Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

ЖАННА АВРИЛЬ




Жанна Авриль (Jane Avril; настоящее имя Жанна Луиза Бодон) –
французская танцовщица конца XIX века.





Жанна Луиза Бодон родилась 31 мая 1868 года в Бельвиле. Ее мать была куртизанкой и родила
ребенка вне брака.
Некоторое время Жанна жила с бабушкой и дедушкой. Но после их смерти в 1877 году мать забирает
ее к себе на воспитание. Воспитание заключается в том, что она жестоко избивает ребенка.
В тринадцать лет не выдержав нищеты и побоев, Жанна сбежала из дома. И год спустя оказалось
пациенткой психиатрической больницы «Сальпетриер» в Париже. Здесь ее лечил Жан Мартен Шарко.
Он не только стал защитником Жанны, но даже собирался обучить ее профессии медсестры.

В больнице «Сальпетриер» проводили балы-маскарады для пациентов. На одном из таких балов Жанна
очаровала всех своими танцами и монахини, которые ухаживали за ней решив помочь девушке,
обратились к Шарко с просьбой выпустить ее.
Жанна оказывается на свободе и… вновь попадает в руки своей матери, которая решила извлечь пользу
из красоты и молодости дочери, отправив ее на панель. Но девушка отказывается подчиниться и снова
сбегает из дома. Она больше никогда не увидит свою мать.
Жанна Авриль была самоучкой никогда не учившаяся танцам. И тем не менее, в шестнадцать лет она
начала свою танцевальную карьеру — в 1889 году она выступает с импровизациями на темы вальсов в
ресторане «Бале Бульер». «Мне хотелось жизни, быть любимой, быть счастливой» вспоминала она
впоследствии эти годы. Танец становится смыслом ее жизни.
Постепенно Жанна становится известной личностью в Латинском квартале. Здесь она встретилась с
внуком Уильяма Вордсворта, другом Оскара Уайльда поэтом Робертом Шерардом. Это он придумал ее
сценический псевдоним (как тогда было модно в Париже на английский лад) – «Джейн Авриль».
«Avril» – апрель так ее теперь называли.





В 1889 году она работает кассиром на парижской выставке. После закрытия выставки ей приходится
искать новую работу, и она становится участницей представления «Верховая красавица» на парижском
ипподроме. Но ей хочется танцевать, и Жанна начинает посещать танцевальные залы на Монмартре.
6 октября 1889 года здесь открылось кабаре «Мулен Руж». Танцевальной изюминкой «Мулен Руж» стала
оригинальная (натуральная) кадриль, которую вскоре окрестят «французским канканом».




Мулен Руж.


Вот что вспоминала о танце своей молодости одна из звезд «Мулен Руж» Маргарита Ригольбош:

«Чтобы танцевать канкан, надобно иметь совсем особый темперамент, исключительный дух, тут нельзя
ограничиваться воспроизведением составленной по правилам фигуры. Тут нужно изобретать, творить.
Канкан – это сумасшествие ног. Когда я танцую, мною овладевает род помешательства: я забываю все …
Музыка сжимается в моей груди, бросается в голову, как пары шампанского. При последней ноте
ритурнели я в опьянении. Тогда исступление становится беспримерным. Мои руки в безумии, ноги тоже.
Мне нужно движение, шум, содом; это род какого-то сотрясения, переливающегося из ног в голову.
Все волнуется вокруг меня – декорации, мебель, свечи … В эту минуту, если бы стена стала передо
мной, я бы, кажется, прошла и сквозь нее».





Тулуз-Лотрек. - Танец в Мулен Руж.


Жанна Авриль выступила на открытии «Мулен Руж» с сольным номером и стала наряду с Ла Гулю
звездой кабаре.
Создатели «Мулен Руж» смогли интуитивно нащупать путь к сердцам и кошелькам монмартрской публики.
В короткий срок кабаре стало необычайно популярно.
Танцовщицы «Мулен Руж» вопреки сложившемуся впоследствии мнению, танцевали только одетыми, хотя
и относительно фривольно.




Канкан в «Мулен Руж».


Вскоре все лучшие танцовщицы получили от посетителей прозвища, с которыми многие девушки вошли
в историю. Например, Нини-Пат-ан-л’Эр — Нини Лапки кверху, а Рэйон д’Ор — Золотой лучик,
Ла Гулю — Обжора. Жанну Авриль стали называть – Динамит.




Жанна Авриль танцует канкан.


Несмотря на хрупкую фигуру, она выступала с акробатическим номером. Она танцевала на фоне зеркал,
освещенная оранжево-розовыми лампами. Высокая, стройная девушка, с голубыми глазами в танце
которой невообразимо сочетались невинность и стыдливость, смешанная с сексуальной провокацией.
Современники называли ее «воплощением танца». Артур Саймонс писал, что Жанна Авриль обладала

«красотой падшего ангел. Она была экзотической и возбуждающей, болезненной и мрачной, резкой и
жгучей как перец; пленница настроений и страстей».






Костюмы Жанны в кабаре Мулен Руж были уникальны — белый лиф с очень глубоким декольте,
черный пиджак, темно-синяя, жемчужно-серая или черная юбка, черные чулки и шляпка.




Канкан, который танцевала Авриль, сильно отличался от своего стандартного образца – высокие
броски ногами и никаких трусиков – только фиолетовые нижние юбки.
Хотя ходили слухи, что она лесбиянка, ее карьеру сопровождают многочисленные романы. Она
становится протеже менеджера Мулен Руж Зидлера и его стараниями ее слава начала распространяться
за пределы Франции.




Жанны Авриль в компании музыкального и литературного критика Эдуар Дюжардена на афише
Тулуз-Лотрека, 1892 г.








В 1893 году Жанна Авриль знакомится Анри де Тулуз-Лотреком и становится его любимой с моделью и
другом на всю жизнь. Но Авриль и Тулуз-Лотрек никогда не были любовниками.

Друг Лотрека, Поль Леклерк так описал их первую встречу:
«В середине толпы - ажиотаж … здесь танцует — кружась изящно, легко и немного безумно Жанна
Авриль … бледная, худая, невесомая … Лотрек кричит, выражая свое восхищение».


В течение следующих нескольких лет Лотрек рисовал Жанну много раз. Причем не только танцующей в
знаменитых черных чулках и вихре юбок, но и так сказать в «гражданской обстановке».
Картины Тулуз-Лотрека, на которых изображена Жанна Авриль стали символом, визитной карточкой
«Мулен Руж».
Он изобразил Жанну на двадцати картинах, пятнадцати рисунках, двух плакатах и литографии.




Тулуз-Лотрек. - Жанна Авриль. - 1892 г.




Жанна Авриль. - Афиша Тулуз-Лотрека. - 1893 г.




Жанна Авриль. - Афиша Тулуз-Лотрека. - 1893 г.




Тулуз-Лотрек. - Портрет Жанны Авриль.


Партнершей Жанны Авриль была Мистангетт, друзьями — Жорис-Карл Гюисманс, Огюст Ренуар,
Морис Баррес, Альфонс Алле.
Забеременев, Жанна на время покидает «Мулен Руж» и уезжает в дальний пригород Парижа.
Она родила мальчика и оставляет его приемным родителям, чтобы вернуться в Мулен Руж и танцевать.





Она по-прежнему самая яркая звезда «Мулен Руж», но испытывает сильную усталость, ее мучает
сильный кашель. Знакомые отмечают ее необычную худобу и лихорадочный блеск глаз. Жанна вновь
вынуждена покинуть Париж для лечения в санатории, где по ее собственным словам чувствовала себя
«как бабочка в банке».




Maurice Biais. - Жанна Авриль.


Но после лечения она вновь возвращается в «Мулен Руж» чтобы танцевать.




Филип Клейн. - Портрет Жанны Авриль. - 1898 г.


Ее слава выходит далеко за пределы кабаре. Она играет в Фоли-Бержер роль Пьеро в балете-пантомиме. Посещает с гастролями Англию.





Наступил ХХ век. Осенью 1900 года Жанна отправляется на гастроли, выступая в Клермон-Феррана,
Ницце, Лионе, затем направляется в Женеву, в Брюссель и Россию.




Портрет Жанны Авриль работы Пабло Пикассо. 1901 г.


В 1901 году умер Анри де Тулуз-Лотрек. Жанна воспринимает это как глубокую личную потерю.
«Я задолжала ему свою славу» — говорит она. Отныне для нее Монмартр никогда
не будет прежним.




Тулуз-Лотрек. - Портрет Жанны Авриль.




Тулуз-Лотрек. Портрет Жанны Авриль.




Тулуз-Лотрек. - «Troupe de Mlle Églantine». - 1895 г.


Некоторое время она танцевала в театре Сары Бернар. Затем гастролирует в Нью-Йорке, Мадриде.
И все реже появляется на сцене Мулен Руж.




Эдгар Шахин. - Жанна Авриль. - Гравюра. 1907 г.


В 1910 году Жанна Авриль вышла замуж и покидает Париж.
Она выйдет на подмостки лишь в годы Первой мировой войны, танцуя на благотворительных мероприятиях
в пользу раненных солдат.
Жанна живет на пенсию в шестьсот франков, которую ей выплачивают ее друзья. В начале тридцатых
годов она дала интервью французскому журналисту Хосе Шерлифу (который также напишет ее биографию,
но согласовано пожеланиям Жанны опубликует ее только после ее смерти).
В 1933 году парижская газета «Midi» публикует ее мемуары.
В 1935 году Жану Авриль в последний раз танцует на сцене — на вечере памяти Тулуз-Лотрека.




Жанна Авриль танцует на на вечере памяти Тулуз-Лотрека.
1935 г




Жанна Авриль. 1935 г.


Доживала она в полной нищете.
Жанна Авриль умерла 16 января 1943 года в возрасте в доме для престарелых, куда была устроена
в 1942 году хлопотами Саша Гитри.
Она похоронена на кладбище Пер-Лашез, 19 отдел, 2-я линия, 4-й участок 26-й секции.




Николь Кидман в роли Жанны Авриль в фильме «Мулен Руж»


В фильме режиссера Джона Хьюстона «Мулен Руж» (1952 г.) роль Жанны Авриль исполнила Жа Жа Габор,
а в фильме режиссера База Лурмана «Мулен Руж!» (2001 г.) — Николь Кидман. Жанна одна из героинь
романа Пера Энквиста «Книга о Бланш и Мари» (2004 г).

Источник: enc.vkarp.com
Tags: танец
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments