?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Ад



Ад в искусстве – часть 3


ЕВРОПЕЙСКИЕ НАРОДЫ


В мифологии европейских народов мы встречаем образы близкие по своему значению к термину «ад».
Так подобием ада у германцев может считаться Хельхейм (Helheim, буквально — Владения Хель) — мир
мёртвых (один из девяти миров), в котором властвует дочь Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной).
В Хельхейм попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.
Это холодное, темное и туманное место, расположенное в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной.
Он окружён непроходимой рекой Гьёлль. Оттуда не может вернуться ни одно существо (даже боги).
Вход в Хельхейм охраняется чудовищной собакой Гармом и великаншей Модгуд.
Хельхейм упоминается в Старшей и Младшей Эдде, относящихся к XIII веку, а также в сагах IX-X веков.




В. Г. Коллингвуд. Один отправляется в Хельхейм. 1908 г.


СЛАВЯНЕ


У славян книжные (церковные) представления об аде смешиваются с народными, либо сосуществуют с ними.
Наиболее архаичными верованиями можно считать те, согласно которым ад и рай территориально не расчленены,
так что обитатели «того света» мучаются и блаженствуют по соседству. Ад и рай воображаются то на небе,
то на острове, то за морем.
В народной духовной поэзии ад и рай разделяет: огненная река - в русской, стена - в сербской (Косаница
в Черногории), большая ограда (Старая Пазова в Среме).
Согласно сербским верованиям, все покойники находятся на небе (а не под землей или в «нижнем» мире), где
ад и рай четко разделены (Косово), при этом рай и ад расположены на небе так, что рай выше ада,
населенного змеями и чертями, объятого тьмой и дымом и навсегда лишенного солнечного света (Косаница).
В Боснии рай мыслится на небе, а ад под землей, при этом ад охвачен огнем и у грешников горит то глаз,
то рука, то все они варятся в котле (Височская Нахия). Такая картина ада типична для большинства
славянских представлений.
Редкие примеры размещения ада на земле отмечены у гуцулов (на острове посреди моря) и у белорусов (на
краю света в виде огромной горы, посреди которой горит огонь и кипят котлы с грешниками).
Сам ад мыслится как: место обитания бесовской силы, место вечно пылающего огня, место вечного мрака
или как глубокое темное подземелье (Польша), озеро кипящей смолы (восточная Польша).
В Белоруссии было распространено верование, что ад - пекло, находится под землей в болоте, что сама
земля натянута, как кожа или шкура, над водой, а в этой воде на самом дне помещен ад, наполненный
грешниками и чертями, которыми управляет самый старый черт Анцыпар (Ничыпар), постоянно живущий в аду
«на 12 цепях, за 12 дверями». Небольшие, но глубокие ямы на лугу и болоте белорусы зовут «чертовыми
окнами» — это вход в ад. Подобные представления об аде широко распространены в сказках и быличках.




Лубок «Спор клеветника и змея о первенстве в аду».


АЦТЕКИ

Весьма похож на ад и подземный мир ацтеков — Миктлан. Он располагается далеко на севере и делится
на девять кругов. В Миктлан попадали все, кроме воинов, утопленников и женщин, которые умерли во
время родов.В религии майя ад также являлся крайне опасным миром, состоящим из девяти уровней и
управляемым демонами.

НАРОДЫ АЗИИ

Сходные верования мы встречаем и в мифах народов Азии. Так у айнов, грешникам отведено мест
под землей, которое описывается как крайне непривлекательный мокрый мир.

ЗОРОАСТРИЗМ

В зороастризме ад именуется «dužahu» (дурное существование — отсюда персидское dozax — ад).
Ад зароастрицев имеет три ступени (дурные мысли, дурные слова, дурные деяния) и средоточие ада -
Друджо Дмана (Дом Лжи). Распространена концепция Моста Чинвад над адской пропастью. Для праведников
он становится широким и удобным, перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого
они падают в ад.




Мост Чинвад. Средневековая персидская миниатюра.

КИТАЙ

В китайской традиции ад называется «хуан цюань» что переводится как «жёлтые источники», или (реже)
«обитель мрака».
В китайской даосской традиции природа ада не имеет какого-либо этического толкования. Человек, состоящий
из множества душ, после смерти частью душ оказывается в неком подобии рая — на Небе, а другая часть его
душ, которые имеют более грубую природу - оказываются у жёлтых источников. У жёлтых источников дух гуй,
образовавшийся после смерти из грубых душ По, вынужден влачить «тенеподобное призрачное существование».
Жёлтые источники разделены на девять миров, правителем нижнего мира называется рогатое божество Ту-бо.

Гэ Хун (III-IV вв.) в четырнадцатой главе своего трактата «Баопу-цзы» описывает существование в подземных
источниках духов гуй как нечто ужасное: «долгая ночь без конца в мрачном подземном мире, что ниже девяти
истоков, во время которой человек становится пищей муравьев и червей, а потом смешивается воедино
с пылью и прахом».
В китайских народных верованиях аналогией ада также выступает Diyu (地狱) — царство мертвых. Представления
о нем отчасти основано на буддийской концепции Нарака в сочетании с даосской традицией и традиционными
китайскими верованиями о загробной жизни. Он описывается как лабиринт подземных уровней и камер, в которых
души искупают свои земные грехи. Diyu это своего рода чистилище, место, которое служит не только для
наказания, но и для подготовки к следующей инкарнации.
Число уровней китайского ада отличается в зависимости от того какая религия лежит в основе верований —
буддийская или даосская.




Кшитигарбха и Десять царей ада. Танка из Дуньхуана. Эпоха Тан (кон.IX — нач.X вв).

Источник: enc.vkarp.com


Ад в искусстве – часть 1


Ад в искусстве – часть 2
Tags:

promo nemihail 17:00, yesterday 139
Buy for 30 tokens
Он пытался меня запугать - не вышло, купить - не получилось, подмазать - не срослось, потом он пошел против закона и стал блокировать меня в интернете, оформив авторские права на мои фотографии и у него даже почти получилось. Но только правду не скроешь и вот мой ему официальный ответ: Ну…