Ад в искусстве – часть 1
Ад (преисподняя, пекло) – в религиозно-мифологических представлениях
посмертное место наказания грешников.
Коппо ди Марковальдо. «Ад», мозаика.1260-1270 гг. Флоренция, баптистерий.
Происходит от древнегреческого слова Ἅδης (Гадес или Аид), используемого в Септуагинте для
передачи еврейского слова שאול (Шеол), впоследствии заимствованное из нее христианством.
«А что, если наша Земля — ад какой-то другой планеты?»
Олдос Хаксли.
Во многих мифологических, фольклорных и религиозных традициях ад — место вечного мучения в загробной
жизни, как правило, располагающееся в другом измерении либо под землей. Нередко ад изображается как
место проживания демонов мучающих грешников. В некоторых случаях здесь правят боги смерти (Аид, Хел)
либо дьявол.
Хотя во многих религиозных культурах (в том числе в христианстве и исламе), ад изображается местом,
где царит огонь, в некоторых религиозных традициях он, напротив ,изображается как место, в котором
царит холод.
Джеймс Тисо. Богач в аду.
Некоторые современные богословы рассматривают ад скорее, как некую абстракцию.
Ад это «не определенное место неограниченное во времени, а момент встречи умирающего человека с Богом.
В этот момент … ему глубоко стыдно, больно, так как он очищается от грехов».
Ханс Кюнг
«Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда
как рай населен одними нищими, монахами и апостолами.»
Никколо Макиавелли.
Представления об Аде противопоставляемом Раю, имеют своими предпосылками формирование понятий о
дуализме небесного и подземного, светлого и мрачного миров, о душе умершего противопоставляемой
его телу, в сочетании с возникновением идеи загробного суда и загробного воздаяния.
«Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того,
чтобы человек не был изнасилован добром.»
Николай Бердяев.
Проведенные в 1999 году опросы показали, что почти треть европейцев верят в существование ада.
В том числе:
в Турции — 90%;
в Северной Ирландии — 60%;
в Румынии и Польше — 55%;
в Германии — 15%;
в Дании, Швеции, Чехии и Нидерландах — 10%.
Ад. Роспись в церкови Дебра Берхан Селассие, Гондар, Эфиопия.
Весь в туманах житухи вчерашней
все надеясь: авось, как-нибудь -
вот и дожил до утренних кашлей,
разрывающих разум и грудь.
И, хрипя от проклятой одышки,
поминая минувшую стать,
не берусь за серьезные книжки:
все боюсь не успеть дочитать.
Добрый доктор, соври на прощанье.
Видишь, как к твоей ручке приник?
Вдруг поверю в твои обещанья
хоть на день, хоть на час, хоть на миг.
Раб ничтожный, взыскующий града,
перед тем, как ладошки сложить,
вдруг поверил, что ложь твоя — правда
и еще суждено мне пожить.
Весь в туманах житухи вчерашней
так надеюсь на правду твою…
Лучше ад этот, грешный и страшный,
чем без вас отсыпаться в раю.
Булат Окуджава
Идея потустороненнего воздаяния за грехи имеет долгую мифологическую и религиозную историю.
Источник: enc.vkarp.com
Journal information