?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Адам и Ева - 4 - В литературе


Те два, счастливей, чем любой иной,
К Августе приближенные соседи, —
Как бы два корня розы неземной.
Левей — источник всех земных наследий,
Тот праотец, чей дерзновенный вкус
Оставил людям привкус горькой снеди…

«Божественная комедия» Данте Алигьери




Адам и Ева в изобразительном искусстве


АДАМ И ЕВА - Литература - ч. 4




Мариотто Альбертинелли. Изгнание из Рая.


Эпическая поэма «Потерянный Рай» («Paradise Lost») Джона Мильтона впервые изданная в
1667 году описывает белым стихом историю первого человека Адама. Это без сомнения самое
знаменитое произведение, посвящённое библейскому эпизоду грехопадения.

У Милтона после того, как Ева съела запретный плод, она дает Адаму съесть плод во имя их
любви, тот слушается, несмотря на то, что ангел Рафаэль предупреждал его - не есть.

Он, без отпора, за руку повел
Ее на затененный бугорок,
Под сень ветвей, под кров густой листвы.
Фиалки, незабудки, гиацинты
И асфоделии служили им
Цветочным ложем, — мягкое как пух
Прохладное земное лоно! Там
Они любви роскошно предались,
Всем наслажденьям плотским, увенчав
Провинность обоюдную, стремясь
Сознание греховности размыкать;
Затем, усталые от страстных ласк,
Заснули, усыпленные росой.





Якопо Тинторетто. Искушение Адама. 1550 г.


В английской поэзии XVII-XVIII веков Адаму и Еве посвящали стихи Томас Трэхерн,
Кристофер Смарт, Уильям Блейк, Джон Китс.
I
Не красней понапрасну,
Чтобы зримо и ясно
Искушенность твоя не предстала.
Если станешь дивиться
Непорочной девице,
Значит, ею ты быть перестала.

II
Покраснела: — «… о встрече…»,
Покраснела: — «… нет речи…»,
Покраснела: — «… не вздумай мне только!..»,
Покраснела: — «… мне ясно…»,
Покраснела: — «… согласна…»,
Покраснела: — «… когда и во сколько?..».

III
Не вздыхай понапрасну:
Не хочу ежечасно
Видеть Евы надутые губки.
Если жарки ланиты,
Губы полуоткрыты,
Значит, был голубок у голубки!

IV
Ни к чему суесловье:
Не навеки здоровье
Нам Природою вечной дается.
Непонятно мне даже:
Не сейчас, то когда же
Целоваться с тобой нам придется?

V
Вздох: — «… конечно, мы будем…»,
Вздох: — «… нет-нет, позабудем…»,
Вздох: — «… не вынесу и заболею!..».
Так остаться? Расстаться?
Может, хватит терзаться?
Лучше яблоко режь, не жалея!
Джон Китс




Лукас Кранах Старший. Адам и Ева.


Мотивы, связанные с мифом об Адаме и Еве, мы находим в романе Оноре д’Бальзака
«Дочь Евы» (1838 г.).
Жюль Верн в своем фантастическом, глубоко философском рассказе «Вечный Адам» использовал
образ первой человеческой пары, показав их в контексте истории бессильного перед
Природой человечества.
В сатирических тонах описывает эдемскую жизнь Адама и Евы Марк Твен в своём сборнике
рассказов «Дневник Адама», опубликованном, согласно воле автора, лишь после его смерти.

«Если бы змей был запретным, Адам и его бы съел.»
Марк Твен.





Владимир Баранов-Россине. Адам и Ева. 1912 г.


С. Городецкий, один из организаторов Цеха поэтов, писал:
«Но этот новый Адам пришёл не на шестой день творения в нетронутый и девственный мир,
а в русскую современность. Он и здесь огляделся тем же ясным, зорким оком, принял всё,
что увидел, и пропел жизни и миру аллилуиа».


Прости, пленительная влага
И первоздания туман!
В прозрачном ветре больше блага
Для сотворённых к жизни стран.
Просторен мир и многозвучен
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму он поручен,
Изобретателю имён.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн и ветхой мглы —
Вот первый подвиг. Подвиг новый —
Живой земле пропеть хвалы.

Сергей Городецкий.



Фигуре Адама были посвящены такие стихи Гумилёва как «Сон Адама», «Баллада»
(«И в юном мире юноша Адам») и «Два Адама».

Адам, униженный Адам,
Твой бледен лик и взор твой бешен,
Скорбишь ли ты по тем плодам,
Что ты срывал, еще безгрешен?

Скорбишь ли ты о той поре,
Когда, еще ребёнок-дева,
В душистый полдень на горе
Перед тобой плясала Ева?

Теперь ты знаешь тяжкий труд
И дуновенье смерти грозной,
Ты знаешь бешенство минут,
Припоминая слово — «поздно».


И боль жестокую, и стыд,
Неутолимый и бесстрастный,
Который медленно томит,
Который мучит сладострастно.

Ты был в раю, но ты был царь,
И честь была тебе порукой,
За счастье, вспыхнувшее встарь,
Надменный втрое платит мукой.

За то, что не был ты как труп,
Горел, искал и был обманут,
В высоком небе хоры труб
Тебе греметь не перестанут.
В суровой доле будь упрям,
Будь хмурым, бледным и согбенным,
Но не скорби по тем плодам,
Неискупленным и презренным.

Николай Гумелев.




Марк Шагал. Ангел у ворот Рая. 1956 г.


Мандельштам, также принадлежащий к акмеистам, в оригинальном стихотворении «Notre Dame»
метафорически соотнёс образ тела Нового Адама с храмом, и соответственно органов тела
с частями храма.

Где римский судия судил чужой народ —
Стоит базилика, и — радостный и первый —
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.


Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,—
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…

Осип Мандельштам.




Марк Шагал. Адам и Ева. 1912 г.


В ХХ веке литература вновь и вновь обращается к сюжету, темам и символике мифа об Адаме
и Еве. В частности произведения Павла Загребельного и Елены Благовой называются
«Изгнание из рая».
Сборник стихов чешского поэта Олдржиха Микулашека называется «Ребро Адама» (1981 г.),
а Ш. Лерберга — «Песнь Евы».
Перу А. Коппарда принадлежит сборник рассказов «Адам и Ева».
В основе романа американского писателя Джона Эрскина «Адам и Ева» также лежит библейский
сюжет об Адаме и Еве.
Пользуются известностью и роман Д. Линдсея «Адам нового мира».
А Анатоль Франс в романе «Остров пингвинов» пародировал богословские и
историко-философские толкования мифа о первых людях.




Ганс Мемлинг. Адам и Ева. 1485 г.


Ева.
Адам! Адам! приникни ближе,
Прильни ко мне, Адам! Адам!
Свисают ветви ниже, ниже,
Плоды склоняются к устам.


Адам
Приникни ближе, Ева! Ева!
Темно. Откуда темнота?
Свисают ветви справа, слева,
Плоды вонзаются в уста.


Ева
Адам! Адам! кто ветви клонит?
Кто клонит, слабую, меня?
В певучих волнах тело тонет,
Твои — касанья из огня!


Адам
Что жжет дыханье, Ева! Ева!
Едва могу взглянуть, вздохнуть…
Что это: плод, упавший с древа,
Иль то твоя живая грудь?

Ева
Адам! Адам! я — вся безвольна…
Где ты, где я?., все — сон иль явь?
Адам! Адам! мне больно, больно!
Пусти меня — оставь! оставь!


Адам
Так надо, надо, Ева! Ева!
Я — твой! Я — твой! Молчи! Молчи!
О, как сквозь ветви, справа, слева,
Потоком ринулись лучи!


Ева
Адам! Адам! мне стыдно света!
О, что ты сделал? Что со мной?
Ты позабыл слова запрета!
Уйди! уйди! дай быть одной!


Адам
Как плод сорвал я, Ева, Ева?
Как раздавить его я мог?
О, вот он, знак Святого Гнева,
—Текущий красный, красный сок.

В. Брюсов.




Акжана Абдалиева. Адам и Ева, грехопадение.


АДАМ И ЕВА - Сотворение - ч. 1

АДАМ И ЕВА - В религии - ч. 2

АДАМ И ЕВА - В религии - ч. 3


Источник: enc.vkarp.com

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.