Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Бани! Бани!



Бани в искусстве ( начало )


О бане писали Лукиан и Рабле, Боккаччо и Мопассан, Пушкина и Лев Толстой,
Чехов и Горький, Зощенко и Маршак.




Василий Перов. По дороге в баню.




Казимир Малевич. В бане.




Sarah Jane Szikora. After the Baths.


В «Мастере и Маргарите» Михаил Булгакова:

«Маргарита оказалась в чудовищном по размерам бассейне, окаймленном колоннадой. Гигантский
черный Нептун выбрасывал из пасти широкую розовую струю: Дамы, смеясь, сбрасывали туфли,
отдавали сумочки своим кавалерам или неграм, бегающим с простынями в руках, и с криком
ласточкой бросались в бассейн. Пенные столбы выбрасывались вверх. Хрустальное дно бассейна
горело нежным светом, и в нем видны были серебристые плавающие тела. Хохот звенел над
колоннами и гремел, как в бане…».


Бани! Бани! Двери — хлоп!
Бабы прыгают в сугроб
Прямо с пылу, прямо с жару
- Ну и Ну!
Слабовато Ренуару
До таких сибирских «ню»!
Что мадонны! Эти плечи,
Эти спины наповал,
Будто доменную печью
Запрокинутый металл.
Задыхаясь от разбега,
Здесь на «ты», на «ты», на «ты»
Чистота огня и снега
С чистотою наготы.

А. Вознесенский.

В эллинистическом и древнеримском театре баня – вполне обычное место действия. Однако впоследствии
она практически исчезает со сцены и из драматургии, что связанно с христианским запретом на показ
обнаженного тела.
Пьеса В. Маяковского «Баня» собственно говоря, не о бане. На вопрос, почему пьеса называется «Баня»,
он отвечал двояко.
Первый ответ:
«Баня» моет (просто стирает) бюрократов» — удовлетворил, кажется, всех и надолго остался
определением простодушного и прямолинейного «обличительного» восприятия пьесы.
Другой ответ:
«Потому что это единственное, что там не попадается» — показался, вероятно, обычным
«маяковским юмористическим «отплёвом» (выражение Сельвинского) и был прочно забыт. Баня, конечно,
не единственное, чего в пьесе нет, но дело не в этом — название пьесы определяет единственно верную
точку зрения на нее. Тут так же, как и в названиях «Владимир Маяковский», или «Мистерия-буфф», или
«Клоп», прямо дан принцип интерпретации драмы. И с этой точки зрения в «Бане» действительно важнее
всего то, что там предметно «не попадается».
С одной стороны, пьеса названа «Баней», но с другой — никакой бани мы там не находим. С одной
стороны, это «драма», но с другой — «‹с цирком и фейерверком», то есть прямо балаган, а никакая
не драма. С одной стороны, вся коллизия в пьесе развернута вокруг «машины» Чудакова, но с другой
— эта машина невидима, то есть ее как будто бы и нет. И так далее. Короче говоря, во всей пьесе
в целом и в каждом отдельном ее элементе мы находим несовпадение предмета и его смысла. Самые
отвлеченные понятия здесь снижаются, овеществляются, материализуются, и наоборот — конкретнейшие
предметы, явления и даже люди развеществляются, дематериализуются вплоть до полного исчезновения.

Зеленый веник, терпкий банный дух.
Поддать, еще! кричу я с верхней полки,
А в теле — раскаленные иголки,
И, жаркой не выдерживая порки,
Как черт от ладана бежит недуг
.
Н. Асеев.




Сцена в бане в спектакле Московского театра на Таганке «А зори здесь тихие…»


В отличие от театра в кинематографе действие в бане отнюдь не редкость. Так многим кинозрителям
запомнился эпизод «В бане» в кинофильме «А зори здесь тихие». Режиссеру Ростоцкому удивительно
красиво и поэтично удалось показать девушек, дав понять зрителю, что убивают не просто людей,
а красивых и молодых женщин, которые должны еще жить и рожать детей.
Эпизод в бане, где Евгений Лукашин со своими друзьями распивает спиртные напитки, служит
завязкой сюжета в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».





Интересен и знаковый эпизод из фильма «Неуловимые мстители» (режиссер Э. Кеосаян) в котором
Савелия Крамарова бегает, прикрывшись шайкой, и кричит о нечистой силе.

А в фильме «Гардемарины, вперёд!» показано недоумение, которое долгое время вызывала у
«цивилизованных» иностранцев «варварская» русская баня. Шевалье де Брильи в исполнении
Михаила Боярского удивлялся, как можно ходить в баню, из которой валит дым.
В результате банным процедурам подвергнут был в принудительном порядке.

В конце девяностых годов на экраны вышел фильм – «Особенности русской бани».

В жизни, мирной или браной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа.

А. Твардовский.

Финско-чешский кинофильм «Сауна» переносит зрителей в атмосферу загадочности и мрачности.
Действие происходит в конце XVI века. И хотя авторам фильма не удалось соблюсти историческую
достоверность, они великолепно справились с задачей, которую ставили перед собой — фильм
рождает тревожные чувства, вселяет ожидание ужасных событий.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй с очищеньем мытье.
Нужно выпороть веником душу,
Нужно выпарить смрад из нее.

В. Высоцкий.

Современное российское искусство также обращается к банной тематике. Но лучше бы оно делало это
реже. Сегодня баня такой же обязательный атрибут «бандитского сериала», как когда-то салун в
фильмах о Диком Западе. А в целом доминирует пошлость и низкопробный юмор.
Следует также отметить, что для эротической и порнографической литературы и кинематографа
баня излюбленное место действия.


Источник: enc.vkarp.com
Tags: баня в искусстве
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments