Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Памятники Баку, бывшие и настоящие



«Ты, словно луна над горами, ясна, прекрасна,
ты, будто ангел, нежна,
ты, как деревцо молодое, стройна.
Пусть силами Бог наградит тебя»


Касумбек Закир.



Памятник Хуршуд Бану Натаван


Handler.jpg


Это ещё один , как мне кажется, из главных памятников в Баку, который как бы сросся с городом,
стал его неотьемлемой частью, без него невозможно представить сам Баку. Хотя и был он установлен
сравнительно недавно, в 1960 году перед кинотеатром "Азербайджан".

Скульптор О.Эльдаров, архитекторы А.Исмайлов, Леонтьева.

Этот памятник создан замечательным скульптором в память о удивительно талантливой женщине.
Но всё по порядку. Сначала о самой Натаван.


Хуршидбану Натаван (1832- 2.10.1897) - известная азербайджанская поэтесса, дочь Мехдигулу хана,
сына последнего властителя Карабаха - Ибрагим хана Джеваншира. Родилась и жила в Шуше.
Известная также под именем "Хан гызы" ("Дочь хана")


natavan5_0.jpg


Шуша - это храм музыки и поэзии Азербайджана. Натаван была хорошо образована, знала восточные
языки, была знакома с творчеством Фирдовси, Низами, Саади, Хафиза, Физули и других поэтов Востока,
хорошо рисовала акварелью, вышивала.


Ты небесную синь отражаешь, фиалка,
Ты, как чудо, поля украшаешь, фиалка.
Почему ты отвергла роскошные парки,
А в безлюдной степи расцветаешь, фиалка?




MnblpLBzK_A.jpg

В 1858 году поэтесса познакомилась в Баку с путешествовавшим по Закавказью
французским писателем Александром Дюма.
Попробую его словами рассказать о Натаван.
Вот как описывает эту встречу сам Дюма в книге «Кавказ», изданной в переводе на русский язык
в Тбилиси в издательстве «Мерани» в 1988 году.


Дюма.JPG


«Обе татарские княгини решили нарушить национальные и религиозные обычаи. Они желали непременно
видеть меня. Поэтому два экипажа господина Пигулевского ожидали нас с хозяином у ворот… Мы сели
в карету и отправились в путь. Только я вошел в дом, как разгадал причину счастливого выражения
на радостном лице нашего хозяина: дочь шестнадцати лет, мать ее около тридцати четырех казалась
сестрой своей дочери, обе – восхитительные красавицы. Еще два или три ребенка, едва делавшие
первые шаги. И отец – вот семейство, которое вышло навстречу и протянуло нам руки. Татарские
княгини и супруг младшей из них дополняли круг, в который мы были допущены с радостью и, скажу
без ложной скромности, в котором нас ожидали с нетерпением. Одна из княгинь была жена,
другая – дочь Мехти-Гулу хана, последнего Карабахского хана. Обе были в национальных одеяниях



natavan2.jpg.

Хуршудбану Натаван, ее сын Мехдигулу хан, дочь Ханбике


Дочь была очаровательна в этом костюме. Девочка трех или четырех лет, одетая в такое же
платье, как и ее мать, с удивлением смотрела на нас большими черными глазами. На коленях бабушки
сидел мальчик пяти-шести лет, который на всякий случай и по инстинкту держался за рукоятку
своего кинжала.
К моему удивлению, это был настоящий кинжал, обоюдоострый, который мать-француженка никогда не
оставила бы в руках своего ребенка, а для матери-татарки он считается первой детской игрушкой.

Отец мальчика – князь Хасай Уцмиев – был мужчина лет тридцати пяти, красивый, важный, говорящий
по-французски как истый парижанин, одетый в прекрасный черный костюм, шитый золотом. На боку висел
кинжал с рукояткой из слоновой кости и в вызолоченных ножнах. Признаюсь, содрогнулся, услышав это
чистое и безукоризненное французское произношение. Кажется, в Санкт-Петербурге князь познакомился
с моим добрым приятелем Мармье, о котором и на этот раз он начал отзываться с самой хорошей стороны,
прося меня по возвращении в Париж напомнить о нем ученому путешественнику».



