множество деталей, позволяющих толковать их более широко, видеть в них не только современную историю, но и извлекать некий моральный урок.

В этом смысле Хант являлся в большей степени проповедником, чем живописцем. Поэтому друзья называли его «Великим священником прерафаэлитов».
Холман Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти.



Уильям Холман Хант Автопортрет 1867 г.

Однако в конце-концов ему пришлось бросить живопись из-за все ухудшающегося зрения, и последняя картина - «Леди из Шалотта» - была закончена его помощником, Эдвардом Хьюзом.
Хант также является автором автобиографий «Прерафаэлитизм» и «Братство прерафаэлитов», цель которых - оставить точные сведения о происхождении Братства и его членах.

Умер Хант в Лондоне 7 сентября 1910.

Хань был очень продуктивным художником и сохранил свой стиль, свои идеалы в живописи на протяжении всей жизни.

Наиболее популярные картины Ханта:



Британское семейство, защищающее христианского миссионера от друидов. 1850

Одной из первых его известных картин стало многофигурное полотно с таким длинным названием, выставленное в Академии в 1850 г.
Это, пожалуй, самое "средневековое" произведение Ханта, где композиция, позы и деление на планы напоминают работы художников раннего итальянского Возрождения,
Да и сама изображенная эпоха – британская древность – близка к области интересов остальных прерафаэлитов.




Наемный пастух. 1851

Kартина Ханта - Наемный пастух (1851) – изображены люди в современных костюмах. В Евангелие, Христос, добрый Пастырь, говорит: "А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах."
Здесь наемник как раз и занят тем, что "нерадит об овцах", совершенно не обращая на них внимания, пока они разбредаются кто куда и заходят в поле, где им явно не место. Пастушка, с которой заигрывает пастух, тоже не верна своему долгу, потому что кормит ягненка зелеными яблоками. Пейзаж Хант полностью написал на пленэре, оставив пустые места для фигур.




«Проснувшаяся стыдливость», У. Х. Хант

Это полотно - наиболее известная "морализаторская" картина Хольмена Ханта.
Падшая женщина, которая вдруг поняла, что грешит, и, забыв о своем любовнике, освобождается из его объятий, как будто услышав какой-то зов через открытое окно.
Герои – совершенно современные люди, здесь нет никакой средневековой стилизации. Однако и в этой картине присутствуют символы: открытое окно символизирует свет, вдруг ворвавшийся в жизнь этой женщины (заметим, что ее друг даже не смотрит в ту сторону, для него этот свет не светит); сброшенная перчатка на полу – ее судьбу, потому что скорее всего ей поиграют и бросят; а птичка, которая пытается улететь от кота – это она сама, пытающаяся улететь от греха.




Свет Мира. 1853

Картина «Свет мира» как бы дополняет «Проснувшаюся стыдливость»
Здесь показано на какой именно зов отозвалась женщина: в "Свете мира" -изображен Христос, который стучится в дверь, заросшую терниями и сорняками. Дверь – символ закрытой человеческой души, глухой к его призыву.
«Свет миру» – это сам Христос ("Я есмь Свет миру").

Светильник в его руке – символ совести и спасения, а вся картина иллюстрирует как уже приведенную библейскую цитату, так и другую, из Апокалипсиса: "Се, стою у двери и стучу".
Сюжет картины довольно прост. Глубокой ночью, когда все спят, Иисус со светильником в руке идет по миру и стучится в двери домов. Яркий свет светильника подчеркивает мрак и темноту окружающей ночи. «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерить с ним, и он со Мною» — Хант специально пишет на раме эти слова из Откровения Иоанна Богослова, чтобы каждый сумел «услышать» смысл его работы.

Особое значение Хант вложил в светильник в руках Иисуса. Художник очень долго искал нужную форму, размеры, делал несколько макетов, экспериментировал на открытом воздухе при разном освещении и в конце концов нашел то, что нужно. Если приглядеться, то отверстия светильника разные, и каждое из них символически представляет одну из мировых религий. Отверстия разные — но их объединяет один Свет. Точно так же как множество религий и молитв, произносимых на разных языках, объединяет одно чувство Веры, одна связь — с Небом. Неслучайно именно с этим Светом Иисус приходит к людям.
В письме к своему другу Уильяму Беллу Скотту Хант писал: «Я был побужден к созданию этой картины некой божественной волей».

В 1854 картина "Светоч Мира" (Колледж Кейбдл, Оксфорд) - аллегория Христа, стучащего в дверь человеческой души, была защищена Джоном Раскином и принесла Ханту первый общественный успех.
Картина не соответствовала общепринятым стандартам, ее цвета были чересчур яркими, сюжет неканоническим — однако она сразу произвела впечатление и стала одной из самых любимых у зрителей.

Позже художнику пришлось сделать увеличенную копию картины для собора Святого Петра в Лондоне (оригинал находится в Кебл-колледже в Оксфорде), а еще позже изображение Христа со светильником в руке, напечатанное на открытках и постерах, появилось повсюду...
Гравюры с этой картины стали очень популярны и украшали многие пастораты и воскресные школы.

Наверное, не стоит задаваться вопросом, почему эту работу полюбили тысячи людей разного возраста, разных взглядов на жизнь. Некоторые восприняли ее просто как хорошо и грамотно написанное полотно с правильным расположением света и тени. Но для большинства она стала своим светочем в ночи, символом надежды на то, что, когда наступают темные времена, всегда есть те, кто продолжают нести свет веры и не устают стучать в двери спящих.




Козел отпущения. 1854

Верный прерафаэлитскому духу реалистичности и близости к природе, в 1854 г. Хант отправился в Палестину, чтобы там с натуры писать пейзажи и типажи для своих библейских картин. В том же году он начинает свою, наверное, самую потрясающую картину, «Козел отпущения.»
Здесь мы вообще не видим людей: перед нами только зловещая, ослепительно яркая, похожая на страшный сон соляная пустыня (в ее роли выступило Мертвое море, т.е., то место, где стояли Содом и Гоморра, - его Хант, естественно, писал с натуры, как и самого козла), и посреди нее измученный белый козел.
Согласно Ветхому Завету, козел отпущения – это животное, которое выбирали для ритуала очищения общины: на него возлагались грехи всех людей общины, а потом его выгоняли в пустыню.
Для Ханта это был символ Христа, понесшего грехи всех людей и умершего за них, и в выражении лица бессловесного козла просвечивают такие глубины трагического страдания, которых Ханту так и не удалось достичь в тех своих картинах, где собственно присутствует сам Христос и другие евангельские персонажи
Для создания картины «Козел отпущения» на библейский сюжет Хант выехал на Ближний восток (в места, описанные в Ветхом завете), да еще и притащил на берег моря живого козла.




Тень смерти. 1873

В этой картине юный Иисус, еще не вышедший на служение, потягивается, устав от плотницкой работы, а его тень, падая на полку с инструментами, создает зловещее подобие Распятия. Круглое окошко вокруг его головы кажется нимбом, а звездообразное напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Спасителя, которому надлежит умереть за людей.




Заблудшиe овцы, Уи́льям Хо́лман Хант.

Ханта интересовали не только религиозные переживания. В этом случае Хольмен Хант не имел в виду никаких религиозных аллюзий – он просто хотел яркими красками написать стадо овец, берег и море.




Леди из Шалотт.

"Госпожа Шалотта" – сюжет, взятый из очень известной поэмы Теннисона, которая вдохновляла многих художников и даже писателей (например, название новеллы Агаты Кристи "Зеркало треснуло" - тоже цитата из поэмы). Главная героиня – дама, хозяйка замка под названием Шалотт, над которой тяготело проклятье: она ни в коем случае не должна была смотреть в сторону замка Камелот.

И, отрешившись от тревог,
Что ей сулит жестокий рок,
Как в час прозрения пророк,
Она взглянула на поток,
Бегущий в Камелот.
А в час, когда багрян и ал
Закат на небе догорал,
Поток речной ладью умчал
Волшебницы Шелот.

Поэтому она всю жизнь занимала себя тем, что ткала многоцветную ткань, а на мир смотрела через зеркало. Но однажды – и именно это мы видим на картине – она все-таки выглянула из окна, пораженная отражением рыцаря Ланселота. Тут зеркало треснуло, а ткань разлетелась на отдельные нитки: даме же ничего не оставалось, как умереть. Изгибающиеся линии этой картины, на которую у Ханта ушло целых двадцать лет, предвосхищают стиль модерн.




В картине «Нахождение Спасителя в храме» (Бирмингем)

Хант запечатлел истэндских евреев Лондона, поскольку у него не было такой возможности в Иерусалиме.


Хант больше всех других членов Братства был занят именно духовными поисками. В сущности, его интересовал не столько стиль средневекового искусства, сколько его нравственная сторона.



Триумф невинности. 1887

Именно поэтому в его полотнах редко встретишь персонажей средневековых легенд, зато гораздо более явно, чем в работах других прерафаэлитов, выражена моральная или религиозная сторона. Частый источник сюжета – Библия.



Майские цветы у башни Магдалины. 1890

Хант обращался к возвышенным темам, которые раскрывал посредством буквального переложения на язык живописи моральных принципов.



Канун святой Агнессы. 1848

Однако в истории английского искусства он так и остался художником, которого стремление к нравственному в искусстве в конце концов привело к отрицанию прекрасного в нем.

Tags: прерафаэлиты
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments