Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Адам и Ева - 3 - Средневековье

У нас ум-разум самого Христа,
Наши помыслы от облац небесныих,
У нас мир — народ от Адамия;
Кости крепкие от камения;
Телеса наши от сырой земли;
Кровь — руда наша от чёрна моря.
От того у нас в земле цари пошли:
От святой главы от Адамовой;
От того зачались князья-бояры:
От святых мощей от Адамовых;
От того крестьяны православные:
От свята колена от Адамова.
«Голубиная Книга», XV - начало XVI веков



Адам и Ева в изобразительном искусстве


АДАМ И ЕВА - Сотворение - ч. 1


АДАМ И ЕВА - В религии - ч. 2


АДАМ И ЕВА - Средневековье - ч. 3


Средневековье


В русском искусстве




Сотворение человека, жизнь Адама и Евы в раю, изгнание их из рая.
Русский лубок. Первая половина XIX в.


Из русских средневековых литературных произведений, использующих образ Адама, можно выделить«Моление» Даниила Заточника (XIII в.), автор которого интерпретирует изгнание
Адама из рая как следствие вины Евы: «Женою сперва прадед нашь Адамъ из рая изгнанъ бысть».
«Моление» перекликается с другим литературным памятником - «Плач Адама», русским духовным
стихом, известный, по крайней мере, с последней трети XV века и имеющий скорее литургические,
чем библейские корни.


Плач Адама
«Ой, раю мой, раю с рекою медвяной,
Цветом прекрасным,— красой неувядной!» —
Плакал Адам, да каялся Богу,
Плакал, да каялся Спасу-Христу:
«Зачем я, Адам, жены Евы послухал?
Зачем таковую вещу я удумал,—
Плода съесть от древа преслушанья,
Понесть от тебя, Христос, велико наказанье?
Ой, раю мой, раю с рекою медвяной,
Цветом прекрасным,—красой неувядной!»
Плакал Адам, да каялся Богу,
Плакал, да каялся Спасу-Христу:
«Зачем я, Адам, жены Евы послухал?
Зачем таковую вещу я удумал,—
Плода съесть от древа преслушанья,
Понесть от тебя, Христос, велико наказанье?
Тебя, Спаса, лишиться,
С прахом-землей сравниться,
Душой потемниться,
Плотью своей оскверниться?

Ой, раю мой, раю с рекою медвяной,
Цветом прекрасным,— красой неувядной!»
Плакал Адам, да каялся Богу,
Плакал, да каялся Спасу-Христу:
«Зачем я, Адам, жены Евы послухал?
Зачем таковую вещу я удумал:
Плодом райским не насладиться,
Рая пресветлого навек лишиться,






Василий Корень. Бог в образе ангела изгоняет Адама и Еву. Гравюра, 1696 г.


В листья-одежу телом укрыться,
Стыдом охватиться, слезами омыться?
Ой, раю мой, раю с рекою медвяной,
Цветом прекрасным,— красой неувядной!»
Плакал Адам, да каялся Богу,
Плакал, да каялся Спасу-Христу:
«Зачем я, Адам, жены Евы послухал?
Зачем таковую вещу я удумал?
Не светел, не красен день мне земной,
Но грозен, прегрозен день судовой.
Я горюшко людям на свет породил,
Смерть люту, да зло я меж ими вскормил
Ой, раю мой, раю с рекою медвяной,
Цветом прекрасным,— красой неувядной!»
Плакал Адам, да каялся Богу,
Плакал, да каялся Спасу-Христу:
«Зачем я, Адам, жены Евы послухал?
Ой, горюшко, горе! Ой, раю мой, рай

С цветом прекрасным,— красой неувядной!
Помилуй мя, Боже, помилуй, молю,
Помилуй, Христос мой, Спаситель, Царю!»




Адамовы книги


К древней христианской литературе относятся так называемые Адамовы книги,
из которых наиболее известны эфиопские.
В средние века в Европе были широко распространены переводы восточных (сирийских, коптских)
повествований о жизни прародителей человечества (восходящих к утерянным еврейским и
арамейским оригиналам). Так в книге «Жизнь Адама и Евы» (латинский перевод греческой книги
об «Адаме», IV век), в которой повествовалось о судьбе первой человеческой пары после
грехопадения.
Позднее наибольшей известностью пользовалась «Книга об Адаме» армянского епископа
Аракела Сюнеци (около 1400 г.).




Адам и Ева. Абстердинский бестиарий XII в.


Здесь мы видим легендарную историю о происхождению людей разных сословий
от разных частей тела Адама.
Образ Адама в славянской апокрифической традиции тесно переплетён как с древнерусской
фольклорной традицией, так и с символикой еврейских и греческих неканонических писаний.
Ярким примером славянского апокрифа о творении мира и первых людей является книга
«Сказание о сотворении Богом Адама», дошедшая к нам по южнославянским спискам XIV века.
Этот рассказ весьма сильно отличается от библейского. Здесь Бог словно «строит»
Адама из окружающих материальных сущностей.
Та же история о творении человека из отдельных элементов почти дословно повторяется
в славянской апокрифической «Беседе трёх святителей», датируемой не позднее XIV века.




Адам и Ева.Библия. Фрагмент гравюры на дереве.
Германия, около 1470 г.


Ещё одну версию о сотворении Адама можно прочитать во «Второй книге Еноха»: И в шесты день
повелех моей мудрости сотворити человека от 7 состав: плоть его от земли, кровь его от
росы и солнца, очи его от бездны морские, кости от камения, помысль его от борзости
ангельской и от облака. Жилы его и космы от траве земные. Душу его от духа моего и от ветра…




Адам и Ева.Иллюстрация из книги изданной в 1510 году в Венеции.


Источник: enc.vkarp.com
Tags: адам и ева
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments