?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

АВАНТЮРА




АВАНТЮРА В ИСКУССТВЕ - 1


Авантюра (французское aventure — приключение) – «рискованное и сомнительное дело, предпринятое
в надежде на случайный успех» (словарь Ожегова); сомнительное с точки зрения порядочности дело;
приключение, опасное по своей природе, сопровождаемое риском неожиданных событий, перипетий и
скачков; беспринципное предприятие.

Образ авантюриста в лице Джакомо Казановы



Франческо Наричи [ - портрет Джакомо Казановы


Термин Авантюра используется в разных контекстах и ситуациях. Например «авантюрное образование —
использование обсуждения и оспаривания неожиданных событий для обучения» и «авантюрные гонки —
рискованные гонки без правил», в компьютерных играх – «авантюрная игра». Словом авантюрьеры в
средние века называли отряды наёмников. «Авантюра» также зачастую подразумевает обман или
супружескую измену.
В области мифологии, фольклора, литературы и искусства авантюра используется как мотив в
построении сюжета и фабулы.
Выделяют: в литературе — авантюрный роман, в кинематографе — авантюрный фильм.
Ключевая фигура авантюры – авантюрист (французское — aventurier) («искатель приключений»
(словарь Евфрона и Брокгауза), «беспринципный человек, занимающийся авантюрами»
(словарь Ожегова).





Они носят фантастические формы какой-нибудь индостанской или монгольской армии и обладают
помпезными именами, которые в действительности являются поддельными драгоценностями, как и
пряжки на их сапогах. Они говорят на всех языках, утверждают, что знакомы со всеми князьями
и великими людьми, уверяют, что служили во всех армиях и учились во всех университетах.
Их карманы набиты проектами, на языке — смелые обещания, они придумывают лотереи и особые
налоги, союзы государств и фабрики, они предлагают женщин, ордена и кастратов; и хотя у них
в кармане нет и десяти золотых, они шепчут каждому, что знают секрет приготовления золота.
При жадном дворе они показывают новые фокусы, здесь таинственно маскируются масонами и
розенкрейцерами, там у каждого князя представляются знатоками химической кухни и трудов Теофраста.

"У сладострастного повелителя они готовы быть энергичными ростовщиками и фальшивомонетчиками,
сводниками и сватами с богатыми связями, у воинственного князя — шпионами, у покровителя
искусства и наук — философами и рифмоплетами. Суеверных они подкупают составлением гороскопов,
доверчивых — проектами, игроков — краплеными картами, наивных — светской элегантностью, — и
все это под шуршащими складками, непроницаемым покровом необычайности и тайны — неразгаданной
и, благодаря этому, вдвойне интересной…"


Стефан Цвейг.

Авантюрист, по сути, есть трансформация одного из архетипов — трикстера
(английское trickster — обманщик, ловкач).





Трикстер в мифологии и фольклоре — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия (или не подчиняющееся общим правилам поведения). Как правило, трикстер пускается в авантюры не по «злому умыслу», а поскольку для него главная ценность игровой процесс в жизни и в каждой конкретной ситуации – «не игра жизни, а процесс игры».
Божество-трикстер зачастую злонамеренно нарушает установления богов или законы природы, (например, Локи), но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, позитивного эффекта.




Наказание Локи. Иллюстрация Луи Уара к The Heroes of Asgard
(1900 г.)


"Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо."

Иоганн Вольфганг фон Гёте.

Часто нарушение правил со стороны трикстера происходит в форме различных уловок,
хитростей или воровства.
Трикстеры нередко выступают объектами насмешки, даже будучи священными существами или
выполняя различные культурные функции. Примером может служить божество грома и покровитель
охоты в мифах сиу и дакота — священный Хейока, чья роль заключается в том, чтоб дурачиться
и играть, и с помощью этого повышать самосознание и служить уравновешивающим механизмом.

«Когда кто-то ищет видение и видит молнию или Птицу Грома, такой человек впоследствии
должен перед публикой имитировать Хейоку клоунадой, абсурдной в словах и действиях»

(Уолкер).


Во многих культурах (например, в древнегреческих, скандинавских или славянских мифах), трикстер
и культурный герой часто смешиваются.
Зачастую фигура трикстера проявляет половую изменчивость, меняя гендерные роли (как например, в
мифологиях североамериканских индейцев), и тогда про них говорят, что они имеют двоедушную
природу. Так скандинавский трикстер Локи однажды даже забеременел от жеребца Свадильфари.

Несколько примеров мифологических трикстеров-авантюристов: у народов Америки - енот Азебан
(абенаки), Кошары Пайякяму (пуэбло), Кокопелли (хопи); народов Африки — кузнечик Цанг (бушмены),
Тиколоше (зулусы), Эшу (йоруба); народов Европы и Азии – Канчиль (Индонезия), Фэйри,
Пак (культы), Велес (славяне), Кицунэ, Сусаноо, Каппа (Япония).
Широко известны трикстеры древнегреческой мифологии — Эрида, Прометей, Гефест, Гермес, Одиссей.




Джон Уильям Уотерхаус. Одиссей и сирены


В фольклоре трикстер предстает как сообразительный озорной человек или существо, которое
пытается противостоять опасностям окружающего мира с помощью различных уловок и хитростей.
Например, во многих сказках верховный правитель выбирает своей дочери жениха, устраивая
кандидатам на эту роль различные испытания. Разного рода герои, принцы и рыцари их, как
правило, не выдерживают, и тогда появляется простой бедный крестьянин, который каким-нибудь
необычным способом всех дурачит и добивается любви и руки принцессы. Таким образом,
наименее желательный кандидат проходит все испытания и получает награду.

Наиболее известные фольклорные трикстеры-авантюристы: Нестерка (белорусский фольклор),
Хитър Петър — Обманщик Петр (болгарский фольклор), Саки-Перере (бразильский фольклор),
Рейнеке-Лис (голландский фольклор), Тиль Уленшпигель (фламандский фольклор), Гершеле
Острополер (еврейский фольклор), Мефистофель (немецкий фольклор), Иван-дурак (русский
фольклор), Ходжа Насреддин (среднеазиатский фольклор), Рейнеке-Лис, Кот в сапогах
(французский фольклор).




Лис Рейнард, изображенный в детской книге Мишеля Роданжа (1869)

В современной литературе и искусстве трикстер, сохранившись как архетипический персонаж,
трансформировался в авантюриста.

(Продолжение следует)

Источник: enc.vkarp.com

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.