Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Лебединое озеро, раньше и теперь






Одним из самых ярких примеров постоянной изменчивости произведения искусства является
самый известный в мире балет "Лебединое озеро", приписываемый П.И.Чайковскому.


Композитор писал музыку к либретто совершенно иного содержания, чем то, что даётся в
разных театрах в 20-21 столетиях; стиль танцев в театре, на который ориентировался
Чайковский, радикально отличался от того модернизма, который превратил этот балет в
эротическое шоу (как и весь балет 20-го столетия) в последующие времена.





Московская труппа, впервые ставившая "Лебединое озеро" в 1877 году, работала в жанре
характерного танца и сюжетного пантомимного действия. Чтобы было понятнее, чем был
тогда балет, нужно вспомнитьнемое кино начала 20-го столетия — это чистый пример пантомимы.





Но впоследствии постановки танцев в "Лебедином озере" осуществлялись в современных стилях
и жанрах, к которым была приучена публика в данный момент. Классический вид этот балет,
в том числе по наконец-то оформившемуся сюжету, приобрёл только к 1953 году в СССР
(постановка В. П. Бурмейстера).





Фактически в этом балете мы имеем плод коллективного творчества разных театров на
протяжении ста лет. Имя Чайковского — только торговая марка, ставящаяся на то, от
чего сам композитор, наверное, пришёл бы в ужас. Его музыка только используется
постановщиками, разные куски музыки даются в разных постановках в разных комбинациях.





Впрочем, не известно, Чайковского ли эта музыка — при жизни композитора, как кратко
сообщается в справках о балете, было издано только переложение балета для клавира;
что там находилось, насколько музыка отличалась от той, что звучит сейчас, никому
не известно.





Насколько балет в царской России отличался от балета 20-го столетия при социализме,
видно по историческим фотографиям периода 1895-1912 гг.





Уже одна одежда танцоров и танцовщиц показывает, что в ней не возможны были те
акробатические трюки, которые составляют главную черту современного балета; невозможна
и та душераздирающая экспрессия любовных драм, выражаемая в движениях современного
балета; это фотографии балета, относящегося скорее к жанру пантомимы, и имеющего
мало общего с современным балетом.





Обращает на себя внимание целомудренность и скромность одежды участниц и участников
балета 1895-1912 гг. Наряды женщин: юбки значительно ниже колен; это не современные
"пачки", открывающие всё исподнее танцовщицы.





Совершенно очевидно, что в то далёкое время не известны были задирания ног выше головы.
Наряды мужчин ещё более массивные и сковывающие движения. Здесь нет и той эротики,
которая так привлекает к балету в наше время гомосексуалистов: нет тонких трико,
обтягивающих ягодицы и гениталии танцоров, и скорее выставляющих их на всеобщее
обозрение, чем скрывающих.





В СССР, где официально эротика была запрещена, на самом деле она процветала в том явлении,
что пришло на смену прежнему балету, так что широкие массы населения от таких запретов
ни в чём не терпели урона, а наоборот, получили настолько возбуждающее зрелище, о котором
в прежние времена не могли и мечтать. Балет стал иметь репутацию чего-то неприличного,
хотя, конечно, никто не спорил с тезисом, что это высокое искусство, облагораживающее
зрителя и т.д.





Но облагораживать ведь можно и без огромных бугров, красующихся между ног танцора, и без
задирания юбок и ног танцовщиц, и без иных эротических действий, имеющихся в современном
танце. Однако в наше время облагораживают зрителя именно так.





Итак, во всех аспектах — от музыки и сюжета до духа зрелища — современный балет "Лебединое озеро" имеет не так уж много общего с тем, что задумывал Чайковский и его соавторы.

PS

Из рассказа А.П.Чехова "Произведение искусства":

"...доктор медленно почесал за ухом, крякнул и нерешительно высморкался.
- Да, вещь, действительно, прекрасная, — пробормотал он, — но... как бы выразиться,
не того... нелитературна слишком... Это уж не декольте, а чёрт знает что...
- То есть почему же?
- Сам змий-искуситель не мог бы придумать ничего сквернее. Ведь поставить на столе
такую фантасмагорию значит всю квартиру загадить!
- Как вы странно, доктор, смотрите на искусство! — обиделся Саша. — Ведь это
художественная вещь, вы поглядите! Столько красоты и изящества, что душу наполняет
благоговейное чувство и к горлу подступают слезы! Когда видишь такую красоту, то
забываешь всё земное... Вы поглядите, сколько движения, какая масса воздуху, экспрессии!
- Всё это я отлично понимаю, милый мой, — перебил доктор, — но ведь я человек семейный,
у меня тут детишки бегают, дамы бывают.
- Конечно, если смотреть с точки зрения толпы, — сказал Саша, — то, конечно, эта
высокохудожественная вещь представляется в ином свете...
... Это не фотография, в стол не спрячешь! "



Источник: anti-myth.freevar.com
Tags: балет
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments