?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

Фаина Раневская и Эдит Пиаф



Фаина Раневская и поёт Эдит Пиаф


От Глеба Скороходова .





– Наталью Кончаловскую знаете? – спросила Ф. Г.

– Которая написала самое короткое в мире стихотворение в соавторстве с мужем?
С самим Сергеем Михалковым! Решила потягаться с Чуковским и написать новую,
антибактериальную поэму-сказку для детей.
– Муха села на варенье, – сочинила она первую строчку.
В это время ее позвали к телефону, в коридоре, а Михалков, увидев сочиненное,
добавил свое:
– Вот и все стихотворенье!..





Сергей Михалков


– Кончайте валять дурака, – остановила меня Ф. Г.
Наташа несколько раз звонила мне, приглашала. Я отнекивалась, сколько могла,
но больше тянуть невозможно. Предлагаю вам сопровождать меня завтра в концерт
Натальи Кончаловской,
– сказала Ф. Г. безрадостно.




Наталья Кончаловская


– А что будет петь несравненная? – спросил я.

– Вы меня иногда ставите в тупик: откуда у вас берутся такие приступы слабоумия?
Ерничаете над женщиной, не зная ее! «Я вам не давала никакого повода»,

– процитировала она неизвестно что.
– Мы идем на концерт-лекцию «Поет Эдит Пиаф», и дадут его не в Театре эстрады, а в
Московском университете! В Коммунистической аудитории! Надеюсь, понятно, что такая
аудитория требует соответствующего настроя!





Коммунистическая аудитория журфака МГУ


Священного трепета стены Коммунистической у меня не вызывали: сколько здесь выслушано
лекций Радцига по истории Древней Греции, Ади Яновны по истории советского кино
(был такой факультатив!), докладов и выступлений на комсомольских собраниях.
Правда, на этот раз нас усадили на самые почетные места – в первый ряд, где никогда
мне сидеть не приходилось.




В роли миссис Мак-Дермот в фильме «Встреча на Эльбе». 1949 г.


На сцене появилась дама солидного возраста, но кокетливая и улыбчивая, очень аккуратная:
на лбу тщательно уложенные колечки – одно к одному, отглаженное платье с оборочками и
рюшечками, кружевной платочек, изящно выглядывающий из левого рукава.

– Ах, Париж, Париж, – начала она, – город снов и мечты! Не забыть его площадей,
бульваров, улочек с кафе на открытом воздухе, предназначенных не для буржуа, а для
простолюдинов. В одном из таких кафе меня пригласил на вальс человек с крепкими руками
рабочего.

«Откуда вы такая?» – спросил он.
«Я из Страны Советов, из Москвы», – сказала я. И чудо: он, изумленный, прекратил всякие
ухаживания и только просил об одном:
«Расскажите о вашей стране!..»





Париж, 1949


Кончаловская сделала глаза и заговорщицки кивнула Раневской. Опешившая Ф. Г.
растерянно улыбнулась и незаметно толкнула меня в бок:
– Не смейтесь, умоляю!..
Как ей было трудно! Кончаловская на сцене работала для нее, и только на нее. Она обращалась
к ней, рассказывая о судьбе Эдит Пиаф, как бы предлагая разделить вместе с нею страдания
певицы, а когда звучали фонограммы с голосом «парижского воробышка» (почему-то именно это
сравнение пришлось Кончаловской более всего по душе, и она употребляла его без конца),
когда Пиаф запела свои трагические монологи, рассказчица переживала вместе с ней,
успевая посылать Ф. Г. выразительные взгляды: «Ну как?!»




Эдит Пиаф


Слушая певицу, она кивала, показывая, что понимает каждое ее слово, одобряет наиболее,
с ее точки зрения, удачные строфы, а после окончания песни закрывала глаза, не в силах
прийти в себя от нахлынувших чувств и впечатлений и держа паузу. Если же в зале
вспыхивали аплодисменты, Кончаловская вставала со своего кресла и величественно
склоняла перед публикой голову – влево, вправо.




Москва 50-х годов XX века


– Можно ей крикнуть «бис»? – тихо спросил я Ф. Г.

