?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

АВАНТЮРА




АВАНТЮРА В ИСКУССТВЕ (XIX-XX века ) – 4 (продолжение)


В XIX-XX веках миру предстает новая популяция авантюристов – это уже не просто
искатели приключений. Как правило, это расчетливые негодяи, нарушающие закон
преступники и шпионы.





Лола Монтес. Портрет Йозефа Карла Штилера.


Наибольшей известностью в эту эпоху пользуются такие авантюристы как:
Лола Монтес — танцовщица, любовница Людвига I Баварского;




Джеймс Брук - первый белый раджа Саравака;


«Если бы я только мог привести свое судно в места, где киль британского корабля никогда
еще не бороздил водную гладь, если бы мои ступни коснулись земли, на которую еще не ступала
нога белого человека, если бы я смог увидеть то, что никогда не видели глаза образованного
европейца, увидеть людей, живущих посреди дикой природы, только тогда я был бы по-настоящему
счастлив». Так говорил Джеймс Брук, первый «белый» раджа Саравака на Борнео, и надо признать,
что он практически осуществил свою мечту. Более того, не обладая по рождению ни высоким
общественным статусом, ни особым капиталом, — при помощи лишь смекалки, здравого смысла,
дипломатических способностей, храбрости и гуманности по отношению к туземцам он сумел
составить конкуренцию целым великим державам. А именно — лично вмешаться в процесс
колониальной экспансии и «вырезать» себе на карте мира собственное, приличное по размерам
королевство под пальмами.




Сонька Золотая Ручка.


Сонька Золотая Ручка (Софья Ивановна Блювштейн)
— легендарная российская преступница-авантюристка;




Mata Hari - Маргарета Гертруда Зелле


Мата Хари — дочь нидерландского лавочника, распространявшая о себе слух, что является
дочерью индийской княжны, танцовщица, немецкая шпионка во время Первой мировой войны;




корнет Николай Савин — известный авантюрист, самая громкая из авантюр которого
продажа Зимнего дворца;


Николай Герасимович Савин не был ни прославленным литератором, ни великим актёром, ни,
на худой конец, популярным политиком, хотя частица каждого из этих амплуа в нём
присутствовала. Он всего лишь аферист. Но его имя так или иначе связано с важными
страницами русской истории.




Александр Ставиский — французский финансист-авантюрист. Фотография 1926 года


Основал несколько фиктивных финансовых обществ, больше известен в связи с многомиллионной
аферой с одним из ведущих французских банков — ссудно-закладным банком города Байонны.
Афера Ставиского привела к глубокому политическому кризису во Франции и попытке
фашистского путча в Париже в феврале 1934 года.

Предшественниками авантюрного романа XIX века были исторические романы. Заметный вклад
в становление жанра внесли такие мастера неоромантической прозы, как Александр Дюма
(«Три мушкетёра», «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо») и Эжен Сю («Парижские тайны»)
во Франции и Вальтер Скотт и Р. Л. Стивенсон («Остров сокровищ») в Великобритании.

Так яркими типами авантюристов в исторических романах Александра Дюма являются:
Миледи в романе «Три мушкетера»





и главный герой романа «Граф Монте-Кристо».




С. Самсонов. Иллюстрация к роману А.Дюма «Граф Монте Кристо».


В середине XIX века на волне романтизма и неоромантизма, с характерным для них стремлением
бежать от мещанской повседневности в мир экзотики и героизма, сформировалась особого типа
литература — авантюрный роман. Для нее было характерно резкое деление персонажей на героев
и злодеев, «стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций,
преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки».
Вторая половина XIX и начало XX века — «золотой век» авантюрного романа. Авантюра находится
в центре действия многих романов Дж. Конрада, Р. Хаггарда, П. Лоти, Л. Буссенара, Л. Жаколио
П. Бенуа, Эдгара По, Ф. Марриета, Э. Хоупа, Т. М. Рид, Г. Эмар, Дж. Лондон, Дж. О. Кервуд,
О. Генри, Ч. Диккенса, Ксавье де Монтепена, Гастона Леру, Вс. Крестовского, Дж. Бакена,
Джонстона Маккалли, Бульвер-Литтона.
Один из самых популярных авторов, писавших в авантюрном жанре Жюль Верн (более известный
тем, что заложил основы научной фантастики),





Яркий типа авантюриста Филеас Фогг персонаж его романа «Вокруг света за восемьдесят дней».

Отдал дань авантюрному роману и один из зачинателей детективного жанра — Артур Конан Дойль.





Так в одном из рассказов цикла о Шерлоке Холмсе действует авантюристка Ирен Адлер.
Авантюристы герои Николая Васильевича Гоголя Чичиков («Мертвые души») и Хлестаков
«Ревизор», Ги де Мопассана — Жорж Дюруа «Милый друг».




