Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Ад



Ад в искусстве – часть 2


Ад (преисподняя, пекло) – в религиозно-мифологических представлениях
посмертное место наказания грешников.



ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Так уже в древних египетских культах в загробный мир — специальное место, куда после смерти отправлялись
злые души называемое Аменти (Аментес). Покровительницей царства Аменти была богиня Аментет. В предверии
Аменти, в зале «двойной справедливости» (награждающей и наказующей) души представали на суд Осириса.
Около него сидели сорок два судьи мёртвых вершившие суд над сорока двумя смертными грехами. Если
произносилось осуждение, душа шла на временные мучения в отделение для осуждаемых. Оно было разделено
на четырнадцать зон, каждая из которых соответствовала тому, какие грехи совершил человек в царстве
живых. Это был подземный мир населенный чудовищами — духами подземного мира. Описание Аменти мы находим
в частности в древнеегипетской «Книге мертвых».




Рисунок из древнеегипетской «Книги мертвых».


МЕСОПАТАМИЯ



Сходные мифологические представления мы встречаем и в культурах Месопотамии (в том числе Шумере, в Аккаде,
Вавилоне и Ассирии). В шумеро-аккадской мифологии царство мертвых назвалось Иркалла (Ир-калла). Это был
«нижний мир», подземное царство, из которого нет возврата. Им управляют богиня Эрешкигаль («великая
подземная госпожа») и её супруг, бог Нергал («владыка обширного жилища»). Под властью Эрешкигаль
находились семь (иногда больше) судей подземного мира. Наиболее подробно об Эрешкигаль рассказывается в
гимне «Спуск Иштар в преисподнюю», в котором она выступает как злое и коварное божество смерти. Описание
Иркаллы встречаются также в эпосе о Гильгамеше (эпизоды «Сошествие Инанны в преисподнюю» и «Ваал и
Преисподняя») и в «Мифе об Эрешкигаль и Нергале».




Эрешкигаль.


Именно в Месопотамии зародились религиозные представления, в том числе и об аде которые затем
через иудаизм проникли в христианство и ислам.


ГРЕЦИЯ


В классической греческой мифологии царство мертвых называлось Аид (Гадес, древнегреческое Ἀΐδης или ᾍδης,
Ἀϊδωνεύς). Здесь правил старший сын Кроноса и Реи — бог подземного царства мёртвых Аид. Со временем имя
Аид было вытеснено другим именем бога подземного царства и смерти — Плутон (Πλούτων), которое начиная с
пятого века до нашей эры, прибавлялось к имени Аид.
Вход в царство мертвых, согласно Гомеру и ряду других источников, находится «на крайнем западе, за рекой
Океан, омывающей землю». Выход из царства мертвых охранял трёхглавый пес со змеиным хвостом Кербер
(Κέρβερος) не позволявший умершим возвращаться в мир живых. Через реку Стикс в подземное царство
мертвых души перевозил Харон (Χάρων), изображавшийся мрачным старцем в рубище.




Поль Гюстав Доре. Царство Аида.


Аид имел три уровня:
- Поля Асфоделий (мир чистилища, limbo), где находятся души, обречённые за грехи на вечное странничество;
- Елисейские Полея, где пребывают души праведников;
- Тартар (греческое — Τάρταρος).
Собственно аналогией ада можно считать именно Тартар. Согласно некоторым источником Тартар был самым
отдаленным местом в Аиде. Сюда Зевс низвергнул Кроноса и титанов и здесь их стерегли сторукие исполины
Гекатонхейры, дети Урана. Там же были заточены киклопы. Тартар также являлся местом наказания грешников
и злодеев (Иксион, Сизиф, Тантал, Титий). Он описывается как подземелье мучения и страдания. Платон писал,
что после смерти души будут оценены и те, кто получил наказание, будут отправлены в Тартар.
Тартар это тёмная бездна, настолько же удаленная от поверхности земли, насколько от земли удалено небо.
По словам Гесиода, медная наковальня летела бы от поверхности земли до Тартара в течение девять дней.
Тартар был окружён тройным слоем мрака бога Эреба и железною стеной с железными воротами бога Посейдона.




Харон, перевозчик душ умерших, с веслом и в лодке. Древнегреческий лекиф, V в. до н. э.


ЭТРУСКИ



Для погребальной иконографии этрусков также были характерны весьма пессимистические представления о
потустороннем мире. Правил потусторонним миром бог Оркус, которого этруски изображали в виде
бородатого демона, покрытого шерстью (иногда крылатого).




Правители царства мертвых. «Гробница Оркуса», Тарквинии.


РИМЛЯНЕ


Римляне заимствовали у этрусков это божество и образы потустороннего мира. Оркус (Орк; Orcus) стал
римским богом смерти. Позже образ Оркуса слился с другим богом, Дис Патером, а ещё позднее оба этих
божества окончательно растворились в образе бога Плутона (латинское – Pluto), заимствованного у греков.
В целом же царство мертвых у римлян мало чем отличалось от греческого Аида.




Царство Плутона. С античной вазы.


Источник: enc.vkarp.com


Ад в искусстве – часть 1
Tags: ад
Subscribe

  • (no subject)

    Автовладельцы прекрасно осведомлены о важной роли автомобильного коврика. Поэтому выбору коврика всегда уделяется особое внимание, так как коврик…

  • Испания

    От Paul Dore Paul Gustave Dore (1832-1883) — французский гравёр, иллюстратор и живописец. Paul Gustave Doré…

  • Курительная трубка (кальян, наргиле)

    Кальян — прибор для курения, позволяющий фильтровать и охлаждать вдыхаемый дым. Роль фильтра играет шахта кальяна, на холодных стенках…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments