?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Ад (продолжение)




АД НА СЦЕНЕ


Казалось бы невозможно показать ад на сцене. Тем не менее, в китайской традиционной
драме путешествия в ад описывались уже с XIII века.





Ад. Театр теней. Провинция Шэньси. XIX в.


Древнейшим европейским театральным произведением, в котором мы сталкиваемся с описаниями
ада, пожалуй, является немецкая «Мистерия о сошествии Иисуса Христа в ад».
В этой мистерии обыденное и божественное переплеталось самым причудливым образом.




Сцена изгнания Адама и Евы из рая. Мистерия Ветхого завета. 1542 г.


В моралите «Moralite du bien advise et du mal advise» (1475 г.) развивающем мысль о двух
путях — добродетели и порока в финале добродетель попадает в царство небесное, а порок
в ад. А в начале XVI века описания ада встречаются во французских моралите
«Bien avise, mal avise» и «L’homme juste et l’homme mondain» и «L’homme pecheur».

Первые изображения ада на русской сцене относятся к XVII-XVIII векам — в мистериальных
«действах» и школьной драме. Так в Московской духовной академии в ноябре 1701 года была
поставлена пьеса «Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным».
Драма состоит из антипролога (живые картины, аллегорически представляющие содержание
пьесы и объясняемые хором), пролога, трех частей с четырьмя явлениями и заключительным
хором в каждой, и эпилога. Представление изобиловало сценическими эффектами (ангел с
ключом в руках нисходит с неба и открывает адскую бездну — вырывается дым, огонь,
раздаются вопли, в ад среди ударов грома, проваливается тело грешного богача).

Один из наиболее ярких представителей «Золотого века» нидерландской литературы Йост ван
ден Вондел дал описание ада в драме «Люцифер» («Lucifer», 1654 г.).
В 1711 году японский драматург Тикамацу Мондзаэмон, которого часто называют «японским
Шекспиром» написал дзёрури «Гонец в преисподнюю» («Мэйдо-но-хикяку»).
В девятнадцатом веке «адская тематика» проникает в балет и оперу. Особенно широкое
распространение она получила во Франции, где носила скорее юмористический,
чем трагический оттенок:
23 сентября 1840 года в Париже в «Королевской академии музыки»
состоялась премьера балета композиторов Н.-А. Ребера и Ф. Бенуа
«Сатанилла, или Любовь и Ад» в постановке балетмейстера Жозефа Мазилье.
21 октября 1858 года в Париж в театре «Буфф-Паризьен» («Bouffes-Parisiens») прошла премьера
первой редакции оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду» («Orphée aux enfers»).
Оригинальное либретто — Анри Мельяк и Людовик Галеви. Премьера второй редакции в четырех
актах состоялась 7 февраля 1874 года в Париже в театре «Гетэ» («Gaîté»). Сюжет оперетты
основан на мифе об Орфее и Эвридике из древнегреческой мифологии, в котором Орфей должен
спуститься в подземный мир, чтобы вернуть свою возлюбленную Эвридику.



Афиша оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду» («Orphée aux enfers»). 1874 г.


Перу Проспера Мериме принадлежит пьеса «Небо и Ад».
Несколько иные очертания тема ада приобрела в театре ХХ века.
Ад Бернарда Шоу в знаменитом сне Теннера – «Дон Жуан в аду» это место где преклоняются
перед романтической любовью и красотой.
Американскому писателю Эптону Синклеру-младшему принадлежит пьеса «Ад» («Hell»).
Интересно отметить, что эта пьеса в двадцатые годы пользовалась большой популярностью
в СССР, где шла в адаптации Владимира Морилеца и Петра Кожана.
Пожалуй, одним из наиболее известных драматургических произведений, в которых дается
описание ада, является пьеса в одном акте Жана-Поля Сартра «За закрытыми дверями»
(«Huis clos»; варианты названия: «За запертой дверью», «Взаперти», «Нет выхода»)
написанная в 1943 году. Пьеса была написана Сартром для небольшого полулюбительского
театра, главная роль была предложена А. Камю, который принял это предложение, но так
случилось, что первый раз пьеса прошла на сцене одного из крупнейших театров Франции
«Вьё Коломбье» в 1944 году (режиссёр Раймон Руло).




Сцена из спектакля «За закрытыми дверями» («Huis clos»). Théâtre de la Potinière. 1946 г.


В этой пьесе Сартр как бы анатомирует человеческие отношения. Журналист Гарсэн, богачка
Эстель и почтовая служащая Инэс попадают после смерти в закрытое помещение — Ад.
Они не могут ни уйти друг от друга, ни убить друг друга, так как уже мертвы. Герой драмы
делает вывод: ад — это не то, о чем говорят христиане; ад — это другие люди и общение
с ними. И эта «пытка ближним» будет длиться вечно.
Эта пьеса про людей, которые скрывают себя под коркой привычек, обычаев, суждений о них
которые причиняют им страдание, но которые они не стремятся изменить. Ж-П. Сартр.
Пьеса Сартра является одной из самых репертуарных пьес «адской тематики». И хотя в Англии
он была запрещена цензурой, в США она получила премию как лучшая зарубежная пьеса.
Одна из наиболее известных театральных постановок осуществлена в лондонском театре «Arts
Theatre Club» режиссером Питером Бруком (1946 г.).

В 1991 году для передачи «Театр у микрофона» Всесоюзного радио, режиссёр Анатолий Юнников
поставил радиоспектакль «За закрытыми дверями».
В 2007 году американский композитор Энди Ворес написал по пьесе одноактную камерную оперу
«No Exit». Мировая премьера состоялась 25 апреля 2008 года. Исполнена труппой
«Guerilla Opera» в резиденции Бостонской консерватории в небольшом театре «The Zack Box».
А в октябре 2009 года опера Вореса была представлена в чикагской «Opera Vanguard» в
сотрудничестве «Center on Halsted and Praxis Productions».




Сцена из оперы «No Exit». Театр «The Zack Box».


Драма Теннесси Уильямса «Орфей спускается в ад» («Orpheus Descending») написанная в
1957 году, является переработкой более ранней пьесы Уильямса «Битва ангелов»
(«The Battle of Angels», 1940). Впервые была поставлена на Бродвее в 1957 году.




Сцена из балета Энтони Тюдора «Оффенбах в аду». Американский балетный театр.


Метафора ада широко используется в искусстве балета. Например, балет Энтони Тюдора
«Оффенбах в аду» (Американский балетный театр).




Сцена из балета К. Менерта «Ад на земле». Театральная компания «Dorky Park».


В 2006 году балетной труппой Эмио Греко в римском «Teatro Valle» была представлена
премьера балета Розелла Симонари «Ад». А немецкая театральная компания «Dorky Park»
поставила балет К. Менерта «Ад на земле».


В преисподней.

Сорвавшись в горную ложбину,
Лежу на каменистом дне.
Молчу. Гляжу на небо. Стыну.
И синий выем виден мне.

Я сознаю, что невозможно
Опять взойти на высоту,
И без надежд, но бестревожно,
Я нити грез в узор плету.

Пока в моем разбитом теле
Размерно кровь свершает ток,
Я буду думать, пусть без цели,
Я буду звук — каких-то строк.


О, дайте мне топор чудесный —
Я в камне вырублю ступень
И по стене скалы отвесной
Взойду туда, где светит день.

О, бросьте с горного мне края
Веревку длинную сюда,
И, к камню телом припадая,
Взнесусь я к выси без труда.

О, дайте мне хоть знак оттуда,
Где есть улыбки и цветы,
Я в преисподней жажду чуда,
Я верю в благость высоты.


Но кто поймет? И кто услышит?
Я в темной пропасти забыт.
Там где-то конь мой тяжко дышит,
Там где-то звонок стук копыт.

Но это враг мой, враг веселый,
Несется на моем коне.
И мед ему готовят пчелы,
И хлеб ему в моем зерне.

А я, как сдавленный тисками,
Прикован к каменному дну
И с перебитыми руками
В оцепенении тону.


Константин Бальмонт.


Источник: enc.vkarp.com


Tags:

Posts from This Journal by “ад” Tag

  • Ад (окончание)

    Все темы - Ад в искусстве АД В МАСС-МЕДИА Не осталось в стороне от «адской» тематики и телевидение. Ад (помимо его частого…

  • Ад (продолжение)

    АД В КИНЕМАТОГРАФЕ В кинематографе ад представлен весьма обильно как экранизациями, так и фильмами по оригинальным сценариям. Одним из первых…

  • Ад (продолжение)

    Ад в изобразительном искусстве - 2 В эпоху Возрождения картины ада начинают обогащаться античными образами и персонажами. Сандро…

  • Ад (продолжение)

    Ад в изобразительном искусстве - 1 Древнейшие изображения ада мы находим уже в изобразительном искусстве древнего Египта и Междуречья. В…

  • Ад (продолжение)

    Ад в литературе Конечно это Джордж Гордон Байрон - «Видение страшного суда», «Каин», «Манфред», драма в стихах «Каин» Во французской…

  • Ад

    Ад в искусстве – часть 6 В русской литературе XIX века «адская тематика» также имела широкое распространение, в частности в творчестве В. А.…

  • Ад

    Ад в искусстве – часть 5 Тема ада появляется в литературе едва ли не с момента ее возникновения. Первые описания ада мы находим уже в одном из…

  • Ад

    Ад в искусстве – часть 4 ИНДИЯ - ИНДУИЗМ Представления об аде в Индии известны уже в эпоху индуизма. В поздней индуистской литературе…

  • Ад

    Ад в искусстве – часть 3 ЕВРОПЕЙСКИЕ НАРОДЫ В мифологии европейских народов мы встречаем образы близкие по своему значению к термину «ад».…


promo nemihail 15:01, yesterday 69
Buy for 30 tokens
Очень обидно понимать, что мнение простого блогера, который всё поставил на площадку Livejournal, воспринимают в самую последнюю очередь, доверяя всяческим фейкам от совершенно постороннего лица. Сейчас я вам покажу и расскажу, как можно заблокировать абсолютно любой пост, любого блогера.…