П. М. Боклевский. «Чичиков»


Но, пожалуй, самыми яркими произведениями классической авантюрной литературы XIX-XX можно
считать «Мадмуазель де Мопен» Теофиля Готье, «Похождения авантюриста Гуго фон Хабенихта»
Мора Йокаи и «Признания авантюриста Феликса Круля» Томаса Манна. В этих романах авантюризм
трактуется как одно из «вечных призваний», как субстрат, а не атрибут персонажа, а
авантюрист как особый психологический тип.




«Признания авантюриста Феликса Круля» Томаса Манна.


В XX веке в литературе образ авантюриста получает дальнейшее развитие. Теперь это нередко
персонаж сатирического произведения или такого произведения, которое несет в себе
сатирические черты — Остап Бендер (И. Ильф, Е. Петров – «Двенадцать стульев», «Золотой
теленок»), инженер Гарин (А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»), Швейк (Я. Гашек
«Похождения бравого солдата Швейка»), Граф Калиостро (Г. Горин «Формула любви»),
Пани Иоанна (И. Хмелевская «Что сказал покойник»).





Впрочем, по-прежнему нередки образы авантюристов в исторических романах
с авантюрно-детективным уклоном.




Таковы, например Анжелика – героиня серии романов Анны и Сержа Голон и Мата Харри
героиня романа Я. Мерфи «Мата Харри».


Авантюра. (Приключение)

Приключение начинается на рассвете
На рассвете каждого дня
Приключение начинается тогда
Когда свет омывает наши руки
Приключение начинается на рассвете
И рассвет указывает нам путь
Приключение это сокровище
Которое мы открываем каждое утро
Для Мартена это железо на наковальне
Для Цезаря вино, что поет
Для Ивона это море пенящееся
Это день что разгорается
Это зерно, которое молотят

Приключение начинается на рассвете
На рассвете каждого дня
Приключение начинается тогда
Когда свет омывает наши руки


Все что мы хотим открыть
Цветет каждый день на углу нашей жизни
Большое приключение, его нужно собирать
Между церковью и мэрией
Между забором дедушки Машана
И прекрасным лесом господина барона
И между виноградником нашего соседа
И нежной улыбкой Мадлоны
Мадлоны

Приключение начинается на рассвете
На рассвете каждого дня
Приключение начинается тогда
Когда свет омывает наши руки
Приключение начинается на рассвете
И рассвет указывает нам путь
Приключение это сокровище
Которое мы открываем каждое утро
Для Мартена это железо на наковальне
Для Цезаря вино, что поет
Для Ивона это море пенящееся
Это день что разгорается
Это зерно, которое молотят

Приключение начинается на рассвете
На рассвете каждого дня
Приключение начинается тогда
Когда свет омывает наши руки

Все то, что мы ищем, чтобы любить
Все вокруг нас и каждое мгновение

На пустынных улицах, в тени лугов
В конце пути, в окружении полей
Стоя на ветру и сея зерно
Наклоняясь к земле, приветствуя ее
Сидя возле стариков и плетя лозу
Лежа на солнце, глотая свет
В свету

Приключение начинается на рассвете
На рассвете каждого дня
Приключение начинается тогда
Когда свет омывает наши руки
Приключение начинается на рассвете
И рассвет указывает нам путь
Приключение это сокровище
Которое мы открываем каждое утро
Для Мартена это железо на наковальне
Для Цезаря вино, что поет
Для Ивона это море пенящееся

Это день что разгорается
Это зерно, которое молотят

Приключение начинается на рассвете
На рассвете каждого дня
Приключение начинается тогда
Когда свет омывает наши руки


Жак Брель.



(Продолжение следует)


Источник: enc.vkarp.com




Posts from This Journal by “авантюра” Tag

  • АВАНТЮРА

    АВАНТЮРА В ИСКУССТВЕ – 5 (окончание) Типы авантюристов в искусстве. Плохой парень — может относиться к любому социальному слою. Он…

  • АВАНТЮРА

    АВАНТЮРА В ИСКУССТВЕ (XVII-XIX века ) – 3 (продолжение) В основе авантюрной линии в современном искусстве нередко лежат те или иные…

  • АВАНТЮРА

    АВАНТЮРА В ИСКУССТВЕ – 2 (продолжение) Прообразами современного типа авантюриста можно считать Одиссея Гомера, героев комедий Плавта,…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Пользователь monsenor сослался на вашу запись в своей записи «АВАНТЮРА » в контексте: [...] Оригинал взят у в АВАНТЮРА [...]

Авантюра, слово-то какое. А уголовный кодекс подразумевает под этим мошенничество и необосванное обогащение :)

Мне кажется, слово авантюра шире

  • 1