Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Адам и Ева -2 - В религии

"А если бы Бог из Адамова ребра
сотворил другого Адама?"


Станислав Ежи Лец.



Адам и Ева в изобразительном искусстве


АДАМ И ЕВА - Сотворение - ч. 1


АДАМ И ЕВА - В религии - ч. 2




Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1509 г.


В иудаизме


Хотя все вариации истории Адама и Евы основываются на библейском рассказе, их трактовка в
различныхрелигиозных учениях весьма разнится.
Так в иудаизме Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражают образ
всего человеческого рода, а их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего
человечества.
Историю сотворения и жизни Адама подробно освещает в аггадический мидраш на книгу Бытие «Берешит
Раба» (около III в.). Мидраш объясняет, что у Всевышнего есть достаточно ангелов, пребывающих на
небесах, а также достаточно животных и других творений внизу; и потому Ему нужен был человек,
который соединял бы в себе эти два мира — верхний и нижний. Мидраш изображает Адама в виде гиганта,
заполняющего собою весь мир и сидящего на троне. Адам, превосходящий своим совершенством все
другие божьи творения, окружён ангелами и серафимами, которые поют человеку хвалебные гимны.
Но после грехопадения Адам утратил свои гигантские размеры - он стал ростом в сто локтей, что
позволило ему прятаться от Бога среди деревьев в Эдемском саду.
В апокрифах ТАНАХа («Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, Бен Сира, около 170 года до н. э.)
Адам причисляется к величайшим библейским праведникам и возвышает его над остальными:
«Прославились между людьми Сим и Сиф, но выше всего живущего в творении — Адам» .
А согласно учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека —
«Адам Кадмон» (первоначальный человек). Считается, что души всех людей не только происходят
от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.




Якопо Понтормо. Изгнание из Земного Рая.


В христианстве


Представления об Адаме получили дальнейшее развитие в христианстве. Так в Евангелиях Иисус Христос
называет себя «Сын человеческий». В генеалогии Иисуса Христос - прямой потомок Адама, Авраама и
царя Давида. Библейские представления о богоподобности Адама, с одной стороны, о двойственности
его природы, с другой - определили осмысление новозаветного «Сына человеческого» как типологического
соответствия ветхозаветному Адаму, что в значительной мере сказалось на понимании образа Адама
христианством.
Но одновременно в Евангелиях развивается учение о Христе (идущее от Павла), как о «втором Адаме»,
«новом Адаме». Жизнь Адама как бы предопределяет то, что свершится с родом человеческим в будущие
времена - времена грядущего «второго», или «нового» Адама .
В христианской теологии Адам - символ человека в его отношениях с Богом.
Библейская история Адама и Евы стала основой таких важных положений христианской веры, как
подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.




Адам и Ева. Православный Монастырь Сучевица, Румыния. Построен в 1585 г.


В православии


В православной литературе принято использовать имя «Адам Ветхий» относительно к первому человеку,
противопоставляя его «новому Адаму», которым является Христос.
Варианты же имени Евы в древнерусских летописях и церковно-славянской Библии весьма разнообразны.
Вероятно, первоначально в древнерусском языке имя праматери Евы употреблялось в форме Євга —
встречается в Ипатьвской летописи конца XIII века и в Лаврентьевской летописи начала XIV века.
В Комиссионном списке середины XV века Новгородской первой летописи младшего извода употребляется
уже два варианта имени Ева: Євга и Євъга. В Острожской Библии (1581 г.) и иконографии XVII века
используется написание имени праматери Евы как Євва. В Елизаветинской Библии (1751 г.) и
церковно-славянских текстах XVIII и XIX веков употребляется вариант написания Єѵа.
И только в XIX веке употребляется современный вариант имени — Ева.
Православная церковь чтит память Адама в «Неделю праотцев», во второе воскресение перед
Рождеством Христовым.
Прощёное Воскресение (последнее воскресенье перед Великим постом) имеет также название «Воспоминание
Адамова изгнания». В этот день в песнопении за всенощной поется о том, как сидел Адам напротив рая
и оплакивал свое грехопадение, оплакивал уже запоздалыми слезами
Существует также «Акафист святым праотцем Адаму и Еве, прародителем рода человеческаго».




Из ребра спящего Адама создает Бог первую женщину Еву.Кафедральный собор в Монреале.
Мозаика верхнего ряда западной стены.Между 1183 и 1189 гг.


В католичестве


Католическое богословие в вопросе о творении Адама также основывается на библейском повествовании.
Литургическое же почитание Адама на Западе не получило широкого распространения.
Впрочем, повествование о сотворении человека является первым из чтений Пасхального богослужения,
что подчёркивает связь между Адамом и воскресшим Иисусом («вторым Адамом»).
В трактатах Епифания Кипрского и Иоанна Дамаскина «Против ересей» под номером пятьдесят два
упомянута ересь так называемых адамиан (или адамитов), по имени «живого Адама». Согласно
ересиографам, сторонники этой ереси (мужчины и женщины) нагими сходились в место для собраний,
совершая чтения и молитвы, не принимая брака и воздерживаясь от интимных отношений.
Свою церковь они называли раем.




Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа.


В коптском гностическом Евангелии от Египтян доминирует мотив возвеличивания Адама:Ибо он, Адамас,
свет исходящий от света, он око света. Ибо он первый человек, через кого и (ради) кого все возникло,
(а) без него же ничего не возникло бы». Здесь уместно провести аналогию с Адамом-гигантом еврейских
мидрашей, царём всего живого. Далее сообщается о некоей мистической связи Адама с Логосом (Словом):
«Тогда великий Логос, божественный Аутоген (самородный), и нерушимый человек Адамас слились друг с
другом. Возник Логос человека, человек же произошёл через слово.
В то же время, гностический апокриф, известный как «Второй трактат Великого Сифа», рисует прямо
противоположный образ Адама - жалкого существа, над которым постоянно насмехались высшие ангелы.


В исламе


В Коране в отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование о первых людях,
Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). А имя Евы и вовсе не упоминается — она
фигурирует лишь в качестве супруги Адама. Впрочем, имя Хава, можно найти в хадисах (преданиях
о поступках и изречениях пророка Мухаммеда).




Адам и Ева.Иллюстрация из исламского манускрипта начала XVI в.


Ислам считает Адама не только первым человеком, но и первым пророком Аллаха. Также мусульмане
верят, что Адаму были посланы Аллахом первые десять (из ста) сухуфов, то есть священных свитков,
предшествовавших последующим четырём священным книгам (Торе, Псалтырю, Евангелиям и Корану).
В Коране отсутствует идея сотворения человека по образу и подобию Бога. Скорее, говорится о том,
что Аллах создал человека по образу, им придуманному (сура «Разверзнется», аяты 6-7).
В тридцать второй суре «Челобитие» говорится, что Аллах сотворил Адама из глины (из земли).
Вторая сура «Корова» наиболее полно раскрывает предназначение Адама (Аллах говорит ангелам, что
хочет поставить на земле наместника), а также повествует, что все ангелы, кроме джинна Иблиса
(Сатаны), которому была предоставлена особая привилегия жить среди ангелов до своего восстания,
ниц перед Адамом, и говорит о жизни пары в райском саду.
В седьмой суре «Ограды» рассказывается о том, как Иблис соблазнил Адама и его жену попробовать
плоды от запретного дерева. При этом Коран возлагает на обоих равную вину за этот проступок.
Также в Коране говорится, что Аллах простил Адаму его грех до того, как отправил его на землю.




Адам и Ева. Иллюстрация из иранского манускрипта.1294-1299 гг.


Мусульманские толкователи и собиратели легенд дополнили повествование Корана данными из Библии
и Аггады и собственным поэтическим творчеством.


