?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Мушки и проститутки в живописи



Мушки




Одна из наиболее узнаваемых черт моды XVIII века, сохранявшая популярность на всем
его протяжении, — мушки. Некоторый упадок интереса к мушкам наблюдается с 1780-х годов,
в эпоху предромантизма, когда начала цениться «естественная» красота и женщины стали
постепенно отказываться от тяжелого макияжа, отличавшего предшествующий период.





Однако и в это время мушки продолжали носить многие пожилые дамы, верные привычкам
своей молодости.





В действительности мушки использовались для того, чтобы лучше оттенить фарфоровую белизну
кожи (вернее, покрывавшего ее слоя грима, обычно — свинцовых белил, о вреде которых
заговорили позже). Но в карикатуре уже в начале XVIII века мушки приобрели свой смысл:
они обозначали модную женщину, а значит, в глазах моралистов, кокетку и даже распутницу.
Подписи к некоторым картинкам намекают на то, что основным назначением мушек было
скрыть следы сифилиса.





В зависимости от местоположения на лице мушка означала тот или иной настрой дамы:
• в середине лба - неприступность;
• в уголке рта - "я милостива сегодня";
• под нижней губой - скромность;
• над верхней губой - кокетливость;
• в складочке улыбки - легкомыслие;
• на виске у левого глаза - страстность;
• на виске у правогоглаза - "я склонна вас немного потиранить";
• на подбородке - "люблю, да не вижу";
• на середине щеки - любезность;
• а если чуть выше - "я согласна";
• под носом - "мы должны расстаться".

Растиражированная в гравюре серия картин Уильяма Хогарта «Карьера проститутки» дает
характерный пример подобного переосмысления мушек: их появление — недвусмысленный
знак падения героини.


От Уильяма Хогарта - «Карьера проститутки»


Мушки на лице героинь этих картин показывают и настроение, и статус, и изменения
в жизни. Картины полны символизма и горького юмора

Главная героиня названа в честь героини романа Даниэля Дефо «Молл Флендерс» и печально
известной проститутки Кейт Хэкэбаут, которая была сестрой разбойника Фрэнсиса Хэкэбаута,
повешенного 17 апреля 1730 года. Сама Кейт была обвинена в содержании борделя и в августе,
в тот же самый год, была арестована вестминстерским судьёй сэром Джоном Гонсоном.
Серия картин стала очень популярна, и Хогарт использовал свои навыки серебряных дел
мастера для создания гравюр, продавая «ограниченное издание» — 1240 наборов из шести
гравюр подписчикам стоимостью в 1 гинею.




В ловушке сводницы. - Ensnared by a procuress


Молл Хэкэбаут прибывает в Лондон в гостиницу Белл Инн на Чипсайд. Художник делит картину
на 2 части, изображая доброе и злое в левой и правой частях соответственно. С правой
стороны видна разрушающаяся штукатурка гостиницы, из которой выходят печально известный
гуляка полковник Френсис Чартерис и его сутенёр Джон Гурлей, конкурирующий со сводницей
и содержательницей борделя Элизабет Нидэм (Матушка Нидэм) в покровительстве над Молл-
проституткой. Чартерис с довольной ухмылкой предвкушает удовольствия, которые ему даст
молодая проститутка. В левой части гравюры, где стены зданий крепки, лондонцы игнорируют
разыгравшуюся сцену совращения провинциалки: беспечному священнику безразлично положение
девушки, как и его лошадь, свалившая груду кастрюль. Тем временем, Матушка Нидэм
осматривает Молл как лошадь при покупке. Намек содержится в гусе, к которому прикреплена
записка: «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне» (в оригинале «My lofing cosen in Tems
Stret in London»); этот «кузен», возможно, был вербовщиком.
Картина наполнена играми слов и двойными значениями. Вывеска гостиницы (Bell Inn) со
звонком может быть отнесена к Belle (фр. Красавица), девушке, недавно прибывшей из
провинции, и повторяет отчасти силуэты Молл и Нидэм. Ножницы и игольник, висящий на
руке Молл, говорят, что она — швея; мертвый гусь — доверчивость Молл. Падающая груда
кастрюль символизирует «падение» Молл.




Ссора с евреем-покровителем - Quarrels with her Jew protector


Молл — содержанка, любовница богатого еврея-торговца. Она имеет богатый гардероб и
прислугу, держит мальчика-слугу из Вест-Индии и обезьяну. Мальчик, молодая служанка,
а также обезьянка, вероятно, предоставлены богатым покровителем. Банки косметики,
маска с маскарада, её квартира украшена картинами, иллюстрирующими её противоречивое
сомнительное положение. Она опрокидывает стол, чтобы отвлечь внимание торговца, в
то время как служанка помогает скрыться второму любовнику.




Арест - Apprehended by a magistrate


Молл из содержанки стала обычной проституткой. Её горничная теперь старая, больная
сифилисом тетка. Её кровать — её единственный главный предмет мебели, а поза кошки
иллюстрирует настоящее положение Молл. Шляпа ведьмы и пруты березы (розги) на стене
предполагают или чёрную магию, или, вероятно, то, что её профессия подразумевает,
помимо прочего, ролевые игры (сексуальные) и садомазохизм. Портреты её героев находятся
на стене: преступник Мачете (Macheath) из «Оперы нищих» и государственный деятель
Уильям Сачеверелл; над их портретами стоят 2 склянки с лекарствами от сифилиса.
Коробка из-под парика, что над кроватью, принадлежит бандиту Джеймсу Далтону (повешен
11 мая 1730), намекает на сексуальную связь Молл с преступником. Судья сэр Джон Гонсон
с тремя вооружёнными помощниками шерифа входит, чтобы арестовать Молл за её действия.
Молл хвастается новыми часами (возможно, подарок от Далтона, возможно, украденными
у клиента) и выставляет свою левую грудь. Взгляд Гонсона, однако, уставлен на шляпу
ведьмы или парик, висящий на стене.




Сцена в Брайдвелле - Scene in Bridewell


Молл в тюрьме Брайдвелл. Она отбивает пеньку для петель палача, в то время как тюремщик
угрожает ей и заставляет работать. Служанка улыбается тому, что жена тюремщика отбирает
у Молл платье, да и служанка, кажется, носит ботинки Молл. Заключенные идут слева направо
в порядке уменьшения благосостояния: человек, который привёл с собой собаку — шулер,
дополнительная карта которого выпала; женщина; ребёнок, возможно, страдающий синдромом
Дауна, и беременная африканская женщина, которая, возможно, забеременела, когда уже была
подвержена судебному преследованию, поскольку беременные женщины не могли быть казнены
или сосланы. Слева на позорном столбе написано: «Лучше работать, чем так стоять.»
Человек, страдающий на столбе, очевидно, отказался работать.




Умирает, пока доктора спорят - Expires while the doctors are disputing


Молл теперь умирает от сифилиса. Доктор Ричард Рок слева и доктор Джин Мизобин справа
спорят о своих медицинских методах. Женщина, возможно сводница Молл и возможно
домовладелица, осматривает имущество Молл, чтобы выбрать себе пригодное, в то время
как горничная Молл пытается остановить грабеж. Сын Молл сидит у огня, возможно
заражённый болезнью матери. Он выбирает вшей из своих волос. Баночки с болеутоляющими
лежат разбитые на полу. Одежда притягивает Молл к полу, как если бы привидения тащили
её в загробную жизнь.




Похороны - The funeral.


В заключительной сцене Молл мертва. Запись на крышке гроба свидетельствует, что она
умерла в возрасте 23 лет 2 сентября 1731. Пастор проливает свой бренди, поскольку он
держит руку под юбкой девки рядом с ним — она выглядит довольной. Сын Молл беспечно
играет, а пьяная сводница Молл (справа) искренне убивается, глядя на то, как гроб её
«воспитанницы» используют в качестве барной стойки; её бутылка с бренди ужасно
ухмыляется. Носящая траур проститутка крадёт носовой платок её утешителя. Другая
проститутка показывает свой больной палец товарке-шлюхе, в то время как ещё одна
женщина прихорашивается у зеркала, даже при том, что на её лбу видна сифилитическая
язва. Сын Молл беспечен: он сидит, играя под телом своей матери, неспособный понять
происшедшего, фигурально обреченный на смерть. Дом, в котором стоит гроб с телом
Молл, имеет иронический герб на стене, изображающий шеврон с тремя затычками,
символизируя «пролитие» пастора, пролившийся бренди и последний выдох Молл.




Автопортрет, 1745.


Основоположником реализма в английской живописи был Уильям Хогарт (William Hogarth)
(1697—1764). Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко
осмыслить действительность своего времени с типичными для нее явлениями: хищным
стяжательством, социальными контрастами, столкновениями
William Hogarth (1697—1764) - английский художник, основатель и крупный представитель
национальной школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель
новых жанров в живописи и графике.
Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко осмыслить
действительность своего времени с типичными для нее явлениями: хищным
стяжательством, социальными контрастами, столкновениями

Известные серии его картин:

«Карьера мота»
«Модный брак»
«Карьера проститутки»
«Выборы в парламент»
«Прилежание и леность»
«Четыре стадии жестокости»

Источник: Википедия

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
А еще у Хогарта есть серия гравюр Улица пива и Улица джина :)


Это пиво:





Это джин:





Спасибо, их-то я и имел в виду! Целая книга ведь.
На Улице пива покой и достаток, а контора ростовщика (у него на вывеске три шара) заколочена. А на Улице джина все наоборот. Ростовщик процветает, а остальные обитатели дерутся за кости с собаками.

  • 1