?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Миниатюры – Женщины в эпоху Сефевидов



Миниатюры от Риза Аббаси


Риза Аббаси (Ок. 1575 — 1635)


С именем Ризы Аббаси, обладавшим высочайшим мастерством рисовальщика и тонким чутьем
колориста, связывают становление и расцвет исфаханского художественного стиля
первой половины XVII века.




Муин Мусаввир. Портрет Ризы-йи-Аббаси. 1673 г. Библиотека Принстонского университета.


Почитание Ризы Аббаси как великого мастера нашло воплощение в создании (редчайший случай)
его учеником Му’ином-мусаввиром миниатюрного портрета учителя; подпись на портрете
сообщает дату смерти художника, который дал жизнь новаторскому стилю иранской живописи
на закате Средневековья.




Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Woman Seated in a Tree, 1616


Миниатюра этого стиля «выросла» из одежд средневековой книжной иллюстрации, вышла за рамки
рукописи и обрела статус украшающей альбом — муракка красочной живописной картины или
рисунка с изящной подцветкой. Не связанные с каким-либо литературным сюжетом изображения
одного-двух персонажей заняли царственное положение в пространстве листа. Предпочтение
отдавалось юношам или девушкам, идеально прекрасные портреты которых наводят на мысль
о суфийской мистической поэзии, изобретательно воспевающей в образах любовной лирики
любовь к Богу.




Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Lady with a Fan 1590


Будучи приверженцем традиционного стиля живописи, Реза Аббаси вводил новые сюжеты в
персидское творчество. Полуобнаженные женщины, изнеженные юноши, любовники начали
заменять героев «Шахнаме» и «Хамсе». Риза Аббаси устанавливает тон для искусства
большей части семнадцатого века, поскольку еще долгое время молодые живописцы,
чтобы развить собственный стиль, продолжают копировать его работы..




Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Girl 1600


Пораженный его необычайным талантом и успехами, известный автор трактата о каллиграфах
и живописцах Кази Ахмад восторженно писал:

«Правильно, что время гордится его существованием, ибо в расцвете юности он довел до
такого мастерства изящество кисти, живописность и сходство, что… в настоящую эпоху он
не имеет соперника; …искусные живописцы, которые живут в наше время, признают его
безукоризненным. Он похитил у предшественников мяч первенства и все еще имеет дни
для совершенствования; надо надеяться, что преуспеет…».





Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Woman Counting on her Fingers, Circa 1628-30


По сообщению другого автора, Ака-Риза в 1593 году стал придворным живописцем шаха
Аббаса I (1587 — 1629), который в 1598 году перенес столицу государства в Исфахан,
где с 1601—1602 года начала работать дворцовая мастерская, которую художник и возглавил.

Логично думать, что именно он в этот период присоединил к своей подписи более
почетное имя Аббаси взамен Ака — «господин».




Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Saki 1609


И при жизни, и после его смерти вплоть до конца XVII века, и даже далее, художники Ирана
копировали его произведения, либо создавали вариации на их темы. Риза-йи-Аббаси был
крупнейшим персидским художником XVII века.


Пиршество на лоне природы. 1612


В пятнадцатилетний период формирования собственно исфаханского стиля (после 1605) был
создан великолепный по композиции и красочному решению диптих "Пиршество на лоне природы"
(1612, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).




Риза. Пиршество на лоне природы. 1612. Эрмитаж, Санкт Петербург.


Два великолепных листа с изображением пирушки на природе датированы 1612 годом.
Риза-йи-Аббаси на каждом оставил свою подпись. На правой части «Он (Бог)! Закончено
в понедельник 1 зу-л-ка’да 1020 года. Работа смиренного Ризы-йи-Аббаси»
(дата по мусульманскому летоисчислению). На левой части — «Работа смиренного
Ризы-йи-Аббаси».




Пиршество на лоне природы. 1612. Эрмитаж, Санкт Петербург.


Многофигурная композиция развернута на двух смежных листах, — царственный юноша в
окружении своей свиты пирует на лоне природы. По сюжету и общему решению она
соответствует традиции установившейся для развернутых книжных фронтисписов, которыми
открывались самые роскошные рукописи XV—XVII веков. Разноцветные, как будто драгоценные,
камни, тщательно выписанные растения, изнеженность поз, текучесть линии рисунка,
великолепные краски, в этом диптихе есть всё, что характерно для лучших образцов
персидской живописи в целом, и для блестящего искусства Ризы-йи-Аббаси в частности.




Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Woman with a Veil




Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Two Lovers 1630




Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Reclining Nude 1590




Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Young Lovers




1595 Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Reclining Woman




Женщина с зеркалом.
Из коллекции Детройтского музея искусств.




Two Lovers, Piza Abbasi, Iran




Riza 'Abbasi - A Lady with a Fan

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
В Хорасане есть такие двери ... :)

  • 1