В бахаизме


В бахаизме библейский рассказ об Адаме трактуется аллегорически, поскольку здравый смысл не
допускает реальности этих событий. А потому библейский Адам считается духом реального Адама,
а Ева - его символической душой. Тем самым, события, описанные в книге Бытия, такие как
грехопадение и изгнание из рая, по мнению бахаи, имели место лишь в сознании реального Адама.
Бахаи верят в то, что Адам является отцом всех людей и физическим истоком жизни человека и
называют его в своей терминологии первым «явителем» (пророком).


Философы


«Теперь я вижу, что заблуждался относительно Евы:
лучше жить за пределами рая с ней, чем без нее — в раю.»


Генрих Гейне.

Не обошли историю Адама и Евы философы.
Иудейско-эллинистический философ Филон Александрийский в своём труде «О сотворении мира согласно
Моисею» проводит подробный анализ библейской истории творения, имеющий аналогии с талмудическим.
Согласно Филону, человек был создан как образ и подобие Логоса Бога. Его разумная природа была
незамутненной, и поэтому он смог дать вещам имена.
Маймонид так же подробно разбирает историю Адам в своём философском труде «Путеводитель растерянных».
По его мнению, до грехопадения Адам находился на столь высоком уровне, что знал разницу между
и ложью, после же вкушения от дерева, скатился на уровень, на котором воспринимают лишь хорошее
и плохое.
В философии масонства Адам является первым масоном и одной из центральных фигур. Считается, что
Адам получил от Бога тайное знание - основу масонства, которое он передал своим потомкам.

Гегель принимает все основные термины традиционного толкования (Бог-творец, человек, добро и зло,
грехопадение, Христос как второй Адам), но дает им свою трактовку, включая их в собственную
философскую систему. При этом он опирается также на понятие «естественного состояния» в философии
Просвещения.
По мнению Льва Шестова, предостережение Бога Адаму под страхом смерти не есть плодов Дерева
познания Добра и Зла не является предупреждением о наказании в случае непослушания. Шестов
считает, что «в познании скрыта смерть».
История об Адаме и Еве несовместимы с научными данными – в первую очередь в области генетики
человека. В частности, если все люди произошли от двух лиц несколько тысяч лет назад, это потребует
невероятно высокую частоту мутаций для учета наблюдаемой изменчивости.




Сальвадор Виньегра и Лассо Веги. Первый поцелуй. 1891 г.


В научном контексте имена Адам и Ева используются метафорически. В терминологии антропогенеза
Y-хромосомный Адам — это гипотетический мужской индивид, живший примерно 60000-90000 лет назад.
Но этот мужчина не является единственным предком всех людей на планете, просто прямые мужские
линии его современников прервались в какие-то моменты времени, и их Y-хромосомы не сохранились
в генотипах современных мужчин. А митохондриальная Ева — это гипотетический женский индивид,
митохондриальная ДНК которой имеется у всех женщин вида. Это также не значит, что она была
единственной «праматерью» человечества (одновременно с ней жили и вносили вклад в генофонд
человечества и другие женщины) или, что тогда выделился наш вид. Митохондриальная Ева всех
людей жила примерно 140-280 тысяч лет назад.




Джеймс Тиссо. Изгнание из рая. 1900 г.


В народе


Широкое распространение образы Адама и Евы получили в народной культуре, что видно на примере
большого количества пословиц, поговорок и анекдотов посвященных им.

Бог: — Адам, ну тебе что, ребра жалко, что ли?
Адам: — Да нет… но у меня предчувствие какое-то нехорошее…

Адам и Ева прогуливались по райскому саду.
- Ты меня любишь?- спросила Ева.
- А что делать…- безразличным тоном ответил Адам.

Изменяла ли Ева Адаму?
- Точно не знаем, но то, что человек произошел от обезьяны — это факт.

Библейское повествование об Адаме ввело в мировое искусство и литературу большое число символов,
таких как: Эдем, Дерево познания Добра и Зла, Дерево Жизни, запретный плод, змей-искуситель,
изгнание из рая.




И. Е. Репин. Искушение. 1896 г.


Источник: enc.vkarp.com
Tags: адам и ева
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment