?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Бани! Бани!



Бани в искусстве ( начало )


О бане писали Лукиан и Рабле, Боккаччо и Мопассан, Пушкина и Лев Толстой,
Чехов и Горький, Зощенко и Маршак.




Василий Перов. По дороге в баню.




Казимир Малевич. В бане.




Sarah Jane Szikora. After the Baths.


В «Мастере и Маргарите» Михаил Булгакова:

«Маргарита оказалась в чудовищном по размерам бассейне, окаймленном колоннадой. Гигантский
черный Нептун выбрасывал из пасти широкую розовую струю: Дамы, смеясь, сбрасывали туфли,
отдавали сумочки своим кавалерам или неграм, бегающим с простынями в руках, и с криком
ласточкой бросались в бассейн. Пенные столбы выбрасывались вверх. Хрустальное дно бассейна
горело нежным светом, и в нем видны были серебристые плавающие тела. Хохот звенел над
колоннами и гремел, как в бане…».


Бани! Бани! Двери — хлоп!
Бабы прыгают в сугроб
Прямо с пылу, прямо с жару
- Ну и Ну!
Слабовато Ренуару
До таких сибирских «ню»!
Что мадонны! Эти плечи,
Эти спины наповал,
Будто доменную печью
Запрокинутый металл.
Задыхаясь от разбега,
Здесь на «ты», на «ты», на «ты»
Чистота огня и снега
С чистотою наготы.

А. Вознесенский.

В эллинистическом и древнеримском театре баня – вполне обычное место действия. Однако впоследствии
она практически исчезает со сцены и из драматургии, что связанно с христианским запретом на показ
обнаженного тела.
Пьеса В. Маяковского «Баня» собственно говоря, не о бане. На вопрос, почему пьеса называется «Баня»,
он отвечал двояко.
Первый ответ:
«Баня» моет (просто стирает) бюрократов» — удовлетворил, кажется, всех и надолго остался
определением простодушного и прямолинейного «обличительного» восприятия пьесы.
Другой ответ:
«Потому что это единственное, что там не попадается» — показался, вероятно, обычным
«маяковским юмористическим «отплёвом» (выражение Сельвинского) и был прочно забыт. Баня, конечно,
не единственное, чего в пьесе нет, но дело не в этом — название пьесы определяет единственно верную
точку зрения на нее. Тут так же, как и в названиях «Владимир Маяковский», или «Мистерия-буфф», или
«Клоп», прямо дан принцип интерпретации драмы. И с этой точки зрения в «Бане» действительно важнее
всего то, что там предметно «не попадается».
С одной стороны, пьеса названа «Баней», но с другой — никакой бани мы там не находим. С одной
стороны, это «драма», но с другой — «‹с цирком и фейерверком», то есть прямо балаган, а никакая
не драма. С одной стороны, вся коллизия в пьесе развернута вокруг «машины» Чудакова, но с другой
— эта машина невидима, то есть ее как будто бы и нет. И так далее. Короче говоря, во всей пьесе
в целом и в каждом отдельном ее элементе мы находим несовпадение предмета и его смысла. Самые
отвлеченные понятия здесь снижаются, овеществляются, материализуются, и наоборот — конкретнейшие
предметы, явления и даже люди развеществляются, дематериализуются вплоть до полного исчезновения.

Зеленый веник, терпкий банный дух.
Поддать, еще! кричу я с верхней полки,
А в теле — раскаленные иголки,
И, жаркой не выдерживая порки,
Как черт от ладана бежит недуг
.
Н. Асеев.




Сцена в бане в спектакле Московского театра на Таганке «А зори здесь тихие…»


В отличие от театра в кинематографе действие в бане отнюдь не редкость. Так многим кинозрителям
запомнился эпизод «В бане» в кинофильме «А зори здесь тихие». Режиссеру Ростоцкому удивительно
красиво и поэтично удалось показать девушек, дав понять зрителю, что убивают не просто людей,
а красивых и молодых женщин, которые должны еще жить и рожать детей.
Эпизод в бане, где Евгений Лукашин со своими друзьями распивает спиртные напитки, служит
завязкой сюжета в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».





Интересен и знаковый эпизод из фильма «Неуловимые мстители» (режиссер Э. Кеосаян) в котором
Савелия Крамарова бегает, прикрывшись шайкой, и кричит о нечистой силе.

А в фильме «Гардемарины, вперёд!» показано недоумение, которое долгое время вызывала у
«цивилизованных» иностранцев «варварская» русская баня. Шевалье де Брильи в исполнении
Михаила Боярского удивлялся, как можно ходить в баню, из которой валит дым.
В результате банным процедурам подвергнут был в принудительном порядке.

В конце девяностых годов на экраны вышел фильм – «Особенности русской бани».

В жизни, мирной или браной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа.

А. Твардовский.

Финско-чешский кинофильм «Сауна» переносит зрителей в атмосферу загадочности и мрачности.
Действие происходит в конце XVI века. И хотя авторам фильма не удалось соблюсти историческую
достоверность, они великолепно справились с задачей, которую ставили перед собой — фильм
рождает тревожные чувства, вселяет ожидание ужасных событий.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье.
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.

В. Высоцкий.

Современное российское искусство также обращается к банной тематике. Но лучше бы оно делало это
реже. Сегодня баня такой же обязательный атрибут «бандитского сериала», как когда-то салун в
фильмах о Диком Западе. А в целом доминирует пошлость и низкопробный юмор.
Следует также отметить, что для эротической и порнографической литературы и кинематографа
баня излюбленное место действия.


Источник: enc.vkarp.com

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Ах, какая замечательная подборка! Спасибо! И. Ф.

Ты все смотрела?

  • 1