?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Адам и Ева - 9 - Театр




Адам и Ева в изобразительном искусстве


АДАМ И ЕВА , драмутургия и театр - ч. 9


Продолжим тему «Адама и Евы». Кто смотрит этот пост впервые – обратите внимание на
предыдущий рассказ. Там собрано довольно много материала об этой практически вечной
темы в искусстве, посмотрите, как менялись представления во времени и в различных
обществах.

Адам и Ева становятся героями театральных представлений уже в средние века, когда
история первых людей служила темой для мистерий.




Анна Ли Мерит. Ева.


Известна средневековая англо-нормандская полулитургическая драма «Действо об Адаме»,
созданная между 1150 и 1170 годом. Она написана на двух языках — латыни и старофранцузском.
В драме доминирует мотив справедливого божественного возмездия за гордыню, проявлённую
Адамом, за непослушание воле всевышнего Бога. В «Действе об Адаме» около тысячи стихов,
по преимуществу восьмисложных. В наиболее торжественных моментах этот стих
заменяется десятисложником — размером эпических поэм. «Действо об Адаме»
состоит из трех эпизодов.

В первом эпизоде воспроизводится грехопадение Адама и Евы, совращенных Дьяволом.
Во втором — убийство Каином Авеля. И в третьем — явление пророков, предвещающих пришествие
Мессии.
Наибольший интерес представляет первый эпизод. Здесь Ева женственно суетна, любопытна и
тщеславна. Адам грубоват, прямодушен и наивен, а потому Еве не составляет особого труда
настоять на своем. Особенно любопытна фигура Дьявола — он наделен чертами вольнодумца и
светского соблазнителя. Дьявол прекрасно знает женскую душу, тонко играет на слабостях Евы:
восхищается ее красотой, сожалеет, что Адам ее недостоин, сулит ей, что он будет «властвовать
над миром».

Другое известное драматическое произведение средневековья, в котором мы встречаемся
с Адамом и Евой – «Мистерия Ветхого завета».




Мистерия Ветхого завета. Сцена соблазна Адама и Евы.
1542 г.


Она состояла из пятидесяти тысяч стихов и насчитывала двести сорок два действующих лица.
Тридцать восемь отдельных эпизодов рассказывали библейскую историю человечества от
сотворения мира до пророчества о рождении Христа.

Вот как изображалось в ней сотворение человека.

В ремарке, согласно библейскому описанию, указывалось, чтобы была собрана в кучу «земля и
грязь», и оттуда незаметно должен появиться Адам. Вначале Адаму полагалось лежать недвижно.
Лишь после того, как бог три раза дунул ему в лицо, Адам оживал. Он выражал восхищение всем
увиденным и, упав на колени перед богом, благодарил его и клялся ему в вечном послушании.

Бог вводил Адама в рай, и тот, как бы утомленный множеством впечатлений, погружался в сон.
Во время сна бог вынимал у него ребро, после чего появлялась Ева, которая также на коленях
благодарила творца и клялась в вечном послушании.
Адам, проснувшись, выражал восхищение Евой и говорил по-латыни, что она кость от его кости
и плоть от его плоти. Бог благословлял супругов, отдавал в их владение рай и удалялся под
ликующее пение ангелов.




Мистерии Ветхого завета. Сцена изгнания Адама и Евы из рая. 1542 г.


Широкое хождение сюжет об Адаме и Еве получает в эпоху Возрождения. Образу Адама посвящали
свои произведения известные европейские драматурги. Ганс Сакс - главный поэт немецкого
Возрождения, майстерзингер и драматург написал «Трагедию о сотворении Адама и изгнании
его из рая»)

Среди драматических произведений XVI века — «Адам и Ева» Я. Руофа, «Адам» Г. Макропедиуса
и «Действо о начале и конце мира» Б. Крюгера.

Голландский драматург и поэт Гуго Гроций в 1601 году написал на этот библейский сюжет драму
на латинском языке «Адам в изгнании».

Немецкий поэт Фридрих Готлиб Клопшток посвятил Адаму и Еве трагедию «Смерть Адама».

Нидерландский поэт и драматург XVII века Йост Вондел окружил Адама в своей драме «Адам в
изгнании» (трилогия «Трагедия трагедий») пафосом борьбы. Библейским событиям он придал
черты событий XVII века. Адам у Вондела - стойкий и мужественный, он не поддаётся искушениям
Сатаны. Но из-за слабости Евы всё же случилось грехопадение, которое здесь осмысливается
довольно необычно: выгоняя людей из Эдема, ангел говорит им о другом Рае, который они
обретут - это рай внутренний, любовь и милосердие внутри человека.

О, если б Ангелов Адам
Себе в пример поставил!
Но, не пошед по их следам,
Он жадно рвался ко звездам
Противу Божьих правил:
Души грехом не отягча,
Он не изведал бы бича!
О, горькая судьбина!
О, Божий если б гнев потух!


К наиболее значительным произведениям для театра, написанным на эту тему в семнадцатом
веке, относятся также трагедия «Адам» Дж. Андреини и опера «Адам и Ева, или Сотворенный,
павший и спасенный человек», Иоганна Тайле.

Библейское сказание было по-новому осмыслено в девятнадцатом веке — изгнание из рая стало
изображаться как поворотный, критический момент в истории человечества на пути его эволюции
от животного к высшему состоянию.

В драме И. Мадача «Трагедия человека» сатана демонстрирует Адаму будущее рода человеческого,
после чего Адам хочет кончить жизнь самоубийством, однако Ева, воплощение материнства,
удерживает мужа от такого поступка и прогоняет искусителя-сатану.

В том же русле написана и драма швейцарского писателя Иоганна Якоба Бодмера
«Смерть первого человека».

К поэме Мильтона восходит литературная основа музыкально-драматических произведений
И. Гайдна — оратории «Сотворение мира» и оперы «Адам».





В начале ХХ века сюжет об Адаме и Еве проблематизируется как, например, в драме «Адам»
А. Наделя и «Портрет планеты» Фридриха Дюренматта.
На первое место выходит богоборческий конфликт между интеллектом (духом) и страстью
(чувством) с тенденцией приоритета чувственного начала (Б. Шоу пятичастная драма
«Назад к Мафусаилу»).

В пьесе Жуана Казаса Фустера «Последний день творения» (1950 г.) два героя – Адам и Ева.
Действие происходит в наши дни.
Судя по примечанию автора, пьеса рассчитана на самые вольные толкования:
«Всякое сценическое прочтение этого текста должно начинаться с решения вопроса о том,
что происходит в 15-й сцене. Я считаю, что Ева собирает вещи и уходит, но мое мнение
стоит не больше любого другого».


Сюжет об Адаме и Еве входит в качестве составной части во многие произведения о сотворении
мира, например комедия Артура Миллера «Сотворение мира».

А немецкий драматург Петер Хакс в 1972 году написал философскую комедия «Адам и Ева»,
являющуюся по сути, драматической обработкой поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай»,
но рассматривающей библейский сюжет с гегелевских позиций.

Первым русским драматургическим произведением, посвященным Адаму и Еве, стала мистерия
XVII века «Жалостная комедия об Адаме и Еве».

В конце XIX – начале XX века символизм библейского сказания об Адаме и Еве неожиданно
получает широкое распространение в русском театре. Так название «Потерянный рай» имела
пьеса, поставленная, по свидетельству Анны Ахматовой в «Бродячей Собаке». Михаил Булгаков
в пьесе «Адам и Ева» описал техногенный конец света в результате газовой войны. А Даниил
Хармс написал водевиль в четырех частях «Адам и Ева».

Юмористическую окраску приобрел сюжет в советском театре. Большой популярностью пользовался
спектакль по пьесе И. В. Штока «Божественная комедия» в Государственном академическом
центральном театре кукол им. С. В. Образцова, премьера которого состоялась 29 марта 1961 года.




Государственный академический центральный театр кукол им. С. В. Образцова.
Сцена из спектакля«Божественная комедия».


Вспоминая, как рождался спектакль, Образцов говорил, что у них на полке лежало «13 вариантов
этой пьесы. Фактически последний вариант этой пьесы уже и был самый спектакль». Режиссеры-
постановщики Образцов, Самодур и режиссер Кусов создали мир в каком-то смысле ради
грехопадения, от которого иронично «танцевал» сюжет пьесы.
«Я уверен вообще, что ирония — не враг лирики, а даже прямой помощник», -
комментировал Образцов.

Создатель: А вас, молодые люди, изгоняю из рая.
Ева: Как? Голыми?
Адам: Без одежды?
Создатель: В чем есть!
Ева: Обойдёмся! Сами будем отвечать за себя.
Захочется делать что-нибудь — будем делать.
Захочется фруктов — съедим!
Захочется детей — родим!

Создатель: Между прочим, рожать будешь в муках!
Ева: Потерпим!


Театр Образцова дал пьесе Штока путевку в жизнь — уже в 1962 году свою «Божественную
комедию» в БДТ поставил Г. Товстоногов.

Не меньше популярностью пользовался балет в трех действиях «Сотворение мира» на музыку
Андрея Петрова по мотивам рисунков Ж. Эффеля (либретто Н. Касаткиной и В. Василёва).
Первое представление состоялось в Ленинградском Театре оперы и балета им. С. М. Кирова
23 марта 1971 года (балетмейстеры Н. Касаткина и В. Василёв).




Сцена из балета «Сотворение мира».


С тех пор пластическое, безсловесное решение этой темы все чаще выходит на сцену. Такова,
например комическая драма без слов «Ева и Адам» в «Markus Zohner Theater Compagnie» в
Лугано (2007 г.) и балет «Адам и Ева» Х. Розенберга.

В 2012 году французский композитор Паскаль Обиспо представил мюзикл «Адам и Ева: второй шанс».

А в России прошла премьера мюзикла «Адам и Ева» на музыку композитора Игоря Демарина.


Адам, первично-красный,
Ликующая плоть.
Из глыбы темно-страстной
Слепил его Господь.

Узывчивая Ева,
Прозрачная душа.
На первый зов напева
Пришла к нему, спеша.

Пришла к нему в невинный,
Сияющий Эдем.
Но этот сад пустынный
Для разума был нем.

И Ева воздохнула,
И поглядел Адам.
И долгий ропот гула
Прошел по Небесам.


Совсем в средине Рая
Красивый куст расцвел.
Адам сказал, не зная,
Что это — женский пол.

И раковина Моря
Раскрылась на кусте,
С зарею цветом споря,
И споря в красоте.

И в страсти обоюдной
Адам склонился к ней.
Обвил их изумрудный
Алмазноокий Змей.


Так пламенно горенье
Струил на них алмаз,
Что скрыл он выраженье
Змеиных этих глаз.

И дерево средь Рая,
Багряное, на снедь,
Растет — тела сжигая,
И жжет — чтобы гореть.

Менять уж невозможно,
Цвети, кто раньше цвел.
Адам сказал неложно,
Что это женский пол.


Константин Бальмонт.

Источник: enc.vkarp.com


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Да, Образцов был явлением в искусстве - почему-то о нем сейчас и не вспоминают, его спектакли исчезли для сегодняшнего зрителя.(

  • 1