?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Манускрипты



Танцы в средневековье - БАС-ДАНС





Бас-данс (французское basse danse, итальянское bassa danza, немецкое bassadanza — «низкий танец»)
— собирательное название беспрыжковых старинных придворных танцев в умеренном или умеренно-медленном
темпе, и, как правило, в четырехдольном размере. Характеризовался отсутствием прыжков, ноги почти
не поднимались над полом.





Происхождение названия не вполне ясно. По одной из версий оно связано с практикой исполнения музыки
данных танцев на инструментах низкого регистра, по другой — с отсутствием в бас-дансах высоких
прыжков танцоров.
Впервые бас-дансы появились при Бургундском дворе. Первое упоминание о них относится к 1320 году
(в «Окситанский» поэме Раймона де Корнет, который описывал, как их исполняют жонглеры).





Бас-дансы были широко распространены во Франции, в Италии, Нидерландах между второй половиной XIV
и серединой XVI века. В этот период стиль придворных танцев становился все более торжественным,
размеренным, отчасти чопорным. Это обуславливалось несколькими факторами. Во-первых, пышный и
тяжелый стиль одежды феодалов исключал энергичные, напряженные движения, резкие прыжки. Во-вторых,
строгая регламентация манер, правил поведения и всего танцевального этикета привели к исключению
из танца пантомимного и импровизационного элементов.





В итальянском бас-дансе ритм был смешанный, переходящий из тройного в двойной, движения — ускоренные.
Французский бас-данс имел характер торжественный, шаги скользящие.
В XV столетии, по словам К. Закса, бас-данс «не следовал никакому установленному порядку шагов.
Пестрый, как краски в калейдоскопе, он комбинировал всякий раз новые движения». Впоследствии
исполнение бас-данса стало более регламентировано.





Непосредственно за бас-дансом нередко следовал быстрый танец в трехдольном размере
(гальярда, сальтарелло).
Бас-данс состоял из трех частей: собственно бас-данс, его повторение (retour de la basse danse)
и тордион – танец вприпрыжку.
Композиционный рисунок строился в виде хоровода, цепи, шествия.





Бас-дансы составляли как бы небольшую хореографическую композицию, в которой танцующие показывали
себя собравшемуся обществу и демонстрировали свое богатство, пышность нарядов и благородство манер.





Это был церемониальный танец, связанный больше с прохаживанием, чем с танцем как таковым, поэтому
их часто именовали «прогулочными танцами» Горделивая осанка исполнителей, двигавшихся плавными
скользящими шагами, придавала танцу торжественный вид.





К бас-дансам относятся павана, аллеманда, куранта, сарабанда.
Разновидности бас-данса. Бассаданца — более изысканная итальянская разновидность бас-данса, популярная
в XV веке. Отличается более подвижным темпом. Пива — итальянский танец XV века, темп еще быстрее, чем
у бассаданца. До XVI века название «пива» охранялось за быстрым трехдольным танцем, перед которым
часто исполнялись павана и сальтарелло.





Самый популярный трактат, содержащий информацию о французских бас-дансах XVI века — «Орхезография»,
принадлежит перу Туано Арбо (французский священник и писатель)
Музыка для бас-данса имела зачастую хоральный





склад и обычно импровизировалась на основе cantus firmus. Свободной хореографии соответствовала и
незамкнутая (открытая) музыкальная структура с произвольным количеством разделов. В этом сказывалась
преемственность бас-данса по отношению к средневековым танцам, в частности к эстампи.





Для исполнения бас-данса употреблялись различные инструментальные составы: лютня, арфа и барабан,
флейта с малым барабаном, и шалмеи и трубы, лютня, цинк, тромбон и блокфлёте с малым барабаном.
Бас-дансы чаще всего сопровождались пением самих танцующих под аккомпанемент этих инструментов.





В качестве одной из частей, бас-данс входил в ранние инструментальные сюиты.

Бас-данс исчез в XVI веке, вытесненный паваной.
Павана пришла на смену популярному в XV веке бас-дансу. Считается, что она появилась
в начале XVI века и быстро стала одним из самых популярных придворных танцев.





Источник: enc.vkarp.com

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
На второй миниатюре кавалер обими ногами на шлейфе дамы. Мгновенье до конфуза :)

У них вообще такие туфли интересные, остроносые)))

Модникам приходилось загибать носки туфель с помощью цепочек, прикрепляемых под коленями :)

  • 1