10585099_10152182947181852_1504116883_n.jpg

Чингиз Мехбалиев - «Шахматная партия Хуршудбану Натаван и Александр Дюма».


Существует рассказ, что Натаван сыграла в шахматы с Дюма на этом званом обеде у полицмейстера.
Правда, о том, кто выиграл, ничего не известно. Факт игры в шахматы Натаван и Дюма сам по себе
уже примечательный. Как, впрочем, и сами шахматы. Часть шахмат, из слоновой кости, представляла
собой армию правителей Европы, другая часть, с голубоватым отливом, – армию правителей Востока.
Специалисты определили, что эти шахматы изготовлены в России. Если учесть, что Дюма до Кавказа
был в Москве и Петербурге, то понятно, как они могли попасть к нему. Итак, Натаван достались
шахматы, а Хасаю Уцмиеву был подарен кинжал. Но и самого Дюма одарили по-царски. Ему были переданы
в подарок два архалука и расшитый кошелек работы самой Натаван.
Помимо того что она писала стихи, Натаван была и замечательной вышивальщицей. Дюма высоко оценил
ее работы. Кстати, они демонстрировались впоследствии в Париже, на выставке декоративно-прикладного
искусства в 1867 году в Москве и в 1882 году в Тифлисе. И даже были награждены золотом.

Свои стихотворения она писала под псевдонимом «Натаван», то есть «одинокая», «беспомощная».


О, сын, разлуки злой огонь вздымается во мне.
Душа, как слабый мотылек, горит на том огне.
Как в каждой песне соловья тоска о розе есть,
Так в каждом возгласе души, гремящей в тишине,
Порыв печали, и тоски, и скорби о тебе
Звучит и в темноте ночей и в лучезарном дне...




p-512x512-pamjatnik-natavan (1).jpg


Ханская дочь, как звали ее в народе, славилась и своими карабахскими скакунами. Кони Натаван на
скачках неизменно занимали первые места. Золотой медали удостоились они в Москве на выставке
коневодства в 1882 году. Натаван сохранила о себе в народе добрую память и тем, что сделала для
родной Шуши. Она возглавляла поэтические меджлисы, занималась благотворительностью. Самое главное
– провела в город воду. Словом, поэтесса Натаван была многогранной личностью. И потому ее образ
привлекает к себе художников и поэтов.

В 1885 году поэтессу постигло большое несчастье - в возрасте 17 лет от туберкулеза скончался ее сын.
Натаван была ввергнута в глубокую печаль, которая окрасила ее творчество безысходностью и неутешным
горем. До конца своих дней Натаван оплакивала трагическую смерть сына, вследствие чего она потеряла
зрение.
Умерла Натаван в 1897 году и была похоронена на кладбище "Имарет" в Агдаме.


repphoto_21603_9508.jpg


Памятник Натаван создавал великий мастер, виртуозно владеющий резцом, превращающий мертвый
камень в трепетный живой человеческий образ, под чьими руками бронза, гранит, мрамор способны
трансформироваться в тонкую ткань одежды. Не случайно советские искусствоведы с восхищением
называли Омара Эльдарова мастером, удивительно свободно владеющим искусством драпировок,
мастером выразительных линий, передающих внутреннее движение души человека, скульптором-романтиком.


p-512x512-pamjatnik-natavan.jpg


Вот что сам Омар Эльдаров рассказал о создании этого памятника.
Мне показался этот разговор любопытным, поэтому привожу его полностью:

«Когда я получил оригинал, то есть саму фотографию Натаван, меня поразили ее внутренняя
энергетика, взгляд. Этот образ произвел на меня неизгладимое впечатление. И я стал активно
искать материал, но единственное, что смог найти, это две фотографии, где она с детьми. На одной
из них лицо Натаван открыто полностью, на другой — нижняя часть лица прикрыта. И я задумал на
их основе сделать портрет — полуфигурный, с необычной композицией. Этот портрет я затем перевел
в мрамор, что в те времена было редким явлением. Работа была сложная, ведь на поэтессе были
украшения, а на одежде — много драпировок. Еще Дюма, который с ней встречался, сказал, что она
одета богато, но не элегантно с его, французской, точки зрения — слишком много аксессуаров.
Я не могу судить, много или мало, в общем-то, достаточно — бахрома, складки, пышные рукава, но
меня как раз это и привлекало: худощавое аскетическое лицо в сочетании с пышностью одежды.



mn_natavan.jpg


В памятнике это не так выражено, как в первой моей работе, которую я создавал для себя. Это
портрет экспонировался впоследствии на Закавказской выставке в Баку, а затем и в Москве. На обеих
он настолько сильно «прозвучал», что затем был выдвинут на Сталинскую премию. Правда, потом этот
вопрос замяли, так как это было не решением «верха», а предложением знаменитого скульптора Вучетича
(если протоколы сохранились, их можно поднять и посмотреть). Об этом факте я никогда не упоминал,
сегодня говорю впервые. И тогда, да и сейчас, не в моем характере было чего-то добиваться. К тому
же и оформление на премию было сложным, проходило много этапов: решение Бюро ЦК КП Азербайджана,
которое затем обсуждалось в ЦК Компартии Союза, — длинная история. Ну, зажали так зажали, но поскольк
у портрет «прозвучал» на двух выставках в Москве (и на всесоюзной тоже), то я как бы «отметился»,
показал себя в этой теме.

В то время председателем Верховного Совета Азербайджана был Мирза Ибрагимов, и ему, думаю, не как
партийному функционеру, а как писателю хотелось, чтобы в Баку был памятник поэтессе Натаван —
человеку прогрессивных взглядов и популярному в народе. Возможно, он подспудно думал, что
воплощенный в камне образ красивой женщины украсит Баку. Во всяком случае, он взял на себя
миссию пробить эту идею. В нарушение правил, без предварительного обсуждения в ЦК и благодаря,
в первую очередь, авторитету Мирзы Ибрагимова решение о возведении памятника было принято.



471px-АСПС_1970_Швед1956.jpg


Памятник Натаван отличается от других моих работ тем, что он менее портретный. И место,
где он стоит, необычное — это перекресток, а не площадь или сквер, где обычно ставили памятник.
Во всяком случае, все приезжавшие тогда в Баку авторитеты в области скульптуры подчеркивали
эту удачу. Единственный минус — памятник стоит против света и его трудно фотографировать.»



natavan3_0.jpg


Может быть стекло на новой конструкции кинотеатра сзади памятника и придает ему фон,
как бы оттеняет его своеобразие – не берусь судить, что именно так.
Но на мой вкус памятник более органично вписывался в прежнюю архитектуру
кинотеатра «Азербайджан»


390px-Ольгинская_Натаван.jpg



ГАЗЕЛИ
***

Когда огнём объят мотылёк, когда он горит в огне –
Он рад: страданьям срок истёк, все муки сгорят в огне!
Лишь ночь придёт, свечу запалит, – летит он и говорит:
«Соперник, знай, мой удел жесток, но пусть я сгорю в огне».
Пылает свеча, всё ярче свеча, упрёки ей нипочём –
Два нежных крыла – живой лоскуток, – сгорит мотылёк в огне.
Лишь преданность в сердце, и страха нет. Короткого счастья миг,
Но только заря окрасит восток — сгорит мотылек в огне.
Неверность свечи узнал мотылёк, но рвётся он вновь к свече.
Уже избавления час недалёк, разлука сгорит в огне.
Минула разлука, любовь – с тобой, и крылья с огнём слились,
Ни стона, ни вздоха – какой в них толк, – а сердце горит в огне.
Больна Натаван, томится в жару, тоска ее сердце жжет, –
Будь терпеливым, мой мотылек, стойко держись в огне!
***
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments