?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Всякая всячина

http://ngasanova.livejournal.com/131462.html
http://ngasanova.livejournal.com/131853.html


Дышит на ладан

Ладан — вещество для окуривания при культовых обрядах. С древних времен его использовали против воспалений, для снижения опасности передачи инфекций и т.д.

Окуривание большим количеством ладана может действовать подобно галлюциногенам. Ладан в малом количестве содержит тот же биокатализатор, что и гашиш,
Настоящий ладан - это смола очень редкого дерева, произрастающего в Аравии в Восточной Африке и Индии. Латинское название его – Boswellia

В церковном обиходе ладаном также обобщённо называют и другие ароматические смолы, используемые при богослужении.
В Евангелии ладан упоминается как один из даров, принесенных волхвами Иисусу Христу, наряду с золотом, и смирной





Отборный ладан (лат. Olibanum electum) это круглые или продолговатые куски, подобные каплям, светло-жёлтые или розоватые, с восковым блеском; сверху они обыкновенно покрыты пылью от трения друг о друга, обладают приятным бальзамным запахом и бальзамным же горьким, острым вкусом. При растирании обращается в порошок белого цвета.

По христианскому обычаю, человека, которому оставалось недолго жить,
священник исповедовал, причащал и кадил ладаном. В результате для
обозначения болезненного человека или еле работающего устройства
закрепилось выражение "дышит на ладан".



Позже "дышит на ладан" стали употреблять для обозначения состояния используемых в быту неодушевлённых предметов, чей срок эксплуатации, по всем видимым признакам, находился на грани истечения.
Но поскольку, в отличие от человека, сломавшуюся вещь всегда можно попробовать починить или наладить, то, вероятно, отсюда и появилось слово-самозванец «налад», которым, собственно, и дышит, то есть живёт тот или иной объект.

Запах ладана стал неотъемлемой частью церкви, и именно в связи с этим возникла поговорка «Боится, как чёрт ладана». Ну, а в силу того, что обряд подготовки покойника к отпеванию, само отпевание и похороны никогда не обходились без кадила с ладаном, то этот аромат приобрёл в своей гамме зловещие ноты, вызывающие неприятные ассоциации.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Перемывать косточки



Выражение перемывать косточки первоначально было связано с тем значением кости , которое относилось к останкам умерших.

В греческой церкви:

сначала зарывают покойников в землю, а потом через три года или через другой определенный срок кости их выкапывают из земли и кладут в особом помещении — кимитирии или усыпальнице.
Откапывание и положение костей в кимитирии составялет особый обряд, служащий как бы продолжением или довершением похорон: призывается священник и при пении им малой панихиды кости изъемлются из земли, они обмываются водою и вином, слагаются в небольшой ящик и вносятся в церковь, где поется над ними заупокойная литургия и великая панихида; после этого относятся в кимитирий.



Кимитирий - это особый дом или домик или сарай при церкви, в котором имеются, во-первых, большая яма или большой ларь для ссыпания костей людей бедных, во-вторых — шкалы с ящиками или полками для костей людей богатых.

Если по прошествии трех лет разрывали могилу и находили тело не разложившимся и надутым , то это считалось признаком, что человек умер не разрешенным от клятвы: призывался архиерей или священник для разрешения, и тело снова зарывалось на некоторое время в землю.

В Южной Сербии сохраняется обычай откапывания останков родственников, обычно спустя три или семь лет после похорон. Сохранившиеся кости вынимаются из гроба и обмываются, перемываются свежей водой, а потом вином и — по особому ритуалу — вновь погребаются. Вода, которой обмываются кости, считается целебной. С этим откапыванием соединено и своеобразное поверие, что, если тело мертвеца не истлело, то это — признак тяжкого неискупленного грешника.

У хорватов откапывание останков покойников происходит спустя 18 лет после первого погребения. Отмечается, что найденные кости омываются водой и поливаются вином, затем завертываются в белое полотно и погребаются (иногда вместе с новым покойником).

Этот обычай связан с верой в вампиров.
«Когда мертвец найден неистлевшим, то веруют, что он был великий грешник или на нем лежит заклятье»



Издавна веровали и теперь веруют, что такие неистлевшие покойники — вампиры.
Все эти факты говорят о том, что выражение перемывать кости первоначально имело прямой реальный смысл. Оно относилось к обряду «второго захоронения».

С этим обрядом соединялись и суеверно-мифологические представления об упырях, вампирах, оборотнях, вурдалаках, выходящих из могил и сосущих человеческую кровь.
Перемыть косточки означало косвенно: «убедиться в том, что на покойнике не тяготеет заклятье, что он — не оборотень, не упырь, не нераскаянный грешник, обсудить и установить тем самым истинные свойства и качества человека»



Таким образом, для того чтобы снять с умершего подозрение в оборотничестве, в том, что он, как упырь, сосет человеческую кровь и губит живых людей, считалось необходимым осмотреть останки покойника и перемыть косточки тому, от кого ничего другого не осталось. Упырю же в могилу вбивался осиновый кол.
Поведение вурдалака изображается у Пушкина в «Песнях западных славян».

Там могилу прохожего разрыли,
Видят, - труп румяный и свежий, -
Ногти выросли, как вороньи когти,
А лицо обросло бородою,
Алой кровью вымазаны губы, -
Полна крови глубокая могила.




В России этот обычай вырывания останков умерших из могил был на более или менее продолжительное время в Печерском монастыре. Но он не распространялся вообще в России. Однако выражение перемывать косточки осталось.



Этот обряд стал со временем связываться с разбором поступков и различных сторон характера человека.
Сегодня выражение "перемывать косточки" обозначает разбор характера
человека. Злословить, сплетничать, судачить о ком-либо.

Умывать руки

Иносказательно: устраниться от ответственности за что-либо.

Из Библии. Согласно Евангелиям, эти слова сказал римский наместник Понтий Пилат, который пытался спасти Иисуса от казни, не видя за ним особой вины. Но поскольку толпа требовала его смерти и могла в противном случае взбунтоваться, он вынужден был отдать решение о судьбе Иисуса на откуп его врагам.



В Евангелии от Матфея рассказывается об этом так:
«Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы».

В то время умывание рук было ритуалом, означавшим непричастность человека к какому-либо неблаговидному делу или его отказ в нем участвовать. Так, в случае нахождения мертвого тела предписывалось совершить обряд омовения рук над жертвой и тем самым показать, что среди присутствующих нет виновника этой смерти

Понтий Пилат, вынужденный согласиться на казнь Иисуса, умыл руки перед толпой и сказал: "Невиновен я в крови Праведника сего".



После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьенн в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству.
По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьенн и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах.
По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьенне туристам показывают пирамидальную гробницу Пилата.



Недаром из школьной науки
Всего нам милей слова:
Я умываю руки,
Ты умываешь руки -
И хоть не расти трава!
Не высшая математика,
А просто, как дважды два!


На севере и на юге
Над ржавой землею дым.
А я умываю руки!
А он умывает руки,
Спасая свой жалкий Рим!
И нечего притворяться -
Мы ведаем, что творим!


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Козёл отпущения


Козёл отпущения в иудаизме

В праздник Йом-Кипур в Иерусалимский храм приводили двух жертвенных животных — козлов одинаковой масти. Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, одного из козлов приносили в жертву на огне (вместо быка), а на другого первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и «отпускал» в пустыню. Отсюда — «козёл отпущения». По другой версии, козла уводили в Иудейскую пустыню, где сбрасывали со скалы под названием Азазель в пропасть.
К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла.
Отсылание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля



Козёл отпущения в христианстве

В христианской теологии Козёл отпущения иногда интерпретируется как прообраз самопожертвования Иисуса Христа, хотя некоторые христиане видят в этом образе Сатану.
Считается, что все грехи человечества были возложены именно на Козла отпущения, то есть на Сатану, но не потому, что он может принести искупление, что было сделано Христом, а потому, что он должен быть наказан как первоисточник греха.



Идиома «козёл отпущения» используется в качестве метафоры (образного выражения) и обозначает человека, на которого возложили ответственность за действия других, вину за неудачу для того, чтобы скрыть её настоящие причины.

Создание «козлов отпущения» может быть важной частью пропаганды. Так, в нацистской Германии евреи были обвинены в экономических и политических проблемах страны.

Например, Медведь - баламут и плут -
Обхамит кого-нибудь по-медвежьему, -
Враз Козла найдут, приведут и бьют :
По рогам ему и промеж ему...




Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.