?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Иветт Гильбер.






Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша «Диван Жапоне» («Японский диван»). 1892-1893.


Жан Сарразен, этот популяризатор «оливок среди северных племен», как он себя именовал, в
течение долгого времени бродил по Монмартру из одного кабаре в другое с тазом в руках,
предлагая любителям за пять су двенадцать оливок в кульке из листка бумаги с его
стихотворением. Затем, так и не расставшись со своим тазиком, он оборудовал «Японский
диван» - узкий зал с низким потолком, украшенный и обставленный в японском стиле. Тогда
Япония была в моде как в живописи, так в театре и в литературе (*«Госпожа Хризантема» -
нашумевшее произведение Пьера Лоти, было издано в 1887 г.).

В «Японском диване» официантки были одеты в кимоно, бильярдные столы выкрашены в синий и
красный цвета, потолок позолочен, а стулья покрыты черным лаком. «Поэт с оливками» проявил
проницательность в выборе развлечений. Год назад он сделал крайне удачный шаг, пригласив
певицу Иветт Гильбер, которая во многом способствовала успеху кабаре.




Певица Иветт Гильбер.


Начинала Иветт Гильбер трудно, но все-таки добилась признания публики. Она стала знаменитостью.
Иветт была высокая, худая, плоскогрудая женщина с шеей, которой «не было конца», с невероятно
длинными руками в черных перчатках чуть ли не до плеч, с округленными тушью глазами, длинным
утиным носом, большим ярко-красным, словно окровавленным ртом, который выделялся на
мертвенно-бледном лице, и с высоким пучком рыжих волос на голове.




Анри де Тулуз-Лотрек. Певица Иветт Гильбер. 1894.


Она выступала в «Японском диване» ежедневно от десяти до одиннадцати часов вечера. Среди
посетителей было много художников и писателей. Иветт пела своим пронзительным голосом
уличные песенки, такую, как «Девственницы», ее заставляли повторять по три-четыре раза:

Они что абрикос зеленый,
И жестки, как орех каленый,
Без прелести их лица -
Девицы!





Анри де Тулуз-Лотрек. Иветт Гильбер на поклонах. 1894.


Своеобразие Иветт Гильбер, казалось, должно было бы привлечь Лотрека, однако в своем плакате,
посвященном «Дивану», он изображает лишь ее силуэт в углу композиции, уделив большее место
Джейн Авриль, которая фигурирует у него в качестве зрительницы, и Эдуару Дюжардену.
Эта великолепно уравновешенная композиция является поистине шедевром.




Анри де Тулуз-Лотрек. Иветт Гильбер. 1894.


Иветт Гильбер совершенно покорила Лотрека, и он ходил за ней по пятам. Как всякий раз, когда
он увлекался своей моделью, он не уставал наблюдать лицо, позы, поведение этой женщины с
«профилем озорного лебедя-шутника», «которая исполняла свадебные песни на похоронные мотивы».
Все модели Лотрека, которые он рисовал, писал или изображал на литографиях, были чем-то
сродни друг другу, всех их он заставлял войти в свой мир. С Иветт Гильбер это было сделать
легко, она была его «типажем».




Анри де Тулуз-Лотрек. Иллюстрация к альбому «Иветт Гильбер». 1894.


Чем бы ни работал Лотрек - углем, кистью, литографским карандашом, - он проникал в душу
своей модели, вживался в ее образ, изучал ее тело, лицо, ее выпирающие кости, подключичные
и подмышечные впадины, ее длинные руки, шею, ее взбегающие брови, рыжий шиньон, остренький
подбородок, ее вздернутый, словно он ловит капельки дождя, нос.
Глаз художника был жесток. В процессе творчества художник зачастую проявляет насилие,
выступает как узурпатор.




Анри де Тулуз-Лотрек. Серия «Кафешантан», Иветт Гильбер. 1893.


Для Лотрека Иветт Гильбер заняла в кафешантане такое же место, какое Ла Гулю занимала в
кабаре на Монмартре. Она была воплощением кафешантана, как Ла Гулю - кадрили. Лотреку
хотелось сделать афишу для Иветт Гильбер, он набросал углем на желтоватой писчей бумаге
эскиз этой афиши, подкрасил его и послал актрисе.




Анри де Тулуз-Лотрек. Серия «Кафешантан», Иветт Гильбер. 1893.


Иветт Гильбер не очень страдала из-за своей неблагодарной внешности. Она была кокетлива на
свой манер. Своеобразный талант Лотрека несколько обескураживал ее, но в глубине души она
была им покорена. Ее поражала таившаяся в этом гномике сила, которая толкала его на такую
суровую правду. Да, эскиз, бесспорно, сделан незаурядным человеком, и Иветт Гильбер уже
была склонна заказать Лотреку афишу, но друзья отговорили ее - она не должна соглашаться,
чтобы ее изображали такой уродливой. Певица отклонила предложение Лотрека, сославшись на
то, что афиша для ее выступлений в зимнем сезоне уже заказана и почти закончена. «Итак, -
писала она ему, - мы еще вернемся к этой теме. Но, ради создателя, не изображайте меня
такой ужасающе уродливой! Хоть немножко привлекательнее!.. Сколько людей, которые приходили
ко мне, глядя на ваш эскиз, возмущались и негодовали… Ведь многие - да, да, очень многие! -
не в силах понять искусство…»

Но Лотрек не сложил оружия. Он задумал выпустить альбом литографий, целиком посвященный
певице, с предисловием Гюстава Жеффруа. В одно прекрасное утро в сопровождении Мориса Донне
Лотрек явился к ней на квартиру на авеню Виллье. Там Иветт Гильбер впервые встретилась с
художником (*Иветт Гильбер в своих мемуарах («Песня моей жизни») пишет, что познакомилась
с Лотреком в 1895 г., но она, безусловно, ошибается.). («Пришел гиньоль!» - воскликнул
ошеломленный лакей, вбежав доложить о неожиданном визите.) Она была поражена внешностью
Лотрека.




Анри де Тулуз-Лотрек


Увидев эту «огромную голову с темными волосами, красным лицом, черной бородой, лоснящейся
кожей, с толстым носом и уродливым ртом», она лишилась дара речи. Но потом «я посмотрела
Лотреку в глаза. О, до чего же они были прекрасны! Большие, открытые, лучезарные,
излучающие тепло и сияние. Я не могла оторвать от них взгляда, и вдруг Лотрек, заметив это,
снял пенсне. Он знал о своем единственном богатстве и щедро и великодушно поделился им со
мной. Когда он снимал пенсне, я увидела его руки - коротенькие, с огромной квадратной
кистью. Морис Донне сказал мне:
- Вот… Я привел к тебе на обед Лотрека, он хочет сделать с тебя наброски…»




Анри де Тулуз-Лотрек "Автопортрет", 1896.


Иветт навсегда запомнился этот обед. Подбородок Лотрека едва возвышался над столом. Еда
проваливалась в щель его рта. «Когда он жевал, его толстые вывороченные губы двигались в
такт челюстям… Подали рыбу с соусом, и Лотрек громко зачавкал». Но, как обычно, очарование
Лотрека, его простота сразу же покорили певицу. Недаром Таде Натансон совершенно справедливо
заметил как-то, что тем, кто любил Лотрека, «надо было сделать усилие, чтобы увидеть его
таким, каким он выглядел в глазах остальных».




Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет Иветт Гильбер. 1894.


За этой встречей последовали другие. Иветт часто позировала Лотреку, он приносил на авеню
Виллье все, что нужно для работы, и без конца рисовал актрису. Однажды, проглядывая его
наброски, Иветт обиделась и возмущенно заметила: «Да, вы действительно гений уродства!»
Художник, задетый за живое, отрезал: «Да, бесспорно».
Их встречи проходили бурно, в беспрерывных стычках. Казалось, Лотреку доставляло удовольствие
злить и шокировать певицу. «Ах, любовь, любовь! - заявлял он. - Иветт, вы можете воспевать
ее сколько угодно, но при этом затыкайте свой нос, дорогая моя… Да, да, затыкайте нос, она
дурно пахнет… Если бы вы воспевали вожделение и как при этом кипит кровь, о, тогда я с вами
согласился бы… Но любовь, бедная моя Иветт… Любви не существует!» - говорил он скрипучим
голосом. «А сердце, Лотрек? Как быть с сердцем?» - «Сердце? А сердце не имеет с любовью
ничего общего». Лотрек хохочет, вспомнив, наверное, как его далекий предок сказал графине
де ла Тремуай: «Сердце! Разве умная женщина станет говорить о сердце, когда речь идет о
постели…» «Да что вы, дорогая Иветт, у мужчин, которых любят красотки, порочны и глаза,
и рот, и руки, и все остальное…»




1894 Музей Тулуз-Лотрека, Альби


Лотрек приходит в неистовство, его лицо трясется от злорадного и скорбного смеха. «А женщины!
На их лицах это тоже отражается!» Лотрек раскрыл альбом и показал свои наброски: «Вот,
смотрите, любящие женщины и любимые мужчины…» Лотрек захихикал: «Полюбуйтесь этими Ромео
и Джульеттами!» И снова залился смехом. Да, он смеялся. «Ах, какой это был смех!» Он смеялся
и тогда, когда Иветт высказала предположение, что в домах терпимости он прячется от своих
кредиторов. Да нет же, он живет там потому, что ему это нравится, и нечего искать другие
объяснения. Ему нравится наблюдать проституцию. Ведь никому и в голову не приходит, что в
любом уродстве есть своя красота. А Лотрек видел эту красоту, он выискивал ее. Он друг и
доверенное лицо «несчастных женщин, служащих любви». Он знал их душу. Они прекрасны. Они
достойны кисти Беноццо Гоццоли. Да, они прекрасны.

В смехе Лотрека чувствовалось искреннее волнение, и он, схватив лист бумаги, давал выход
ему, нервными линиями набрасывая чей-нибудь портрет.
Альбом «Иветт Гильбер» был выпущен Андре Марти в конце августа. В него вошло шестнадцать
литографий.
Вначале певица отнеслась к альбому одобрительно. «Я довольна и весьма благодарна вам,
поверьте мне». Но, как это уже произошло с эскизом афиши, близкие Иветт Гильбер умерили
ее восторг. Мать даже посоветовала подать на Лотрека в суд за «диффамацию». Писатель Жан
Лоррен, надушенный и напудренный сибарит с перстнями на руках, который помог Иветт сделать
карьеру и который ненавидел Лотрека, грозился порвать с ней за то, что «она согласилась,
чтобы этот человек вымазал ее гусиным пометом» (оттиски литографий были выполнены зеленым
цветом). Но Иветт Гильбер все же подписала все сто экземпляров.




Yvette Guilbert by Henri de Toulouse-Lautrec


Вскоре в печати появились хвалебные статьи об этом альбоме (одна из них, в «Жюстис», была
написана Клемансо), и певица полностью примирилась со своим жестоким портретистом. Она
пригласила его вместе с Жеффруа в свое поместье Во, около Мелана. Втроем они сели в лодку
и поплыли по Сене. Мужчины, в цилиндрах, гребли, а Иветт сидела у руля.
«Мне посчастливилось, - вспоминал потом Лотрек об этой прогулке, - я плыл дорогой,
которую мне указывала звезда».


Некоторое время спустя в газете «Рир», основанной Арсеном Александром, появился новый
портрет Иветт Гильбер. Лотрек изобразил ее поющей. «Певица собиралась на следующий день
в Лондон, - комментировала газета, - но, узнав, что Тулуз-Лотрек должен был дать ее портрет
в „Рир“, не только согласилась позировать ему, но сама настояла на этом и спела специально
для него очаровательный припев» (*Ж. Адемар приводит такой факт: «Один черно-белый оттиск,
специально изготовленный, был присужден газетой 16 февраля 1895 г. в качестве премии
победителю конкурса ребусов Гибо. Однако, насколько известно, выигравший не явился за ним».
За 1894 г. помимо литографий, плакатов и рисунков насчитывается примерно сорок пять
холстов Лотрека (из них около тридцати посвящены домам терпимости).).





Из книги Анри Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека".


От aria-art


PS


Иветта Гильбер наиболее известна как модель Тулуз-Лотрека, но ее писали и другие художники




Yvette Guilbert by Jules Chéret




Yvette Guilbert by Ferdinand Bac




И еще одна афиша, наверное, Жюля Шере




Леонетто КАПЬЕЛЛО




Kaрл ЛЁВЕН




Иветта Гильбер (Yvette Guilbert, 20 января 1865, Париж — 3 февраля 1944, Экс-ан-Прованс)


***


Есть сайты очень интересные, есть те, кто помогает познавать мир,
или те, кто дают массу добрых советов и т.д.
Но вот сочетание интересного, познавательного и с массой дельных и нужных
советов встречаются не так уж часто. Предлагаю посмотреть такой -
http://www.joker-6.ru/,
обязательно понравится.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Старые времена

Немного грустные и прекрасные)

Грустная история.

Удивительные судьбы и таланты)

Иветт Гильбер и Лотрек

Пользователь borisliebkind сослался на вашу запись в своей записи «Иветт Гильбер и Лотрек» в контексте: [...] 1944, Экс-ан-Прованс)  ***    ___________________________________ источник [...]

  • 1