?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

ЖАННА АВРИЛЬ




Жанна Авриль (Jane Avril; настоящее имя Жанна Луиза Бодон) –
французская танцовщица конца XIX века.





Жанна Луиза Бодон родилась 31 мая 1868 года в Бельвиле. Ее мать была куртизанкой и родила
ребенка вне брака.
Некоторое время Жанна жила с бабушкой и дедушкой. Но после их смерти в 1877 году мать забирает
ее к себе на воспитание. Воспитание заключается в том, что она жестоко избивает ребенка.
В тринадцать лет не выдержав нищеты и побоев, Жанна сбежала из дома. И год спустя оказалось
пациенткой психиатрической больницы «Сальпетриер» в Париже. Здесь ее лечил Жан Мартен Шарко.
Он не только стал защитником Жанны, но даже собирался обучить ее профессии медсестры.

В больнице «Сальпетриер» проводили балы-маскарады для пациентов. На одном из таких балов Жанна
очаровала всех своими танцами и монахини, которые ухаживали за ней решив помочь девушке,
обратились к Шарко с просьбой выпустить ее.
Жанна оказывается на свободе и… вновь попадает в руки своей матери, которая решила извлечь пользу
из красоты и молодости дочери, отправив ее на панель. Но девушка отказывается подчиниться и снова
сбегает из дома. Она больше никогда не увидит свою мать.
Жанна Авриль была самоучкой никогда не учившаяся танцам. И тем не менее, в шестнадцать лет она
начала свою танцевальную карьеру — в 1889 году она выступает с импровизациями на темы вальсов в
ресторане «Бале Бульер». «Мне хотелось жизни, быть любимой, быть счастливой» вспоминала она
впоследствии эти годы. Танец становится смыслом ее жизни.
Постепенно Жанна становится известной личностью в Латинском квартале. Здесь она встретилась с
внуком Уильяма Вордсворта, другом Оскара Уайльда поэтом Робертом Шерардом. Это он придумал ее
сценический псевдоним (как тогда было модно в Париже на английский лад) – «Джейн Авриль».
«Avril» – апрель так ее теперь называли.





В 1889 году она работает кассиром на парижской выставке. После закрытия выставки ей приходится
искать новую работу, и она становится участницей представления «Верховая красавица» на парижском
ипподроме. Но ей хочется танцевать, и Жанна начинает посещать танцевальные залы на Монмартре.
6 октября 1889 года здесь открылось кабаре «Мулен Руж». Танцевальной изюминкой «Мулен Руж» стала
оригинальная (натуральная) кадриль, которую вскоре окрестят «французским канканом».




Мулен Руж.


Вот что вспоминала о танце своей молодости одна из звезд «Мулен Руж» Маргарита Ригольбош:

«Чтобы танцевать канкан, надобно иметь совсем особый темперамент, исключительный дух, тут нельзя
ограничиваться воспроизведением составленной по правилам фигуры. Тут нужно изобретать, творить.
Канкан – это сумасшествие ног. Когда я танцую, мною овладевает род помешательства: я забываю все …
Музыка сжимается в моей груди, бросается в голову, как пары шампанского. При последней ноте
ритурнели я в опьянении. Тогда исступление становится беспримерным. Мои руки в безумии, ноги тоже.
Мне нужно движение, шум, содом; это род какого-то сотрясения, переливающегося из ног в голову.
Все волнуется вокруг меня – декорации, мебель, свечи … В эту минуту, если бы стена стала передо
мной, я бы, кажется, прошла и сквозь нее».





Тулуз-Лотрек. - Танец в Мулен Руж.


Жанна Авриль выступила на открытии «Мулен Руж» с сольным номером и стала наряду с Ла Гулю
звездой кабаре.
Создатели «Мулен Руж» смогли интуитивно нащупать путь к сердцам и кошелькам монмартрской публики.
В короткий срок кабаре стало необычайно популярно.
Танцовщицы «Мулен Руж» вопреки сложившемуся впоследствии мнению, танцевали только одетыми, хотя
и относительно фривольно.




Канкан в «Мулен Руж».


Вскоре все лучшие танцовщицы получили от посетителей прозвища, с которыми многие девушки вошли
в историю. Например, Нини-Пат-ан-л’Эр — Нини Лапки кверху, а Рэйон д’Ор — Золотой лучик,
Ла Гулю — Обжора. Жанну Авриль стали называть – Динамит.




Жанна Авриль танцует канкан.


Несмотря на хрупкую фигуру, она выступала с акробатическим номером. Она танцевала на фоне зеркал,
освещенная оранжево-розовыми лампами. Высокая, стройная девушка, с голубыми глазами в танце
которой невообразимо сочетались невинность и стыдливость, смешанная с сексуальной провокацией.
Современники называли ее «воплощением танца». Артур Саймонс писал, что Жанна Авриль обладала

«красотой падшего ангел. Она была экзотической и возбуждающей, болезненной и мрачной, резкой и
жгучей как перец; пленница настроений и страстей».






Костюмы Жанны в кабаре Мулен Руж были уникальны — белый лиф с очень глубоким декольте,
черный пиджак, темно-синяя, жемчужно-серая или черная юбка, черные чулки и шляпка.




Канкан, который танцевала Авриль, сильно отличался от своего стандартного образца – высокие
броски ногами и никаких трусиков – только фиолетовые нижние юбки.
Хотя ходили слухи, что она лесбиянка, ее карьеру сопровождают многочисленные романы. Она
становится протеже менеджера Мулен Руж Зидлера и его стараниями ее слава начала распространяться
за пределы Франции.




Жанны Авриль в компании музыкального и литературного критика Эдуар Дюжардена на афише
Тулуз-Лотрека, 1892 г.








В 1893 году Жанна Авриль знакомится Анри де Тулуз-Лотреком и становится его любимой с моделью и
другом на всю жизнь. Но Авриль и Тулуз-Лотрек никогда не были любовниками.

Друг Лотрека, Поль Леклерк так описал их первую встречу:
«В середине толпы - ажиотаж … здесь танцует — кружась изящно, легко и немного безумно Жанна
Авриль … бледная, худая, невесомая … Лотрек кричит, выражая свое восхищение».


В течение следующих нескольких лет Лотрек рисовал Жанну много раз. Причем не только танцующей в
знаменитых черных чулках и вихре юбок, но и так сказать в «гражданской обстановке».
Картины Тулуз-Лотрека, на которых изображена Жанна Авриль стали символом, визитной карточкой
«Мулен Руж».
Он изобразил Жанну на двадцати картинах, пятнадцати рисунках, двух плакатах и литографии.




Тулуз-Лотрек. - Жанна Авриль. - 1892 г.




Жанна Авриль. - Афиша Тулуз-Лотрека. - 1893 г.




Жанна Авриль. - Афиша Тулуз-Лотрека. - 1893 г.




Тулуз-Лотрек. - Портрет Жанны Авриль.


Партнершей Жанны Авриль была Мистангетт, друзьями — Жорис-Карл Гюисманс, Огюст Ренуар,
Морис Баррес, Альфонс Алле.
Забеременев, Жанна на время покидает «Мулен Руж» и уезжает в дальний пригород Парижа.
Она родила мальчика и оставляет его приемным родителям, чтобы вернуться в Мулен Руж и танцевать.





Она по-прежнему самая яркая звезда «Мулен Руж», но испытывает сильную усталость, ее мучает
сильный кашель. Знакомые отмечают ее необычную худобу и лихорадочный блеск глаз. Жанна вновь
вынуждена покинуть Париж для лечения в санатории, где по ее собственным словам чувствовала себя
«как бабочка в банке».




Maurice Biais. - Жанна Авриль.


Но после лечения она вновь возвращается в «Мулен Руж» чтобы танцевать.




Филип Клейн. - Портрет Жанны Авриль. - 1898 г.


Ее слава выходит далеко за пределы кабаре. Она играет в Фоли-Бержер роль Пьеро в балете-пантомиме. Посещает с гастролями Англию.





Наступил ХХ век. Осенью 1900 года Жанна отправляется на гастроли, выступая в Клермон-Феррана,
Ницце, Лионе, затем направляется в Женеву, в Брюссель и Россию.




Портрет Жанны Авриль работы Пабло Пикассо. 1901 г.


В 1901 году умер Анри де Тулуз-Лотрек. Жанна воспринимает это как глубокую личную потерю.
«Я задолжала ему свою славу» — говорит она. Отныне для нее Монмартр никогда
не будет прежним.




Тулуз-Лотрек. - Портрет Жанны Авриль.




Тулуз-Лотрек. Портрет Жанны Авриль.




Тулуз-Лотрек. - «Troupe de Mlle Églantine». - 1895 г.


Некоторое время она танцевала в театре Сары Бернар. Затем гастролирует в Нью-Йорке, Мадриде.
И все реже появляется на сцене Мулен Руж.




Эдгар Шахин. - Жанна Авриль. - Гравюра. 1907 г.


В 1910 году Жанна Авриль вышла замуж и покидает Париж.
Она выйдет на подмостки лишь в годы Первой мировой войны, танцуя на благотворительных мероприятиях
в пользу раненных солдат.
Жанна живет на пенсию в шестьсот франков, которую ей выплачивают ее друзья. В начале тридцатых
годов она дала интервью французскому журналисту Хосе Шерлифу (который также напишет ее биографию,
но согласовано пожеланиям Жанны опубликует ее только после ее смерти).
В 1933 году парижская газета «Midi» публикует ее мемуары.
В 1935 году Жану Авриль в последний раз танцует на сцене — на вечере памяти Тулуз-Лотрека.




Жанна Авриль танцует на на вечере памяти Тулуз-Лотрека.
1935 г




Жанна Авриль. 1935 г.


Доживала она в полной нищете.
Жанна Авриль умерла 16 января 1943 года в возрасте в доме для престарелых, куда была устроена
в 1942 году хлопотами Саша Гитри.
Она похоронена на кладбище Пер-Лашез, 19 отдел, 2-я линия, 4-й участок 26-й секции.




Николь Кидман в роли Жанны Авриль в фильме «Мулен Руж»


В фильме режиссера Джона Хьюстона «Мулен Руж» (1952 г.) роль Жанны Авриль исполнила Жа Жа Габор,
а в фильме режиссера База Лурмана «Мулен Руж!» (2001 г.) — Николь Кидман. Жанна одна из героинь
романа Пера Энквиста «Книга о Бланш и Мари» (2004 г).

Источник: enc.vkarp.com

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Да, грустная, но какая заполненная жизнь)))

  • 1