– Прошу вас, тише. Потерпите, – шептала она и тут же делала внимательно-восторженное
лицо.
– Боже, какой позор! Ну, я натерпелась, – говорила Ф. Г., когда мы пошли после
концерта домой.
– Сейчас у нас мерзкие, серые газеты – все на одно лицо. А будь моя воля, я воскресила
бы традиции нэпа и поместила бы рецензию «Страшная месть Коммунистической!». Этот
замучивший нас ленинский тезис о соответствии формы содержанию! еще один такой концерт,
и я подпишусь на полное собрание всех классиков марксизма сразу…





Корней Чуковский


Недавно я прочла очень любопытную статью Чуковского, в «Литературке», кажется, как раз на
эту тему. Корней Иванович вспоминает, что еще до революции купил роскошное издание
«Войны и мира» с многочисленными цветными иллюстрациями. Делал их художник Апиц,
мещанин по натуре и обыватель по восприятию. Чуковский начал в который раз читать
Толстого и не смог! Мешала цветная дребедень с завитушечками, рюшечками и сантиментами!
Так представляете: Корней Иванович заперся в своей комнате, сел у печки и всю ночь
сладострастно вырывал картинки из книги, из всех томов. И жег их. Жег с наслаждением,
пока не убедился, что ни одной не осталось!..
У меня к вам просьба: у вас же есть записи, принесите их, давайте просто послушаем
одну великую Пиаф.





Великая Эдит Пиаф


На следующий день я принес Ф. Г. магнитофон и пленку Пиаф, где записаны двенадцать ее
последних песен. Мы слушали молча. Ф. Г. лежала на тахте, подложив под голову подушки,
и плакала, закрыв глаза ладонями.





Трагическая песня «Белые халаты» напугала ее. Когда я предложил повторить запись, она
сказала:
– Не надо. Мне нельзя. Я очень боюсь.
Это «я боюсь» было сказано и во время чтения второй части зощенковского «Перед восходом
солнца». Я читал роман вслух, Ф. Г. восхищалась удивительным языком его, мыслями,
картинами прошлого, ей знакомого и близкого.




Зощенко Михаил


Когда же Зощенко перешел к выяснению причин своего страха, к поискам истоков нервного
расстройства и стал рассказывать о внезапно появлявшейся в его воображении руке, от
которой он не мог скрыться, Ф. Г. прервала меня:
– Прошу вас, пожалуйста, не надо. Мне нельзя!

После всего, что Ф. Г. видела и пережила в Гражданскую войну: голод, тиф, жестокость
и зверства террора, с трупами, раскачивающимися на фонарях и лежащими неделями на улицах,
– всего, что так гениально описал Булгаков в «Белой гвардии» и «Беге», она заболела:
боялась выходить из дому, переходить дорогу (этот страх сохранился у нее надолго).
Ей пришлось лечиться.




Михаил Булгаков


Болезнь вынудила ее оставить на время сцену: Ф. Г. не решалась ступить на подмостки,
особенно подходить к их краю: ей казалось, что там, где сидят зрители, – обрыв, пропасть,
бездна.
Зощенко пишет о том, как, выяснив причины возникновения своего страха, он смог сам
излечиться, убедить себя, что в основе его боязни лежит не что иное, как цепь
бессвязных совпадений, цепь случайностей, поразивших в детстве его воображение.
Не знаю, как прошло лечение Ф. Г. Может быть, страх перед больницей, перед
необходимостью бросить сцену – лучшее, что у нее тогда было, – победил
остальные страхи. Но когда Раневская появлялась в первом акте
«Странной миссис Сэвидж» в «Тихой обители», догадывалась, где она,
и, испытывая страх человека, которого засадили в психушку, боялась
подойти к рампе, я каждый раз вспоминал ее рассказ о том,
что случилось полвека назад.


Источник: lib.vkarp.com


Posts from This Journal by “Фаина Раневская” Tag

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Связь времен От Глеба Скороходова – Анна Андреевна была деликатнейший человек! Он терпела даже мою…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Мадам Собакевич предлагает От Глеба Скороходова По просьбе Ф. Г. я послал ей в Ленинград свою статью…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Дом с бельэтажем От Глеба Скороходова – Я предлагаю сходить на выставку персидской миниатюры, – сказала Ф.…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Театр на краю Москвы От Глеба Скороходова Раневская в роли Зинки в спектакле «Патетическая…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Так какая же у нее судьба? От Глеба Скороходова – Вы должны сейчас же рассказать мне все, что вы говорите…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Как оскопили человека От Глеба Скороходова После «Пышки», несмотря на успех, Раневская решила больше…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1

Замечательно, спасибо !


Раневскую растащили на цитаты, и она сама как личность за ними пропала

Не для всех ведь...


  • 1