Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Ад (продолжение)



Ад в изобразительном искусстве - 1


Древнейшие изображения ада мы находим уже в изобразительном искусстве древнего Египта
и Междуречья. В искусстве древних греков Аид частая тема росписей погребальных ваз.




Персефона наблюдает за Сизифом в Тартаре.
Афинская чернофигурная амфора, ок. 530 до н. э.


В китайском искусстве впервые «Картины ада» были написаны в виде настенных рисунков в
монастыре Юн в древней китайской столице Чанъань в эпоху расцвета династии Тан одним
Даосом по имени Шен У.




«Картины ада». Первый уровень — место, куда помещают самоубийц.


В европейской традиции изображения сцен ада имели своим источником новозаветные тексты,
апокрифы, сочинения «отцов церкви» и трактаты теологов.
Древнейшие в европейском искусстве сохранившиеся памятники с изображениями ада относятся
к VIII-XV векам в иллюстрациях Страшного Суда к «Апокалипсису» и комментариям к нему.
В иллюстрациях к «Апокалипсису» чаще всего ад изображается как огненное море с телами
грешников.
Около XII века в западноевропейском искусстве возникает образ входа в ад как всепожирающей
разверстой пасти (глотки) Сатаны, Левиафана или дракона, в которую входят демоны и падшие
души. Адский огонь также нередко представляется в виде огненной печи или с котлом, стоящим
в центре адского пламени. Всё более детализированным и изощрённым становится изображение
адских мук, дьявола и его слуг.




Ад в виде пасти дьявола. Миниатюра к псалтырю Анри де Блуа.
Середина двенадцатого века.


В византийском искусстве ад изображается как бездна, огненный поток. Иногда олицетворением
ада является Сатана или Аид. Зачастую адские муки олицетворяла женская фигура в пламени
со змеей на груди. Позднее в ряде сцен возникают такие образы как драконоподобный червь,
пожирающий грешников, или Сатана с ребенком (душою грешника) на лоне.




Ад. Деталь из фрески в средневековой церкви Св. Николая в Радуил, Болгарии.


В XIV-XVI веках на формирование живописной концепции ада огромное влияние оказала
«Божественная комедия» Данте. Первой попыткой изобразить ад «по Данте» была фреска
Нардо ди Чионе в капелле Строцци церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Это влияние
ощущается, в частности, у Синьорелли, когда художник преднамеренно изображает ад в
виде кругов — их у него, как и у Данте, девять. Примечательно, что на одной из четырех
фресок орвьетского «Светопреставления» — «Дела (проповедь) Антихриста» — художник
изобразил не только себя и своего предшественника по росписям этой капеллы Фра Анджелико
но портрет Данте. К теме ада и адских мук обращаются и такие художники как — Джотто,
С. Лохнер, X. Мемлинг.




Джотто. Страшный Суд.




Л. Синьорелли. Фреска из цикла «Страшный суд» в соборе
г. Орвието. 1499-1503 гг.




Фра Беато Анжелико. Страшный суд. Фрагмент. 1431 г.




Андреа ди Бонайуто да Фиренце. Сошествие во ад.




Фрагмент. 1365-1368 гг. Стефан Лохнер. Страшный суд.




Маркс Рейхлих. Страшный суд.


В древнерусской иконописи встречаются те же мотивы. Например, в псковских иконах «Сошествие
во ад». Известно пять икон этого извода относящиеся к XV-XVI векам. Несмотря на то, что
иконы создавались в разное время, их композиция практически неизменна. Все пять произведения
принадлежат к так называемому классическому периоду иконописи Пскова.




Икона «Сошествие во ад». XIV-XV вв.


Возможно, к самым известным изображениям ада относится произведения средневекового
голландского художника Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» и «Алтарь св. Антония».




Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500-1510 гг.


Абсолютно новым у Босха оказывается то, что его адский мир обладает собственным порождающим
принципом, своей собственной структурой и своими формальными законами. Уже сам облик адских
существ у Босха совершенно нов. В «Алтаре св. Антония» адские существа - самостоятельные
и неведомые живые существа, соединение всех мыслимых природных видов и разновидностей:
плоды соития колдунов и ведьм, птицы и рыбы, уроды и друды, ночницы и альрауны. Таков и
адский пейзаж Босха. Характерная для босховского ада местность — черные ущелья и пустые,
оставленные Богом земля и море, отчаянная тоска обезлюдевших городов, скверных мест, где
«произрастают» виселицы и приспособления для колесования, где повсюду — трясина и болото.




Иероним Босх. Алтарь св. Антония.
Триптих, центральная часть. Искушение св. Антония.


Именно начиная с Босха, обретает существование адская картина мира. Но если Босх предлагает
своего рода зримую картину ада, то в творчестве Питера Брейгеля Старшего ад отождествляется
с миром сумасшествия как, например, на картине «Безумная Грета». Ад — это и бездна,
затворенная воротами, и некое страшное существо. Брейгель изобразил его чудовищем,
наделенным зубастой пастью, глазами и волосами. Но Брейгель допускает в свой «адский мир»
и элементы комического (гравюра «Христос в преисподней»).




Питер Брейгель Старший. Безумная Грета. 1562 г.


Источник: enc.vkarp.com

Tags: ад
Subscribe

Posts from This Journal “ад” Tag

  • Ад (окончание)

    Все темы - Ад в искусстве АД В МАСС-МЕДИА Не осталось в стороне от «адской» тематики и телевидение. Ад (помимо его частого…

  • Ад (продолжение)

    АД В КИНЕМАТОГРАФЕ В кинематографе ад представлен весьма обильно как экранизациями, так и фильмами по оригинальным сценариям. Одним из первых…

  • Ад (продолжение)

    АД НА СЦЕНЕ Казалось бы невозможно показать ад на сцене. Тем не менее, в китайской традиционной драме путешествия в ад описывались уже с…

  • Ад (продолжение)

    Ад в изобразительном искусстве - 2 В эпоху Возрождения картины ада начинают обогащаться античными образами и персонажами. Сандро…

  • Ад (продолжение)

    Ад в литературе Конечно это Джордж Гордон Байрон - «Видение страшного суда», «Каин», «Манфред», драма в стихах «Каин» Во французской…

  • Ад

    Ад в искусстве – часть 6 В русской литературе XIX века «адская тематика» также имела широкое распространение, в частности в творчестве В. А.…

  • Ад

    Ад в искусстве – часть 5 Тема ада появляется в литературе едва ли не с момента ее возникновения. Первые описания ада мы находим уже в одном из…

  • Ад

    Ад в искусстве – часть 4 ИНДИЯ - ИНДУИЗМ Представления об аде в Индии известны уже в эпоху индуизма. В поздней индуистской литературе…

  • Ад

    Ад в искусстве – часть 3 ЕВРОПЕЙСКИЕ НАРОДЫ В мифологии европейских народов мы встречаем образы близкие по своему значению к термину «ад».…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments