?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

Автопортреты



Автопортреты


История автопортрета - 1


Автопортрет – произведение изобразительного искусства, для которого в качестве модели
художник избрал самого себя.





Пабло Пикассо. Автопортрет.


Существует несколько видов автопортрета:

- вставной автопортрет — художник изображен в группе персонажей какого-либо сюжета,
- представительский (символический) автопортрет — художник изображает себя в образе
исторического лица или религиозного персонажа,
- групповой портрет — художник изображен с членами своей семьи или другими реальными
лицами.
- отдельный или естественный автопортрет — художник изображен один.

Естественный автопортрет в свою очередь может быть:
- профессиональный — художник изображен за работой,
ь- личностный — раскрывающим моральные и психологические черты автора,
- эротический.

Большинство автопортретов было исполнено при помощи одного или нескольких зеркал, что диктует
их основную технологическую особенно¬сть - перевернутость изображения.
Характерная особенность автопортрета заключается, прежде всего, в том, что художник «говорит»
со зрителем от первого лица. Это своего рода его живописный монолог.




Мастер Аврам. Врата Софийского собора в Новгороде.


Возникновения автопортрета непосредственно связано с развитием портретной живописи как таковой.
Древнейшими из сохранившихся автопортретов можно считать изображения художников в древнеегипетской
живописи и скульптуре. Считается, что портретное изображение скульптора фараона Эхнатона датируемое
приблизительно 1365 годом до нашей эры является автопортретом.
Встречаются автопортреты и в древнегреческой вазописи. А Плутарх упоминает, что древнегреческий
скульптор Фидий изобразил себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи
Афины в Парфеноне.
В эпоху средневековья также встречаются скульптурные автопортреты – принадлежащие скульпторам
XIV века Авраму в Новгороде и Петеру Парлержу в соборе Святого Вита в Праге.




Петер Парлерж. Автопортрет. Скульптура трифория собора св. Вита в Праге. XIV в.


Итальянский художник Джотто ди Бондоне (1267-1337 гг.) включил себя в цикл «выдающихся людей» в
росписи в церкви Кастель Нуово в Неаполе.
Но подлинное рождение портретной живописи как самостоятельного жанра, а вместе с ней и автопортрета
происходит в Эпоху Возрождения.
Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на библейские и
мифологические темы (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Б. Гоццоли, Лука Синьорелли). Так
Мазаччо изобразил себя в качестве одного из апостолов в росписи часовни Бранкаччи. А Беноццо Гоццоли
рисует себя в «Шествии волхвов», а чтобы не возникало сомнений в том, что это именно он подписывает
свое имя на шляпе. Сандро Боттичелли сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».




Сандро Боттичелли. Автопортрет. Фрагмент картины «Поклонение волхвов».




Доминико Гирландайо. Автопортрет. Деталь фрески «Изгнание Иоакима из храма».
Капелла Торнабуони, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.




Томазо Мазаччо. Автопортрет. Фрагмент фрески в церкви Санта Мария дель Кармине, Пиза. 1426 г.


«Взгляд, устремлённый прямо на зрителя, и несколько неестественная асимметрия абриса лица, возникшая
за счет зеркального переворота изображения – характерные приметы, по которым обычно опознаются
автопортреты в многофигурных композициях»

так характеризует автопортрет Раннего Возрождения искусствовед В. Н. Гращенков.




Лука Синьорелли. Автопортрет. Деталь фрески «Падение антихриста».
Капелла Сан Бризио Кафедрального собора Орвето, Орвето. 1499-1502 гг.


В искусстве Высокого Возрождения автопортрет свидетельствовал о возросшем общественном положении художника.




Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506 г.


Идеал прекрасной и гармоничной личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510 г.), безграничное могущество
мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1512 г.) – таковы ключевые образы
Высокого Возрождения.




Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г.


Живописцы Позднего Возрождения раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности.
Таковы автопортреты Тинторетто и Тициана.




Якопо Тинторетто. Автопортрет. Деталь. ок. 1588-90 гг.


На «Автопортрете с Орацио и Марко Вечелио» изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко.
Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.




Тициан. Автопортрет. Ок. 1566 г.


Паоло Веронезе изображает себя под видом одетого в белое скрипача в картине
«Брак в Кане Галилейской» (1562 г).





Паоло Веронезе. Автопортрет, деталь картины «Брак в Кане Галилейской».




Паоло Веронезе. Автопортрет, деталь картины «Пир в доме Левия». 1573 г.


Полагают, что Микеланджело придал сходство с собственным лицом изображению содранной со святого
Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.




Страшный суд. Фреска из Сикстинской капеллы.
Фрагмент. (предполагаемый автопортрет Микеланджело).




Пармиджанино. «Автопортрет в выпуклом зеркале». 1524 г.


Зыбок и изменчив «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино.




Микеланджело да Караваджо. «Медуза». 1598-1599 гг.


Откровенно эпатажна «Медуза» Караваджо (1598-1599 гг.), где художник придаёт автопортретные черты
отрубленной голове Горгоны.

Для автопортретов маньеризма характерны замкнутость, усложнённость внутреннего мира мастера (Понтормо).




Якопо Понтормо. Автопортрет. 1515 г.


Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. В «Чете
Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене.
Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк».




Ян ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини». 1434 г.


Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер.




Альбрехт Дюрер. Автопортрет в возрасте 26 лет. 1498 г.




Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500 г.




Альбрехт Дюрер. Автопортрет с цветком.

Источник: enc.vkarp.com

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Всегда нравилась манера художников возрождения обряжать героев в современные одежды чтобы сделать картину понятной зрителю.

так они в своём времени)

Теперь художники пытаются соблюсти историчность :)

  • 1