?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

Лебединое озеро, раньше и теперь






Одним из самых ярких примеров постоянной изменчивости произведения искусства является
самый известный в мире балет "Лебединое озеро", приписываемый П.И.Чайковскому.


Композитор писал музыку к либретто совершенно иного содержания, чем то, что даётся в
разных театрах в 20-21 столетиях; стиль танцев в театре, на который ориентировался
Чайковский, радикально отличался от того модернизма, который превратил этот балет в
эротическое шоу (как и весь балет 20-го столетия) в последующие времена.





Московская труппа, впервые ставившая "Лебединое озеро" в 1877 году, работала в жанре
характерного танца и сюжетного пантомимного действия. Чтобы было понятнее, чем был
тогда балет, нужно вспомнитьнемое кино начала 20-го столетия — это чистый пример пантомимы.





Но впоследствии постановки танцев в "Лебедином озере" осуществлялись в современных стилях
и жанрах, к которым была приучена публика в данный момент. Классический вид этот балет,
в том числе по наконец-то оформившемуся сюжету, приобрёл только к 1953 году в СССР
(постановка В. П. Бурмейстера).





Фактически в этом балете мы имеем плод коллективного творчества разных театров на
протяжении ста лет. Имя Чайковского — только торговая марка, ставящаяся на то, от
чего сам композитор, наверное, пришёл бы в ужас. Его музыка только используется
постановщиками, разные куски музыки даются в разных постановках в разных комбинациях.





Впрочем, не известно, Чайковского ли эта музыка — при жизни композитора, как кратко
сообщается в справках о балете, было издано только переложение балета для клавира;
что там находилось, насколько музыка отличалась от той, что звучит сейчас, никому
не известно.





Насколько балет в царской России отличался от балета 20-го столетия при социализме,
видно по историческим фотографиям периода 1895-1912 гг.





Уже одна одежда танцоров и танцовщиц показывает, что в ней не возможны были те
акробатические трюки, которые составляют главную черту современного балета; невозможна
и та душераздирающая экспрессия любовных драм, выражаемая в движениях современного
балета; это фотографии балета, относящегося скорее к жанру пантомимы, и имеющего
мало общего с современным балетом.





Обращает на себя внимание целомудренность и скромность одежды участниц и участников
балета 1895-1912 гг. Наряды женщин: юбки значительно ниже колен; это не современные
"пачки", открывающие всё исподнее танцовщицы.





Совершенно очевидно, что в то далёкое время не известны были задирания ног выше головы.
Наряды мужчин ещё более массивные и сковывающие движения. Здесь нет и той эротики,
которая так привлекает к балету в наше время гомосексуалистов: нет тонких трико,
обтягивающих ягодицы и гениталии танцоров, и скорее выставляющих их на всеобщее
обозрение, чем скрывающих.





В СССР, где официально эротика была запрещена, на самом деле она процветала в том явлении,
что пришло на смену прежнему балету, так что широкие массы населения от таких запретов
ни в чём не терпели урона, а наоборот, получили настолько возбуждающее зрелище, о котором
в прежние времена не могли и мечтать. Балет стал иметь репутацию чего-то неприличного,
хотя, конечно, никто не спорил с тезисом, что это высокое искусство, облагораживающее
зрителя и т.д.





Но облагораживать ведь можно и без огромных бугров, красующихся между ног танцора, и без
задирания юбок и ног танцовщиц, и без иных эротических действий, имеющихся в современном
танце. Однако в наше время облагораживают зрителя именно так.





Итак, во всех аспектах — от музыки и сюжета до духа зрелища — современный балет "Лебединое озеро" имеет не так уж много общего с тем, что задумывал Чайковский и его соавторы.

PS

Из рассказа А.П.Чехова "Произведение искусства":

"...доктор медленно почесал за ухом, крякнул и нерешительно высморкался.
- Да, вещь, действительно, прекрасная, — пробормотал он, — но... как бы выразиться,
не того... нелитературна слишком... Это уж не декольте, а чёрт знает что...
- То есть почему же?
- Сам змий-искуситель не мог бы придумать ничего сквернее. Ведь поставить на столе
такую фантасмагорию значит всю квартиру загадить!
- Как вы странно, доктор, смотрите на искусство! — обиделся Саша. — Ведь это
художественная вещь, вы поглядите! Столько красоты и изящества, что душу наполняет
благоговейное чувство и к горлу подступают слезы! Когда видишь такую красоту, то
забываешь всё земное... Вы поглядите, сколько движения, какая масса воздуху, экспрессии!
- Всё это я отлично понимаю, милый мой, — перебил доктор, — но ведь я человек семейный,
у меня тут детишки бегают, дамы бывают.
- Конечно, если смотреть с точки зрения толпы, — сказал Саша, — то, конечно, эта
высокохудожественная вещь представляется в ином свете...
... Это не фотография, в стол не спрячешь! "



Источник: anti-myth.freevar.com

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Простите, а зачем вы перепостили эту желтую хрень? Понятно, что балет XIX века сильно отличался от нынешнего, но преподносить его как стриптиз того времени - верх маразма. Ну и сомневаться в авторстве композитора Чайковского сейчас тоже не принято - Чайковский, в принципе, писал музыку для балетов, не считая это зазорным.

Насчет музыки -
то, что написал Чайковский, и то, что сейчас представляет балет Лебединое озеро резко отличаются. Либретто было произвольно пересмотрено, несмотря на то, что есть предположение, что либретто писал сам Чайковский. Партитура также была перекомпонована - в неё ввели фрагменты и другой музыки Чайковского, не только балетной. То-есть, в настоящее время - это балет не "Лебединое озеро" Чайковского, а солянка из произведений Чайковского.
Конечно партитуры меняют вообще часто, но именно "Лебединое озеро" переделывали очень безжалостно - что именно и хотел донести автор статьи, как я поняла его.
Ну а насчет эротики в балете - согласна, что подается в статье немного с желтым привкусом. Но где-то есть червячок сомнения по каким канонам наш балет стал впереди планеты всей одно время?
Мастерство, традиции - согласна, это несомненно. Ну а ещё что?
Так что не думаю, что статья чисто для желтой прессы - поэтому и перепостила. Ну а там , дальше - кто как воспринимает.


  • 1