Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Ад



Ад в искусстве – часть 3


ЕВРОПЕЙСКИЕ НАРОДЫ


В мифологии европейских народов мы встречаем образы близкие по своему значению к термину «ад».
Так подобием ада у германцев может считаться Хельхейм (Helheim, буквально — Владения Хель) — мир
мёртвых (один из девяти миров), в котором властвует дочь Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной).
В Хельхейм попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.
Это холодное, темное и туманное место, расположенное в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной.
Он окружён непроходимой рекой Гьёлль. Оттуда не может вернуться ни одно существо (даже боги).
Вход в Хельхейм охраняется чудовищной собакой Гармом и великаншей Модгуд.
Хельхейм упоминается в Старшей и Младшей Эдде, относящихся к XIII веку, а также в сагах IX-X веков.




В. Г. Коллингвуд. Один отправляется в Хельхейм. 1908 г.


СЛАВЯНЕ


У славян книжные (церковные) представления об аде смешиваются с народными, либо сосуществуют с ними.
Наиболее архаичными верованиями можно считать те, согласно которым ад и рай территориально не расчленены,
так что обитатели «того света» мучаются и блаженствуют по соседству. Ад и рай воображаются то на небе,
то на острове, то за морем.
В народной духовной поэзии ад и рай разделяет: огненная река - в русской, стена - в сербской (Косаница
в Черногории), большая ограда (Старая Пазова в Среме).
Согласно сербским верованиям, все покойники находятся на небе (а не под землей или в «нижнем» мире), где
ад и рай четко разделены (Косово), при этом рай и ад расположены на небе так, что рай выше ада,
населенного змеями и чертями, объятого тьмой и дымом и навсегда лишенного солнечного света (Косаница).
В Боснии рай мыслится на небе, а ад под землей, при этом ад охвачен огнем и у грешников горит то глаз,
то рука, то все они варятся в котле (Височская Нахия). Такая картина ада типична для большинства
славянских представлений.
Редкие примеры размещения ада на земле отмечены у гуцулов (на острове посреди моря) и у белорусов (на
краю света в виде огромной горы, посреди которой горит огонь и кипят котлы с грешниками).
Сам ад мыслится как: место обитания бесовской силы, место вечно пылающего огня, место вечного мрака
или как глубокое темное подземелье (Польша), озеро кипящей смолы (восточная Польша).
В Белоруссии было распространено верование, что ад - пекло, находится под землей в болоте, что сама
земля натянута, как кожа или шкура, над водой, а в этой воде на самом дне помещен ад, наполненный
грешниками и чертями, которыми управляет самый старый черт Анцыпар (Ничыпар), постоянно живущий в аду
«на 12 цепях, за 12 дверями». Небольшие, но глубокие ямы на лугу и болоте белорусы зовут «чертовыми
окнами» — это вход в ад. Подобные представления об аде широко распространены в сказках и быличках.




Лубок «Спор клеветника и змея о первенстве в аду».


АЦТЕКИ

Весьма похож на ад и подземный мир ацтеков — Миктлан. Он располагается далеко на севере и делится
на девять кругов. В Миктлан попадали все, кроме воинов, утопленников и женщин, которые умерли во
время родов.В религии майя ад также являлся крайне опасным миром, состоящим из девяти уровней и
управляемым демонами.

НАРОДЫ АЗИИ

Сходные верования мы встречаем и в мифах народов Азии. Так у айнов, грешникам отведено мест
под землей, которое описывается как крайне непривлекательный мокрый мир.

ЗОРОАСТРИЗМ

В зороастризме ад именуется «dužahu» (дурное существование — отсюда персидское dozax — ад).
Ад зароастрицев имеет три ступени (дурные мысли, дурные слова, дурные деяния) и средоточие ада -
Друджо Дмана (Дом Лжи). Распространена концепция Моста Чинвад над адской пропастью. Для праведников
он становится широким и удобным, перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого
они падают в ад.




Мост Чинвад. Средневековая персидская миниатюра.

КИТАЙ

В китайской традиции ад называется «хуан цюань» что переводится как «жёлтые источники», или (реже)
«обитель мрака».
В китайской даосской традиции природа ада не имеет какого-либо этического толкования. Человек, состоящий
из множества душ, после смерти частью душ оказывается в неком подобии рая — на Небе, а другая часть его
душ, которые имеют более грубую природу - оказываются у жёлтых источников. У жёлтых источников дух гуй,
образовавшийся после смерти из грубых душ По, вынужден влачить «тенеподобное призрачное существование».
Жёлтые источники разделены на девять миров, правителем нижнего мира называется рогатое божество Ту-бо.

Гэ Хун (III-IV вв.) в четырнадцатой главе своего трактата «Баопу-цзы» описывает существование в подземных
источниках духов гуй как нечто ужасное: «долгая ночь без конца в мрачном подземном мире, что ниже девяти
истоков, во время которой человек становится пищей муравьев и червей, а потом смешивается воедино
с пылью и прахом».
В китайских народных верованиях аналогией ада также выступает Diyu (地狱) — царство мертвых. Представления
о нем отчасти основано на буддийской концепции Нарака в сочетании с даосской традицией и традиционными
китайскими верованиями о загробной жизни. Он описывается как лабиринт подземных уровней и камер, в которых
души искупают свои земные грехи. Diyu это своего рода чистилище, место, которое служит не только для
наказания, но и для подготовки к следующей инкарнации.
Число уровней китайского ада отличается в зависимости от того какая религия лежит в основе верований —
буддийская или даосская.




Кшитигарбха и Десять царей ада. Танка из Дуньхуана. Эпоха Тан (кон.IX — нач.X вв).

Источник: enc.vkarp.com


Ад в искусстве – часть 1


Ад в искусстве – часть 2
Tags: ад
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments