Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Фаина Раневская и Эдит Пиаф



Фаина Раневская и поёт Эдит Пиаф


От Глеба Скороходова .





– Наталью Кончаловскую знаете? – спросила Ф. Г.

– Которая написала самое короткое в мире стихотворение в соавторстве с мужем?
С самим Сергеем Михалковым! Решила потягаться с Чуковским и написать новую,
антибактериальную поэму-сказку для детей.
– Муха села на варенье, – сочинила она первую строчку.
В это время ее позвали к телефону, в коридоре, а Михалков, увидев сочиненное,
добавил свое:
– Вот и все стихотворенье!..





Сергей Михалков


– Кончайте валять дурака, – остановила меня Ф. Г.
Наташа несколько раз звонила мне, приглашала. Я отнекивалась, сколько могла,
но больше тянуть невозможно. Предлагаю вам сопровождать меня завтра в концерт
Натальи Кончаловской,
– сказала Ф. Г. безрадостно.




Наталья Кончаловская


– А что будет петь несравненная? – спросил я.

– Вы меня иногда ставите в тупик: откуда у вас берутся такие приступы слабоумия?
Ерничаете над женщиной, не зная ее! «Я вам не давала никакого повода»,

– процитировала она неизвестно что.
– Мы идем на концерт-лекцию «Поет Эдит Пиаф», и дадут его не в Театре эстрады, а в
Московском университете! В Коммунистической аудитории! Надеюсь, понятно, что такая
аудитория требует соответствующего настроя!





Коммунистическая аудитория журфака МГУ


Священного трепета стены Коммунистической у меня не вызывали: сколько здесь выслушано
лекций Радцига по истории Древней Греции, Ади Яновны по истории советского кино
(был такой факультатив!), докладов и выступлений на комсомольских собраниях.
Правда, на этот раз нас усадили на самые почетные места – в первый ряд, где никогда
мне сидеть не приходилось.




В роли миссис Мак-Дермот в фильме «Встреча на Эльбе». 1949 г.


На сцене появилась дама солидного возраста, но кокетливая и улыбчивая, очень аккуратная:
на лбу тщательно уложенные колечки – одно к одному, отглаженное платье с оборочками и
рюшечками, кружевной платочек, изящно выглядывающий из левого рукава.

– Ах, Париж, Париж, – начала она, – город снов и мечты! Не забыть его площадей,
бульваров, улочек с кафе на открытом воздухе, предназначенных не для буржуа, а для
простолюдинов. В одном из таких кафе меня пригласил на вальс человек с крепкими руками
рабочего.

«Откуда вы такая?» – спросил он.
«Я из Страны Советов, из Москвы», – сказала я. И чудо: он, изумленный, прекратил всякие
ухаживания и только просил об одном:
«Расскажите о вашей стране!..»





Париж, 1949


Кончаловская сделала глаза и заговорщицки кивнула Раневской. Опешившая Ф. Г.
растерянно улыбнулась и незаметно толкнула меня в бок:
– Не смейтесь, умоляю!..
Как ей было трудно! Кончаловская на сцене работала для нее, и только на нее. Она обращалась
к ней, рассказывая о судьбе Эдит Пиаф, как бы предлагая разделить вместе с нею страдания
певицы, а когда звучали фонограммы с голосом «парижского воробышка» (почему-то именно это
сравнение пришлось Кончаловской более всего по душе, и она употребляла его без конца),
когда Пиаф запела свои трагические монологи, рассказчица переживала вместе с ней,
успевая посылать Ф. Г. выразительные взгляды: «Ну как?!»




Эдит Пиаф


Слушая певицу, она кивала, показывая, что понимает каждое ее слово, одобряет наиболее,
с ее точки зрения, удачные строфы, а после окончания песни закрывала глаза, не в силах
прийти в себя от нахлынувших чувств и впечатлений и держа паузу. Если же в зале
вспыхивали аплодисменты, Кончаловская вставала со своего кресла и величественно
склоняла перед публикой голову – влево, вправо.




Москва 50-х годов XX века


– Можно ей крикнуть «бис»? – тихо спросил я Ф. Г.

– Прошу вас, тише. Потерпите, – шептала она и тут же делала внимательно-восторженное
лицо.
– Боже, какой позор! Ну, я натерпелась, – говорила Ф. Г., когда мы пошли после
концерта домой.
– Сейчас у нас мерзкие, серые газеты – все на одно лицо. А будь моя воля, я воскресила
бы традиции нэпа и поместила бы рецензию «Страшная месть Коммунистической!». Этот
замучивший нас ленинский тезис о соответствии формы содержанию! еще один такой концерт,
и я подпишусь на полное собрание всех классиков марксизма сразу…





Корней Чуковский


Недавно я прочла очень любопытную статью Чуковского, в «Литературке», кажется, как раз на
эту тему. Корней Иванович вспоминает, что еще до революции купил роскошное издание
«Войны и мира» с многочисленными цветными иллюстрациями. Делал их художник Апиц,
мещанин по натуре и обыватель по восприятию. Чуковский начал в который раз читать
Толстого и не смог! Мешала цветная дребедень с завитушечками, рюшечками и сантиментами!
Так представляете: Корней Иванович заперся в своей комнате, сел у печки и всю ночь
сладострастно вырывал картинки из книги, из всех томов. И жег их. Жег с наслаждением,
пока не убедился, что ни одной не осталось!..
У меня к вам просьба: у вас же есть записи, принесите их, давайте просто послушаем
одну великую Пиаф.





Великая Эдит Пиаф


На следующий день я принес Ф. Г. магнитофон и пленку Пиаф, где записаны двенадцать ее
последних песен. Мы слушали молча. Ф. Г. лежала на тахте, подложив под голову подушки,
и плакала, закрыв глаза ладонями.





Трагическая песня «Белые халаты» напугала ее. Когда я предложил повторить запись, она
сказала:
– Не надо. Мне нельзя. Я очень боюсь.
Это «я боюсь» было сказано и во время чтения второй части зощенковского «Перед восходом
солнца». Я читал роман вслух, Ф. Г. восхищалась удивительным языком его, мыслями,
картинами прошлого, ей знакомого и близкого.




Зощенко Михаил


Когда же Зощенко перешел к выяснению причин своего страха, к поискам истоков нервного
расстройства и стал рассказывать о внезапно появлявшейся в его воображении руке, от
которой он не мог скрыться, Ф. Г. прервала меня:
– Прошу вас, пожалуйста, не надо. Мне нельзя!

После всего, что Ф. Г. видела и пережила в Гражданскую войну: голод, тиф, жестокость
и зверства террора, с трупами, раскачивающимися на фонарях и лежащими неделями на улицах,
– всего, что так гениально описал Булгаков в «Белой гвардии» и «Беге», она заболела:
боялась выходить из дому, переходить дорогу (этот страх сохранился у нее надолго).
Ей пришлось лечиться.




Михаил Булгаков


Болезнь вынудила ее оставить на время сцену: Ф. Г. не решалась ступить на подмостки,
особенно подходить к их краю: ей казалось, что там, где сидят зрители, – обрыв, пропасть,
бездна.
Зощенко пишет о том, как, выяснив причины возникновения своего страха, он смог сам
излечиться, убедить себя, что в основе его боязни лежит не что иное, как цепь
бессвязных совпадений, цепь случайностей, поразивших в детстве его воображение.
Не знаю, как прошло лечение Ф. Г. Может быть, страх перед больницей, перед
необходимостью бросить сцену – лучшее, что у нее тогда было, – победил
остальные страхи. Но когда Раневская появлялась в первом акте
«Странной миссис Сэвидж» в «Тихой обители», догадывалась, где она,
и, испытывая страх человека, которого засадили в психушку, боялась
подойти к рампе, я каждый раз вспоминал ее рассказ о том,
что случилось полвека назад.


Источник: lib.vkarp.com

Tags: Фаина Раневская, кино, литература, личности
Subscribe

Posts from This Journal “Фаина Раневская” Tag

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Связь времен От Глеба Скороходова – Анна Андреевна была деликатнейший человек! Он терпела даже мою…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Мадам Собакевич предлагает От Глеба Скороходова По просьбе Ф. Г. я послал ей в Ленинград свою статью…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Дом с бельэтажем От Глеба Скороходова – Я предлагаю сходить на выставку персидской миниатюры, – сказала Ф.…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Театр на краю Москвы От Глеба Скороходова Раневская в роли Зинки в спектакле «Патетическая…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Так какая же у нее судьба? От Глеба Скороходова – Вы должны сейчас же рассказать мне все, что вы говорите…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Как оскопили человека От Глеба Скороходова После «Пышки», несмотря на успех, Раневская решила больше…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments