?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Офорты Жака Калло

"Отчего, дерзновенный искусник, не могу я отвести взора от твоих
диковинных фантастических листков? Отчего не дают мне покоя твои создания,
часто лишь двумя-тремя смелыми чертами намеченные? Гляжу неотрывно на это
роскошество композиций, составленных из противоречивейших элементов, - и вот
оживают предо мною тысячи и тысячи образов, и каждый зримо и твердо, сверкая
наиестественнейшими красками, выступает вперед, возникая нередко из самых
отдаленных глубин фона, где его поначалу и разглядеть-то было невозможно."

Эрнст Теодор Амадей Гофман


Жак Калло (фр. Jacques Callot, ок. 1592—1635) — французский гравер и рисовальщик, мастер офорта, работавший в стиле маньеризм.


Поскольку как гравюра на дереве, так и резцовая гравюра на меди лишь исключительно в руках выдающихся мастеров представляли собой законченные превосходные произведения, исполненные художественной выразительности и живописности, то в начале XVI века возникает еще один вид гравюры на металле, который стал излюбленным жанром для многих великих художников – это офорт.



ЖАК КАЛЛО Вид Сены, 1610-е




Основное его достоинство – легкость в изготовлении, чего нельзя сказать ни о резцовой гравюре, ни о ксилографии. Дело в том, что если в двух поименованных техниках нужно прорезать вручную линии на дереве или металле, то в офорте всю эту труднейшую работу выполняет кислота.

Металлическая доска (в XVI чаще железная, в XVII-XVIII медная, позднее - цинковая), употребляемая для обычной резцовой гравюры, покрывается специальным грунтом, устойчивым к воздействию кислоты. На доску, посредством острой стальной иглы, проникая сквозь мягкий грунт, наносится рисунок. После этого доска помещается в азотную кислоту (медная – в раствор хлорного железа), и нанесенный иглой рисунок протравляется до желаемой глубины. После этого грунт смывается с доски, втирается краска и делается оттиск.

Если говорить о мастерах, то особенно стали известны офорты французского мастера первой трети XVII века Жака Калло, воспроизводящие разнообразные, часто красноречивые, сцены современной жизни.

Калло создал новую технику гравюры и новую манеру рассказчика-рапсода, он оказал своим "Миром микрокосма" плодотворное и сильное влияние на бесчисленных граверов всех стран, всех времен.



ЖАК КАЛЛО Искушение Святого Антония. 1634–1635

Жак Калло родился в 1592 или 1593 г. в Нанси, в многодетной семье Жана Калло, герольда Лотарингии. С детства проявлял страсть к рисованию, стремясь изобразить все, что видел на улицах Нанси.
В 1609 г. отправился пешком в Рим, по одной из версий — с бродячими цыганами. В мастерской известного гравера Антонио Темпесты юный художник освоил искусство офорта.
С 1611 г. Калло работал во Флоренции, где в 1612 г. поступил учиться в мастерскую Джулио Париджи. Искусство Калло завоевывает ему популярность — французский художник работает при дворе Медичи.
В 1617 г. Калло открывает новый вид кислотоупорного лака, который позволяет ему существенно изменить и усовершенствовать технику гравирования.



ЖАК КАЛЛО «Избиение невинных»

В 1621 г. умирает флорентийский покровитель Калло, Козимо II Медичи, и художник возвращается во Францию.
В 1627—1629 г. он совершает путешествие в Нидерланды, с 1629 по 1631 г. живет в Париже.
Все путешествия Калло находят отражение в его острохарактерных работах — он изображает типажи и виды Лотарингии, Италии, Франции, создает портреты военных, циркачей, нищих, актеров и т. п.

Людовик XIII предлагает ему высокооплачиваемую работу, но художник отказывается (по одной из версий, он, будучи патриотом Лотарингии, не мог простить королю тот факт, что войска Ришельё в то время осаждали это герцогство).

Калло умер 28 марта 1635 г. в родном Нанси.



ЖАК КАЛЛО Синьора Лучия — Трастулло

В гравюрах Жака Калло поражает не только виртуозная техника и мастерство композиции, но также вариативность, разнообразие сюжетов, к которым обращался мастер: тут и благочестивые религиозные композиции — библейские сюжеты, образы святых, — и изображения торжественных празднеств, затеваемых двором Медичи во Флоренции и лотарингской аристократией в Нанси, и уличные представления итальянской комедии дель арте, простые городские зарисовки, образы людей из разных слоев общества, и, наконец, жестокая панорама военного времени со сценами грабежей, насилия, пожаров, убийств — труднейшего для Европы периода Тридцатилетней войны (1618–1648).

Жак Калло создал несколько серий гравюр:

Серия «Большие бедствия войны»



ЖАК КАЛЛО «Расстрел». Из серии «Большие бедствия войны». 1632—33.


ЖАК КАЛЛО «Дерево повешанных». Из серии «Большие бедствия войны». 1632 - 1633.



ЖАК КАЛЛО «Раненые и калеки». Из серии 'Бедствия войны'. 1633


Серия «Персонажи итальянского театра»



ЖАК КАЛЛО Персонажи итальянского народного театра Комедии дель Арте.


Серия «Каприччи», 1617, 1623



ЖАК КАЛЛО Из серии 'Каприччи'. 1617



ЖАК КАЛЛО «Крестьянин, снимающий башмак» Из серии «Каприччи»,


Серия «Балли», 1622



ЖАК КАЛЛО «Франческина и Джанфарина». Из серии «Балли ди Сфессания» («Танцы беззадых», 1622

"Балли ди Сфессания" Название серии совпадает с названием популярного танца, которое встречается в описании неаполитанского карнавала 1588 года.
К этой серии офортов Калло в своих лекциях рекомендовал обращаться В. Мейерхольд с целью развития воображения и знакомства со стилем гротеск.



Серия «Жизнь блудного сына»



ЖАК КАЛЛО «Блудный сын» Из серии «Жизнь блудного сына»


Серия «Гобби»



ЖАК КАЛЛО Из серии «Гобби»



ЖАК КАЛЛО «Бурлескный скрипач» Из серии «Гобби»


Серия «Месяцы»



ЖАК КАЛЛО «Март» Из серии «Месяцы,»


Серия «Цыгане»



ЖАК КАЛЛО . Из серии 'Цыгане'. 1621


Серия «Лотарингское дворянство»



ЖАК КОЛЛО «Дама в маленькой шляпе...» Из серии «Лотарингское дворянство



ЖАК КОЛЛО Из серии «Лотаргинское дворянство»


Серия «Нищие»



ЖАК КАЛЛО «Старуха с четками». Из серии «Нищие». 1622.



ЖАК КАЛЛО «Слепец с собакой». Из серии 'Нищие'. 1622


Серия «Три Панталоне»



ЖАК КАЛЛО «Кассандр». Из серии «Три Панталоне». 1620-е гг.



Серия «10 итальянских пейзажей»



ЖАК КАЛЛО «Водяная мельница». Из серии «10 итальянских пейзажей». 1620-е гг.

Имя Жака Калло для французского искусства столь же знаково, как имя Рембрандта для искусства голландского или Дюрера для немецкого. Творчество художника еще при его жизни было высоко оценено знатоками и коллегами по цеху. Буквально с самого момента создания гравюры мастера привлекали большое внимание ценителей искусства; хорошо известно, что Рембрандт коллекционировал его офорты. ЖАК КАЛЛО



ЖАК КАЛЛО «Два Панталоне» 1616

В 1645 году, спустя десять лет после смерти Калло, его ученик Абраам Босс опубликовал трактат об искусстве офорта, в котором подробно изложил суть новых технических приемов, изобретенных учителем. Этот трактат стал фактически настольной книгой для всех, кто занимался гравюрой в XVII веке да и в последующие столетия тоже.



ЖАК КАЛЛО Франка Трипа — Фрителлино


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Очень хотела найти в интернете серии «Лотарингское дворянство» и "Нищие", но вот не знаю, где полностью выложены... Не нашла.

«Лотарингское дворянство» я нашла только 4 ..
А вот нищие много - только в разных местах.
Я вот "месяцы" не смогла всё найти. Наверно надо ещё поискать

  • 1