?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Адам и Ева -2 - В религии

"А если бы Бог из Адамова ребра
сотворил другого Адама?"


Станислав Ежи Лец.



Адам и Ева в изобразительном искусстве


АДАМ И ЕВА - Сотворение - ч. 1


АДАМ И ЕВА - В религии - ч. 2




Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1509 г.


В иудаизме


Хотя все вариации истории Адама и Евы основываются на библейском рассказе, их трактовка в
различныхрелигиозных учениях весьма разнится.
Так в иудаизме Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражают образ
всего человеческого рода, а их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего
человечества.
Историю сотворения и жизни Адама подробно освещает в аггадический мидраш на книгу Бытие «Берешит
Раба» (около III в.). Мидраш объясняет, что у Всевышнего есть достаточно ангелов, пребывающих на
небесах, а также достаточно животных и других творений внизу; и потому Ему нужен был человек,
который соединял бы в себе эти два мира — верхний и нижний. Мидраш изображает Адама в виде гиганта,
заполняющего собою весь мир и сидящего на троне. Адам, превосходящий своим совершенством все
другие божьи творения, окружён ангелами и серафимами, которые поют человеку хвалебные гимны.
Но после грехопадения Адам утратил свои гигантские размеры - он стал ростом в сто локтей, что
позволило ему прятаться от Бога среди деревьев в Эдемском саду.
В апокрифах ТАНАХа («Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, Бен Сира, около 170 года до н. э.)
Адам причисляется к величайшим библейским праведникам и возвышает его над остальными:
«Прославились между людьми Сим и Сиф, но выше всего живущего в творении — Адам» .
А согласно учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека —
«Адам Кадмон» (первоначальный человек). Считается, что души всех людей не только происходят
от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.




Якопо Понтормо. Изгнание из Земного Рая.


В христианстве


Представления об Адаме получили дальнейшее развитие в христианстве. Так в Евангелиях Иисус Христос
называет себя «Сын человеческий». В генеалогии Иисуса Христос - прямой потомок Адама, Авраама и
царя Давида. Библейские представления о богоподобности Адама, с одной стороны, о двойственности
его природы, с другой - определили осмысление новозаветного «Сына человеческого» как типологического
соответствия ветхозаветному Адаму, что в значительной мере сказалось на понимании образа Адама
христианством.
Но одновременно в Евангелиях развивается учение о Христе (идущее от Павла), как о «втором Адаме»,
«новом Адаме». Жизнь Адама как бы предопределяет то, что свершится с родом человеческим в будущие
времена - времена грядущего «второго», или «нового» Адама .
В христианской теологии Адам - символ человека в его отношениях с Богом.
Библейская история Адама и Евы стала основой таких важных положений христианской веры, как
подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.




Адам и Ева. Православный Монастырь Сучевица, Румыния. Построен в 1585 г.


В православии


В православной литературе принято использовать имя «Адам Ветхий» относительно к первому человеку,
противопоставляя его «новому Адаму», которым является Христос.
Варианты же имени Евы в древнерусских летописях и церковно-славянской Библии весьма разнообразны.
Вероятно, первоначально в древнерусском языке имя праматери Евы употреблялось в форме Євга —
встречается в Ипатьвской летописи конца XIII века и в Лаврентьевской летописи начала XIV века.
В Комиссионном списке середины XV века Новгородской первой летописи младшего извода употребляется
уже два варианта имени Ева: Євга и Євъга. В Острожской Библии (1581 г.) и иконографии XVII века
используется написание имени праматери Евы как Євва. В Елизаветинской Библии (1751 г.) и
церковно-славянских текстах XVIII и XIX веков употребляется вариант написания Єѵа.
И только в XIX веке употребляется современный вариант имени — Ева.
Православная церковь чтит память Адама в «Неделю праотцев», во второе воскресение перед
Рождеством Христовым.
Прощёное Воскресение (последнее воскресенье перед Великим постом) имеет также название «Воспоминание
Адамова изгнания». В этот день в песнопении за всенощной поется о том, как сидел Адам напротив рая
и оплакивал свое грехопадение, оплакивал уже запоздалыми слезами
Существует также «Акафист святым праотцем Адаму и Еве, прародителем рода человеческаго».




Из ребра спящего Адама создает Бог первую женщину Еву.Кафедральный собор в Монреале.
Мозаика верхнего ряда западной стены.Между 1183 и 1189 гг.


В католичестве


Католическое богословие в вопросе о творении Адама также основывается на библейском повествовании.
Литургическое же почитание Адама на Западе не получило широкого распространения.
Впрочем, повествование о сотворении человека является первым из чтений Пасхального богослужения,
что подчёркивает связь между Адамом и воскресшим Иисусом («вторым Адамом»).
В трактатах Епифания Кипрского и Иоанна Дамаскина «Против ересей» под номером пятьдесят два
упомянута ересь так называемых адамиан (или адамитов), по имени «живого Адама». Согласно
ересиографам, сторонники этой ереси (мужчины и женщины) нагими сходились в место для собраний,
совершая чтения и молитвы, не принимая брака и воздерживаясь от интимных отношений.
Свою церковь они называли раем.




Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа.


В коптском гностическом Евангелии от Египтян доминирует мотив возвеличивания Адама:Ибо он, Адамас,
свет исходящий от света, он око света. Ибо он первый человек, через кого и (ради) кого все возникло,
(а) без него же ничего не возникло бы». Здесь уместно провести аналогию с Адамом-гигантом еврейских
мидрашей, царём всего живого. Далее сообщается о некоей мистической связи Адама с Логосом (Словом):
«Тогда великий Логос, божественный Аутоген (самородный), и нерушимый человек Адамас слились друг с
другом. Возник Логос человека, человек же произошёл через слово.
В то же время, гностический апокриф, известный как «Второй трактат Великого Сифа», рисует прямо
противоположный образ Адама - жалкого существа, над которым постоянно насмехались высшие ангелы.


В исламе


В Коране в отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование о первых людях,
Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). А имя Евы и вовсе не упоминается — она
фигурирует лишь в качестве супруги Адама. Впрочем, имя Хава, можно найти в хадисах (преданиях
о поступках и изречениях пророка Мухаммеда).




Адам и Ева.Иллюстрация из исламского манускрипта начала XVI в.


Ислам считает Адама не только первым человеком, но и первым пророком Аллаха. Также мусульмане
верят, что Адаму были посланы Аллахом первые десять (из ста) сухуфов, то есть священных свитков,
предшествовавших последующим четырём священным книгам (Торе, Псалтырю, Евангелиям и Корану).
В Коране отсутствует идея сотворения человека по образу и подобию Бога. Скорее, говорится о том,
что Аллах создал человека по образу, им придуманному (сура «Разверзнется», аяты 6-7).
В тридцать второй суре «Челобитие» говорится, что Аллах сотворил Адама из глины (из земли).
Вторая сура «Корова» наиболее полно раскрывает предназначение Адама (Аллах говорит ангелам, что
хочет поставить на земле наместника), а также повествует, что все ангелы, кроме джинна Иблиса
(Сатаны), которому была предоставлена особая привилегия жить среди ангелов до своего восстания,
ниц перед Адамом, и говорит о жизни пары в райском саду.
В седьмой суре «Ограды» рассказывается о том, как Иблис соблазнил Адама и его жену попробовать
плоды от запретного дерева. При этом Коран возлагает на обоих равную вину за этот проступок.
Также в Коране говорится, что Аллах простил Адаму его грех до того, как отправил его на землю.




Адам и Ева. Иллюстрация из иранского манускрипта.1294-1299 гг.


Мусульманские толкователи и собиратели легенд дополнили повествование Корана данными из Библии
и Аггады и собственным поэтическим творчеством.


В бахаизме


В бахаизме библейский рассказ об Адаме трактуется аллегорически, поскольку здравый смысл не
допускает реальности этих событий. А потому библейский Адам считается духом реального Адама,
а Ева - его символической душой. Тем самым, события, описанные в книге Бытия, такие как
грехопадение и изгнание из рая, по мнению бахаи, имели место лишь в сознании реального Адама.
Бахаи верят в то, что Адам является отцом всех людей и физическим истоком жизни человека и
называют его в своей терминологии первым «явителем» (пророком).


Философы


«Теперь я вижу, что заблуждался относительно Евы:
лучше жить за пределами рая с ней, чем без нее — в раю.»


Генрих Гейне.

Не обошли историю Адама и Евы философы.
Иудейско-эллинистический философ Филон Александрийский в своём труде «О сотворении мира согласно
Моисею» проводит подробный анализ библейской истории творения, имеющий аналогии с талмудическим.
Согласно Филону, человек был создан как образ и подобие Логоса Бога. Его разумная природа была
незамутненной, и поэтому он смог дать вещам имена.
Маймонид так же подробно разбирает историю Адам в своём философском труде «Путеводитель растерянных».
По его мнению, до грехопадения Адам находился на столь высоком уровне, что знал разницу между
и ложью, после же вкушения от дерева, скатился на уровень, на котором воспринимают лишь хорошее
и плохое.
В философии масонства Адам является первым масоном и одной из центральных фигур. Считается, что
Адам получил от Бога тайное знание - основу масонства, которое он передал своим потомкам.

Гегель принимает все основные термины традиционного толкования (Бог-творец, человек, добро и зло,
грехопадение, Христос как второй Адам), но дает им свою трактовку, включая их в собственную
философскую систему. При этом он опирается также на понятие «естественного состояния» в философии
Просвещения.
По мнению Льва Шестова, предостережение Бога Адаму под страхом смерти не есть плодов Дерева
познания Добра и Зла не является предупреждением о наказании в случае непослушания. Шестов
считает, что «в познании скрыта смерть».
История об Адаме и Еве несовместимы с научными данными – в первую очередь в области генетики
человека. В частности, если все люди произошли от двух лиц несколько тысяч лет назад, это потребует
невероятно высокую частоту мутаций для учета наблюдаемой изменчивости.




Сальвадор Виньегра и Лассо Веги. Первый поцелуй. 1891 г.


В научном контексте имена Адам и Ева используются метафорически. В терминологии антропогенеза
Y-хромосомный Адам — это гипотетический мужской индивид, живший примерно 60000-90000 лет назад.
Но этот мужчина не является единственным предком всех людей на планете, просто прямые мужские
линии его современников прервались в какие-то моменты времени, и их Y-хромосомы не сохранились
в генотипах современных мужчин. А митохондриальная Ева — это гипотетический женский индивид,
митохондриальная ДНК которой имеется у всех женщин вида. Это также не значит, что она была
единственной «праматерью» человечества (одновременно с ней жили и вносили вклад в генофонд
человечества и другие женщины) или, что тогда выделился наш вид. Митохондриальная Ева всех
людей жила примерно 140-280 тысяч лет назад.




Джеймс Тиссо. Изгнание из рая. 1900 г.


В народе


Широкое распространение образы Адама и Евы получили в народной культуре, что видно на примере
большого количества пословиц, поговорок и анекдотов посвященных им.

Бог: — Адам, ну тебе что, ребра жалко, что ли?
Адам: — Да нет… но у меня предчувствие какое-то нехорошее…

Адам и Ева прогуливались по райскому саду.
- Ты меня любишь?- спросила Ева.
- А что делать…- безразличным тоном ответил Адам.

Изменяла ли Ева Адаму?
- Точно не знаем, но то, что человек произошел от обезьяны — это факт.

Библейское повествование об Адаме ввело в мировое искусство и литературу большое число символов,
таких как: Эдем, Дерево познания Добра и Зла, Дерево Жизни, запретный плод, змей-искуситель,
изгнание из рая.




И. Е. Репин. Искушение. 1896 г.


Источник: enc.vkarp.com

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Странно что нет древних рисунков змея как человекоподобного существа.Он мог говорить,перехитрить,соблазнить или обольстить.Мало того,его аргументы были интеллектуально сложны,это явно не примитивный разум

  • 1