?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

АВАНТЮРА




АВАНТЮРА В ИСКУССТВЕ – 2 (продолжение)


Прообразами современного типа авантюриста можно считать Одиссея Гомера, героев комедий Плавта,
«Сатирикона» Петрония и «Золотого осла» Апулея.




Одиссей со спутниками выкалывают глаз Полифему. Роспись чернофигурного килика


Одиссей — один из ключевых персонажей «Илиады» и главный герой поэмы «Одиссея», повествующей о
долгих годах скитаний и возвращении Одиссея на родину. Одиссей отличался не только отвагой, но
хитрым, изворотливым умом (отсюда его прозвище «хитроумный») и склонностью пускаться во всякого
рода авантюры.
В основе комедий римского комедиографа Тита Макция Плавта часто лежит любовная интрига,
благополучный исход которой определяется действиями авантюриста-слуги («Ослы», «Купец»
«Привидение», «Три монеты», «Шкатулка»).





Главные герои Петрония Арбитра автора древнеримского романа «Сатирикон» авантюристы. Энколпий
от лица которого ведется рассказ, по его же собственным словам «избег правосудия, обманом спас
свою жизнь на арене, убил хозяина … совершил предательство, убил человека, осквернил храм».
Аскилт — его товарищ, «молодой человек, погрязший во всяческом сладострастии, по собственном
признанию достойный ссылки».




Апулей и герои его романа — превращённый в осла Луций и Памфила, обращающаяся в сову.
Фронтиспис лондонского издания 1866 года


В романе написанном древнеримским писателем Апулеем «Метаморфозы» или «Золотой осёл»
рассказывается о невероятных похождениях склонного к авантюрам беспутного знатного
римского юноши Луция.
Свое продолжение авантюрная линия в литературе нашла в плутовском, или пикарескном
романе.
Этот жанр сложился в Испании золотого века и в своей классической форме просуществовал
до конца XVIII века.
Содержание пикарески — похождения «пикаро», то есть авантюриста, плута, жулика. Как
правило, это выходец из низов, но иногда в роли пикаро выступали и обедневшие,
деклассированные дворяне.




Веласкес Завтрак


В плутовском романе повествование, как правило, ведёт сам пикаро, благодаря чему читатель
невольно проникается к нему симпатией.
Пикаро зачастую оправдывает свои нечестные поступки необходимостью выживать в жестоком и
равнодушном мире. Жертвами его проделок становятся добропорядочные обыватели, чиновники,
криминальные элементы, а также такие же плуты, как и он сам.




Estatua dedicada al Lazarillo de Tormes (Salamanca).


Первым образцом плутовского романа считается испанская повесть «Ласарильо с Тормеса», которая
вышла в свет в Бургосе в 1554 году. В ней описывается служба мальчишки-бедняка у семи господ,
за лицемерными масками каждого из которых кроются разнообразные пороки.
Широкая популярность «Ласарильо» породила череду испанских произведений в жанре пикарески:
«Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче» Матео Алемана, «Хитрая Хустина» доминиканского
монаха Андреса Переса де Леона, «Жизнь великого скупердяя» Франсиско де Кеведо, «Маркос из
Обрегона» Висенте Эспинеля, «Хромой бес» Луиса Велеса де Гевары.




Эспинель Де Велес.
Иллюстрация к роману «Хромой бес» Луиса Велеса де Гевары.


Первый плутовской роман на английском языке — «Злосчастный путешественник» Томаса Нэша вышел
в свет в 1594 год.
Французам вкус к пикареске привил Шарль Сорель, автор романа «Правдивое комическое жизнеописание
Франсиона».
В 1668 году появился самый знаменитый из немецких плутовских романов — «Симплициссимус».





На русском языке к жанру плутовского романа могут быть отнесены «Пригожая повариха, или
Похождения развратной женщины» М. Д. Чулкова, «Российский Жилбаз» В. Т. Нарежного, «Иван
Выжигин» Ф. В. Булгарина, а из произведений допетровского времени к пикарескной традиции
примыкает «Повесть о Фроле Скобееве».
Поздние образцы жанра, за исключением основанного на переработке испанских образцов «Жиль
Бласа» Лесажа, редко достигают художественных высот «Гусмана из Альфараче» и «Великого
скупердяя».
В XVIII веке пикарескная фабула как средство удержания читательского интереса использовал
в романах самой разной жанровой окраски. Например, в романе «Фанни Хилл» (1748 г.)
плутовской элемент скрещён с эротико-порнографическим, а в «Кандиде» Вольтера (1758 г.
с жанром философско-нравоучительной повести.





В философской сатире «Кандид, или Оптимизм» простодушный юноша, изгнанный из замка барона за
нескромное поведение и его учитель – философствующий глупец, в сопровождении других действующих
лиц путешествуют по разным странам. Вольтер внимательно наблюдает за ними, разоблачая окружающие
героев варварство, глупость, жадность и притворство.

Пикарескные сюжеты широко использовали английские классики — Д. Дефо («Молл Фландерс»),
Г. Филдинг («Том Джонс»), У. М. Теккерей («Ярмарка тщеславия») Т. Смолетт, Ч. Диккенс.
В XIX веке плутовской роман мутирует в авантюрный роман.

(Продолжение следует)


Источник: enc.vkarp.com

Posts from This Journal by “авантюра” Tag

  • АВАНТЮРА

    АВАНТЮРА В ИСКУССТВЕ – 5 (окончание) Типы авантюристов в искусстве. Плохой парень — может относиться к любому социальному слою. Он…

  • АВАНТЮРА

    АВАНТЮРА В ИСКУССТВЕ (XIX-XX века ) – 4 (продолжение) В XIX-XX веках миру предстает новая популяция авантюристов – это уже не…

  • АВАНТЮРА

    АВАНТЮРА В ИСКУССТВЕ (XVII-XIX века ) – 3 (продолжение) В основе авантюрной линии в современном искусстве нередко лежат те или иные…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.