Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Адам и Ева - 6 - XV – XVII века




Адам и Ева в изобразительном искусстве


АДАМ И ЕВА , XV – XVII века - ч. 6


Среди живописцев пятнадцатого – семнадцатого веков, обращавшихся к образу Адама и Евы
Мазаччо, Г. ван дёр Гус, А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Рафаэль, Лука Лейденский,
Я. Госсарт, Тинторетто, X. Голциус, Б. Спрангер.




Бартоломеус Спрангер. Первородный грех.


Пожалуй, первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей,
были нидерландские мастера – братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского
алтаря, созданного в 1422-1432 годах для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной
двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено двести
пятьдесят восемь человеческих фигур, в том числе и Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт,
и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен
воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от
центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением.
Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге»
Михаил Герман:
"Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося
с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти. Они входят
в алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак,
настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые."




Ян и Губерт ван Эйк.
Адам . Створки Гентского алтаря. Фрагмент. 1422-1432 г.




Ян и Губерт ван Эйк.
Ева. Створки Гентского алтаря. Фрагмент. 1422-1432 г.


Самая поразительная из фресок Томмазо Мазаччо капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария
дель Кармине во Флоренции — «Изгнание Адама и Евы из рая» (1428 г.). Немного найдется
в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь
сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом,
каждой складкой тела говорят о горе. Главное здесь – не библейский сюжет и не внешние
детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам,
закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом
искаженного криком рта.




Томмазо Мазаччо.
Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска. Капелла Бранкаччи. Флоренция. XV в.


В итальянской живописи тема разрабатывалась Паоло Уччелло (фреска «Первородный грех»,
1432-36 гг.) и художником сиенской школы Джованни ди Паоло («Изгнание из рая»).




Фреска Паоло Уччелло. Сотворение Евы и Первородный грех.




Джованни ди Паоло. Изгнание из рая.


Во фламандский живописи второй половины XV века к образам Адама и Евы обращались
Ганс Мемлинг («Адам и Ева») и Хуго ван дер Гус («Грехопадение»).




Хуго ван дер Гус. Грехопадение. 1480 г.


В Нидерландах в первые годы шестнадцатого века к теме Адама и Евы обращается
Иероним Босх — «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд».




Иероним Босх.
Воз сена. Левая створка.


На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному,
но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок.
В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей – создание Евы,
грехопадение и изгнание из рая.




Иероним Босх.
Страшный суд. Левая створка.


В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы,
но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа.
Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской»
композиции к правой — «адской». Адам и Ева выглядят у Босха трогательно невинными —
первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир
изначально порочен, и грехопадение — не трагическая случайность, но закономерное
начало мировой истории.




Иероним Босх.
Сад земных наслаждений. Рай.Левая створка.


Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов
человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом.
Микеланджело создаёт на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане I фрески «Сотворение
Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая». Во фреске на потолке
Сикстинской капеллы. Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное создание,
словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая
свои поступки личность. Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно
встречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея,
ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая
фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами
панно – там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.



Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.




Микеланджело. Сотворение Евы. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.




Микеланджело. Грехопадение. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.


К фигурам Адама и Евы обращаются Якопо Тинторетто – «Искушение Адама» (1550 г.),
П. Веронезе — «Сотворение Евы» (1575 – 1580 г.), Тициан — «Грехопадение» (ок. 1570 г.),
Леонардо да Винчи – рисунок «Адам и Ева», Рафаэль — «Адам и Ева» (1509-1511 гг.).




Паоло Веронезе. Сотворение Евы. 1575 – 1580 г.




Тициан. Грехопадение.




Рафаэль. Адам и Ева. 1509-1511 гг.


То, что Адам и Ева — мужчина и женщина, что их прозрение, их стыд за свою наготу
означали пробуждение чувственной любви, впервые нашло отражение в работах Альбрехта
Дюрера. Он создает на эту тему ряд гравюр, а также две парные картины – «Адам» и «Ева».
Отметим, что в немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение
полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Картины первоначально
предназначалась для заказного алтаря, но по неизвестным причинам он так и не был
написан.
Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их
тела должны являть образец совершенной красоты. Его Адам и Ева пленительно красивы,
но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность
его подруги.




Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1504 г.




Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г.


На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» написанной в 1517 году Адам, едва
отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 года Ева
выглядит стыдливо-целомудренной.




Ганс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1517 г.




Ганс Бальдунг Грин. Адам и Ева. 1531–1535 гг.


А вот у Лукаса Кранаха Старшего создавшего семь композиций на тему грехопадения,
Ева кокетлива и соблазнительна.



Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1526 г.




Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.




Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1531 г.




Лукас Кранах Старший. Адам и Ева.




Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1538 г.




Лукас Кранах Старший. Эдем.


В XVII веке к образам Адама и Евы обращаются Рембрандт («Адам и Ева», 1638 г.),
Якоб Йорданс («Искушение Адама и Евы», 1640 г.), Адриан ван дер Верф («Адам и Ева»)
и Хендрик Гольциус («Грехопадение»).




Рембрандт. Адам и Ева. 1638 г..




Адриан ван дер Верф. Адам и Ева.




Хендрик Гольциус. Грехопадение. 1616 г.


Источник: enc.vkarp.com
Tags: адам и ева
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments