Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Жанровая живопись




Илларион Прянишников

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог,
мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии
художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.





Илларион Прянишников, 1862, Василий Перов


Иллариону Михайловичу Прянишникову принадлежит в истории русского искусства второй
половины 19 века видное место. Один из талантливейших жанристов-шестидесятников,
член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, преподаватель,
он отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи
на разных его этапах.

Прянишников родился в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии в семье
небогатого купца. С детских лет полюбив рисование, он уже в 1852 году поступил в
московское Училище живописи и ваяния, но тяжелое материальное положение заставило
его менее чем через год оставить учебу и работать 'мальчиком' в купеческой лавке.
Только в 1856 году он смог вернуться в Училище и благодаря бескорыстной помощи
преподавателя Е.Васильева, предоставившего ему 'и стол и кров' и добившегося для
Прянишникова права на бесплатное обучение, закончить художественное образование.




«Жестокие романсы». 1881.


Прянишников - один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». Годами он
создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще боле
остропсихологический - на грани трагизма




«Шутники. Гостинный двор в Москве». 1865.


Сюжет картины был навеян одноименной пьесой А.Островского, в 1864 году опубликованной
в журнале 'Современник' и поставленной на сцене Малого театра
Картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве"
(1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное
решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого
достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив
подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку
бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую
галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала
негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших,
что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в
идеальной форме выражать вечные истины.




Художник Студия, 1890, Илларион Прянишников


Каждая страна в мире имеет художников, которые открывают нам видения прошлого о том,
как люди работали, играли, страдали, жили, смеялись, любили и умирали.
Илларион Прянишников был лучшим из них.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую
народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры
русской деревни:




«Спасов день на севере». 1887. Масло




«Крестный ход». 1893. Масло


Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874).




Французский Отступление в 1812 году, 1874,


Он не изображает отступление императора Наполеона из Москвы но, сочувственно относится
к положению пехотинцев Бонапарта.
Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы,
а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали
в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией
Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого,
изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.




Порожняки, 1872, Илларион Прянишников


Его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в
обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения.

Пейзаж в картине Порожняки имеет важный повествовательный подтекст. Этот элемент
произведения помогает раскрыть внутренний мир семинариста: юноша, несмотря на трудности,
стремится к свету и знаниям.
Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не
претендующим на какой-либо социальный урок.




Перед свадьбой «В ожидании шафера». 1891. Масло.


Любовь, свадьба и вот заминка в свадебных планах.




Возвращение с ярмарки, 1883,


На картине мы видим процессию возвращающихся после ярмарки, а вот и сама ярмарка
с одним из развлекательно-пугающих моментов:




Деревянное Колесо обозрения, 1893


А мне нравится вот этот портрет:



«Татарин»


Tags: художник Илларион Прянишников
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments