?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Marcel Duchamp




Марсель Дюшан - Marcel Duchamp (1887 - 1968) — французский и американский художник, теоретик
искусства, стоявший у стоков дадаизма и сюрреализма. Творческое наследие относительно невелико,
однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве
XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве второй половины
XX века, как поп-арт, минимализм, концептуальное искусство, и др.





Марселя Дюшана – художник, скандалист, новатора, смельчака, который вошел в историю искусства, отрицая
в нем самое важное – эстетику, хороший вкус, мастерство художника (в том смысле, что его произведения
не всегда были созданы им же). Парадокс вполне в духе знаменитого дадаиста, считавшего, что "искусство
может быть хорошим, плохим или никаким, но что, каков бы ни был употребленный эпитет, мы должны называть
его искусством".





Одно из главных изобретений Дюшана – его рэдимэйды (ready-made), произведения искусства, не являющиеся
таковыми в классическом понимании – обычные предметы вроде подставки для сушки бутылок или поставленного
на табуретку колеса, только волей художника или контекстом возведенные в высокий ранг. В 1917 году
художник купил в магазине писсуар, перевернул, переназвал, подписал одним из своих псевдонимов –
M.Rutt 1917 ("дурак"), и свет увидел "Фонтан" - работу, которую 500 влиятельных художников, дилеров и
критиков в 2004 году поставили на первое место пятерки произведений ХХ века, оказавших влияние на
развитие искусства. В 1960-м Дюшан сделал копию своей работы – оригинал, судя по всему, был им выброшен.

Дюшан:
"Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством".





В 1919 году Дюшан взялся за Мону Лизу – на открытке-репродукции он пририсовал карандашом Джоконде усы
с козлиной бородкой и дал своему произведению игривое название L.H.O.O.Q. – при беглом прочтении на
французском этот каламбур привычно расшифровывают как "у нее в одном месте горячо" ("elle a chaud au
cul") или на английском как look. Так, по его мнению, работа смотрелась лучше и современнее. В ней
усмотрели и намеки фрейдистского толка, и, безусловно, привычные провокации в дадаистком духе, а
исследовательница творчества художника, скульптор Ронда Роланд Ширер писала, что работа была даже
большей шуткой, чем думал сам Дюшан: изменив образ Джоконды, он невольно придал ей собственные черты.
Всего Дюшан создал 38 подобных работ разного размера – последнюю, названную "Бритая Мона Лиза",
в 1964-м году.
В 2010 году на аукционе Christie's одна из копий работы – за номером 21 – ушла в пять раз дороже
ожиданий его устроителей, почти за полмиллиона долларов.

Вице-президент торгового дома Кристис Бретт Горви:
"Это одна из величайших икон XX столетия и шутка, конечно, тоже. Но эта шутка дала направление
многим мастерам поп-арта, как Уорхол, Лихтенштейн, Принс... Все они шли за Дюшаном".






В начале 1920-х у Дюшана появилось самое знаменитое из его альтер-эго - эксцентричная томная дама Рроза
Селяви, в чьем имени художник зашифровал то ли выражение "эрос, это жизнь" (eros, c'est la vie), то ли
"поднять тост за жизнь" (arroser la vie). Сначала образ возник на многочисленных фотографиях Мана Рэя -
например, на флаконе духов Belle Haleine: Eau de Voilette, к которым художники приклеили этикетку с
изображением Дюшана в женской шляпке и манто. Позже этот флакон купил Ив Сен-Лоран, а после смерти
французского кутюрье аромат попал на Christie's. Имя Ррозы Селяви возникает также в каламбурах
сюрреалистов, Дюшан подписывает им некоторые свои работы и использует в названии (объект "Почему не
чихает Рроза Селяви?"), а также как копирайт в фильме "Анемик синема".

Дюшан:
"Мне захотелось поменять свою личность, и первое, что мне пришло на ум в поисках персонажа, это
то, что у него должна быть еврейская фамилия. Однако я не нашел фамилии, которая бы мне нравилась и
искушала меня, тогда я подумал: а почем бы не изменить пол? Так родилась Рроза Селяви. Меня нравилось,
когда имя начинается со сдвоенной согласной, как в Ллойд".






Над монументальной конструкцией "Невеста, раздетая своими холостяками. Равновесие" ("Большое стекло")
Дюшан работал с 1915 по 1923 год. Работа была выполнена в сложной технике с использованием стекла,
масляной краски, свинцовой проволоки, фольги, пыли и лака и представляла собой две стеклянные пластины,
помещенные одна на другую. Внизу работы расположились "девять холостяков", а вверху, отделенная
алюминиевой рамой, их недостижимая "невеста" - на деле напоминающие чертежи к каким-то механическим
конструкциям из стержней, цилиндров, проводов, которые Робекр Лебель назвал "машиной любви".
В 1923 году картина пострадала во время погрузки на корабль, и на стекле появились трещины, ставшие
органичной частью работы, а в 1961 году появился новый вариант картины, созданный совместно
с Улфом Линде.

Марсель Дюшан:
"Мне было интересно ввести в искусство строгость и точность науки, так делали не очень часто.
Я делал это не из любви к науке, наоборот, я хотел скорее отвергнуть ее, но исподтишка, легко и
без натуги. Но в этом произведении присутствует ирония".





Так в чем же заслуга Дюшана?

В том что он подверг сомнению ранее очевидные вещи.

1. Что произведение должно быть СДЕЛАНО РУКАМИ ХУДОЖНИКА.
2. Что конечный продукт творчества – это, собственно, тот самый МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ,
который сделал художник.

Вместе с писсуаром Дюшан фактически выставил идею, что художественный акт – это не картина маслом,
а те сложные процессы в голове и душе художника, которые этому предшествуют. Опровержение старого
и очевидного и расширение тем самым границ искусства – вот в чем гениальность дадаиста Дюшана.

С привычной миметической (подражательной) функцией искусства, гоняющегося за реальностью, было раз
и навсегда покончено. Дюшан довел до логического конца, до полного абсурда то, что составляло высшую
ценность прежнего искусства. И правда ведь - никакая живописная копия не может показать предмет
лучше и, если уж на то пошло - реалистичнее, чем это сделает он сам.
Под пограничные столбики между искусством и не искусством была заложена мощная бомба. Дюшан показал,
что искусство – это, по сути, контекст. Что эстетические законы относительны и определяются внешними
по отношению к артобъекту правилами игры, которые устанавливаются практически произвольно самим
художником, арт-критиками, галеристами и пр.


Источник: ria.ru

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.