?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Ад



Ад в искусстве – часть 2


Ад (преисподняя, пекло) – в религиозно-мифологических представлениях
посмертное место наказания грешников.



ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Так уже в древних египетских культах в загробный мир — специальное место, куда после смерти отправлялись
злые души называемое Аменти (Аментес). Покровительницей царства Аменти была богиня Аментет. В предверии
Аменти, в зале «двойной справедливости» (награждающей и наказующей) души представали на суд Осириса.
Около него сидели сорок два судьи мёртвых вершившие суд над сорока двумя смертными грехами. Если
произносилось осуждение, душа шла на временные мучения в отделение для осуждаемых. Оно было разделено
на четырнадцать зон, каждая из которых соответствовала тому, какие грехи совершил человек в царстве
живых. Это был подземный мир населенный чудовищами — духами подземного мира. Описание Аменти мы находим
в частности в древнеегипетской «Книге мертвых».




Рисунок из древнеегипетской «Книги мертвых».


МЕСОПАТАМИЯ



Сходные мифологические представления мы встречаем и в культурах Месопотамии (в том числе Шумере, в Аккаде,
Вавилоне и Ассирии). В шумеро-аккадской мифологии царство мертвых назвалось Иркалла (Ир-калла). Это был
«нижний мир», подземное царство, из которого нет возврата. Им управляют богиня Эрешкигаль («великая
подземная госпожа») и её супруг, бог Нергал («владыка обширного жилища»). Под властью Эрешкигаль
находились семь (иногда больше) судей подземного мира. Наиболее подробно об Эрешкигаль рассказывается в
гимне «Спуск Иштар в преисподнюю», в котором она выступает как злое и коварное божество смерти. Описание
Иркаллы встречаются также в эпосе о Гильгамеше (эпизоды «Сошествие Инанны в преисподнюю» и «Ваал и
Преисподняя») и в «Мифе об Эрешкигаль и Нергале».




Эрешкигаль.


Именно в Месопотамии зародились религиозные представления, в том числе и об аде которые затем
через иудаизм проникли в христианство и ислам.


ГРЕЦИЯ


В классической греческой мифологии царство мертвых называлось Аид (Гадес, древнегреческое Ἀΐδης или ᾍδης,
Ἀϊδωνεύς). Здесь правил старший сын Кроноса и Реи — бог подземного царства мёртвых Аид. Со временем имя
Аид было вытеснено другим именем бога подземного царства и смерти — Плутон (Πλούτων), которое начиная с
пятого века до нашей эры, прибавлялось к имени Аид.
Вход в царство мертвых, согласно Гомеру и ряду других источников, находится «на крайнем западе, за рекой
Океан, омывающей землю». Выход из царства мертвых охранял трёхглавый пес со змеиным хвостом Кербер
(Κέρβερος) не позволявший умершим возвращаться в мир живых. Через реку Стикс в подземное царство
мертвых души перевозил Харон (Χάρων), изображавшийся мрачным старцем в рубище.




Поль Гюстав Доре. Царство Аида.


Аид имел три уровня:
- Поля Асфоделий (мир чистилища, limbo), где находятся души, обречённые за грехи на вечное странничество;
- Елисейские Полея, где пребывают души праведников;
- Тартар (греческое — Τάρταρος).
Собственно аналогией ада можно считать именно Тартар. Согласно некоторым источником Тартар был самым
отдаленным местом в Аиде. Сюда Зевс низвергнул Кроноса и титанов и здесь их стерегли сторукие исполины
Гекатонхейры, дети Урана. Там же были заточены киклопы. Тартар также являлся местом наказания грешников
и злодеев (Иксион, Сизиф, Тантал, Титий). Он описывается как подземелье мучения и страдания. Платон писал,
что после смерти души будут оценены и те, кто получил наказание, будут отправлены в Тартар.
Тартар это тёмная бездна, настолько же удаленная от поверхности земли, насколько от земли удалено небо.
По словам Гесиода, медная наковальня летела бы от поверхности земли до Тартара в течение девять дней.
Тартар был окружён тройным слоем мрака бога Эреба и железною стеной с железными воротами бога Посейдона.




Харон, перевозчик душ умерших, с веслом и в лодке. Древнегреческий лекиф, V в. до н. э.


ЭТРУСКИ



Для погребальной иконографии этрусков также были характерны весьма пессимистические представления о
потустороннем мире. Правил потусторонним миром бог Оркус, которого этруски изображали в виде
бородатого демона, покрытого шерстью (иногда крылатого).




Правители царства мертвых. «Гробница Оркуса», Тарквинии.


РИМЛЯНЕ


Римляне заимствовали у этрусков это божество и образы потустороннего мира. Оркус (Орк; Orcus) стал
римским богом смерти. Позже образ Оркуса слился с другим богом, Дис Патером, а ещё позднее оба этих
божества окончательно растворились в образе бога Плутона (латинское – Pluto), заимствованного у греков.
В целом же царство мертвых у римлян мало чем отличалось от греческого Аида.




Царство Плутона. С античной вазы.


Источник: enc.vkarp.com


Ад в искусстве – часть 1
Tags:

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Привет, я Санёк, зафрендил тебя *)

  • 1