Top.Mail.Ru
? ?

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

И снова о котах и кошках

Мой котик, подойди, ложись ко мне на грудь,
Но когти убери сначала.
Хочу в глазах твоих красивых потонуть -
В агатах с отблеском металла.
Как я люблю тебя ласкать, когда, ко мне
Пушистой привалясь щекою,
Ты, электрический зверек мой, в тишине
Мурлычешь под моей рукою.
Ты как моя жена. Ее упорный взгляд -
Похож на твой, мой добрый котик:
Холодный, пристальный, пронзающий, как дротик.
И соблазнительный, опасный аромат
Исходит, как дурман, ни с чем другим не схожий,
От смуглой и блестящей кожи.

Шарль Бодлер (Перевод В. Левика)




Кошка: непреходящий символ в изобразительном искусстве





Кто же ее не знает? Она и лучший антидепрессант — грациозна, нежна, воплощение уюта,
— и вместилище пороков: похотлива, ленива, нагла… Но, тем не менее, уже давно заняла
определенное место в человеческой культуре, пройдя долгий путь от божества до
заурядного представителя городской фауны. И, хотя отношение к ней изменилось от
поклонения до простой человеческой привязанности, главное — кошка всегда возвращается
к очагу. За это ее любят уже многие тысячелетия.

Предшественники милых барсиков и мурок не были столь милы и приветливы. Один из храмов
Гелиополиса украшала скульптура кошки — бог Ра в обличии хищного зверя. В зависимости
от времени суток глаза статуи сужались или расширялись (жрецы умело пользовались
достижениями новейших технологий того времени), а изо рта священного животного каждый
час струилась вода. Их каменные изваяния неотступно следовали за фараонами в загробный
мир и там охраняли… правда, главная их охранная миссия заключалась в истреблении грызунов,
мастерски уничтожавших зерновые припасы. Благодаря природной ловкости умелые охотницы
были возвышены до ранга богов, следовательно, изображения их имели магическую силу.





В Древнем Египте кошки были всюду: их ваяли из камня, рисовали на посуде и на стенах
погребальных камер, лепили из глины… На берегах Нила они были священны, а за убийство
зверька даже полагалась смертная кара. Усатых помощниц верховного божества мумифицировали
и хоронили на специальных кладбищах.
Чуть позже, кошка попала в пантеон германцев и служила богине Фрее: в повозку богини
были запряжены две кошки. Пожалуй, на этом ее возвышение завершилось.
В Европу кошка попала через Древнюю Грецию благодаря египтянам и долго считалась животным
экзотическим, «роскошным», поэтому для ловли мышей держали ласку. И только в эпоху
римских императоров маленького хищника начали использовать с практическими целями





В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах,
красивых мозаиках и т. д. Но это далеко не «цари зверей», а лишь союзники в борьбе
с грызунами.

В эпоху средневековья, когда инквизиция объявила войну надвигающемуся на мир хаосу
безверия, кошка оказалась в немилости. Низвергнутая с престола, она на несколько веков
была изгнана на задворки человеческого мировоззрения, и, следовательно — искусства.
На то была еще одна причина: религиозный характер средневековой живописи предписывал
каждому объекту в картине символическую и идейную нагрузку, каждая деталь имела
каноническое значение. И на протяжении веков художники строго соблюдали установленные
церковью правила.





В иконографии христианского искусства наш герой символизировал как лень, так и похоть,
а также обман и измену. На некоторых средневековых изображениях кошки присутствуют
даже в сцене соблазнения Евы в райском саду. Но это редкие случаи, поскольку на картинах
художников того времени животные практически не появлялись, за исключением упоминания
в бестиариях (богато украшенных сборниках сведений, касающихся тех или иных животных,
в том числе и мифических).
Кстати, предметом суеверного страха (из-за ярко выраженной склонности к ночной жизни),
своеобразным символом нечистой силы кошка стала относительно поздно. Существовало поверье,
что дьявол часто принимает обличье черного кота, и его изображали, как правило, сидящим
на плече своей хозяйки-ведьмы.





Подозрительное отношение к котам характерно и для эпохи Раннего Возрождения. Например,
в своей «Тайной вечере» Доменико Гирландайо (1449—1494) «связал» кошку с фигурой Иуды
Искариота, предавшего Христа, тем самым продолжив средневековую традицию неприязненного
отношения к животному, символизировавшему в этом сюжете измену.





Изображение кошки означало также вожделение и в некоторых случаях намекало на древнейшую
профессию. Например, в работе Израэля фон Мекенема «Визит к прядильщице» (1495−1503)
можно увидеть Мурку, лежащую на полу комнаты в которой молодая женщина прядет в обществе
мужчины. Полагается, что на этой картине изображена продажная любовь, а присутствие кошки
указывает на цель визита гостя.





На картине Яна Ван Эйка «Рождение Иоанна Крестителя», изображение котов на переднем плане
вполне вероятно пророчество будущих событий: Иоанна Крестителя обезглавят на банкете царя
Ирода, на котором будут присутствовать эти звери.





Художники Возрождения долго не отступали от канонических символов и это можно увидеть в
картинах нидерландского живописца Иеронима Босха (1450−1516) «Сад земных наслаждений».
На переднем плане, около Древа познания, Бог представляет Еву удивлённому Адаму. Как
обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму
с тёмной водой, кота с мышью в зубах, в данном контексте символизирующего дьявола, жестокость.





А Франциско Гойя, рисуя кошку, желал показать хищные инстинкты
(«Дон Мануэль Озорио де Зуньига. Ребёнок», ок. 1787 г).

Однако постепенно ситуация менялась: оковы религиозных предубеждений слабели, жизнь
становилась комфортней, а уютно греющиеся на печке мышеловы не представляли угрозы,
и даже наоборот — нередко составляли приятную компанию, к тому же в свободную минуту
за ними было так приятно наблюдать!





Для великого ренессансного мастера Леонардо да Винчи кошки стали объектом научного
исследования. «Любая домашняя кошка — это шедевр, созданный природой», — писал Леонардо,
заполняя страницы своего альбома набросками умывающихся, играющих или охотящихся на мышей
и птиц зверьков.
Постепенно кошка отвоевывала свое место не только в доме, но и в живописи, став чуть ли
не записной героиней «домашних» сцен у художников.

Кошка, как правило, соседствует с детьми, к тому же появляется в качестве аксессуара на
портретах и натюрмортах. Нет, она еще не в центре композиции, но уже важная смысловая
деталь произведения. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась
женственность и нежность хозяек, а в статичные натюрморты игривое существо вносило
интригу и действие.



Clara Peeters


Частенько ловкая Мурка изображалась ворующей еду. Впрочем, воровство это изображалось
с юмором и некоторым восхищением ее ловкостью и сообразительностью. Как, например, на
полотне фламандской художницы Clara eeters (1594−1657), создавшей несколько «жанровых»
натюрмортов с очаровательными плутовками в главной роли.

К XVII—XVIII вв. коты незаметно проникли и прочно обосновались в жизни человека.





К середине XVII века вне сомнений кошка уже признается частью семьи (Луи Ленен «Счастливая
семья», 1642 г.), а ее изображение подчас служит метафорой материнства, уютного дома и
вольностей.
Кардинал Ришелье держал десятки любимиц и завещал о них заботиться после его смерти.
В XVIII веке, кошка победоносно шествовала по салонам знатных дам, которые заказывали
портреты своих питомцев медальерам, а прах хранили в изысканных урнах. Антуан Ватто
(1684−1721) и Жан Оноре Фрагонар (1732−1806) изображали их и в пасторальных сценах и
в будуарах дам.
В Англии коты уже вовсю хозяйничали на страницах романов, стихов, картинках как
непременный атрибут счастливой семейной жизни.





В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начал покорение Европы.
Известный английский портретист скакунов Джордж Стаббс (1724−1806), на портрете
рысака Годолфина отразил дружбу животных: коня и черного кота.





Один из самых известных японских кошачьих поклонников — Утагава Куниёси (1798−1861) и
его гравюра «Коты 53 станций Токайдо» служит тому красноречивым подтверждением. Это
пародия на известную серию гравюр «Виды 53 станций Токайдо». Только на этой густо
заполненной гравюре, каждому названию станции соответствует симпатичный усатик.

В XIX веке живописцы уже не придерживались традиционной символики и решали скорее
художественные задачи, а животные для них служили дополнительным средством для
выражения эмоций, подчеркивая настроение или черты характера изображаемых персонажей.





Однако темное прошлое не забыто и на порочную природу животного ссылается Эдуард Мане
(1832 — 1883) в картине«Олимпия» (1863 г.). Изображая черного котенка в ногах обнаженной
женщины, художник передал метафору «женщина-кошка», навеянную творчеством его друга Шарля
Бодлера, в то время переживавшего непростой роман с дамой полусвета. Прогнувшийся котёнок
является классическим атрибутом в изображении ведьм, знаком дурных предчувствий и
изменчивой женской натуры.
Но, как правило, в очаровательных мурлыках художники усматривали
нежность, покой и семейный уют.
У Поля Гогена на картине «Таитяне» спящая средь бела дня кошка — сама нега. Четкий«кошачий
след» мы видим и на полотнах Ренуара: «Женщина с кошкой» словно олицетворяет все нежное
и пушистое в кошачьей (и не только!) натуре.
Еще одна известная работа уже стала истинным символом Парижа — ее можно видеть на майках,
сумках, календарях… Кошка на афише для кабаре Теофила Стейнлена (1896 г.) работы
французского графика, автора альбома рисунков под названием «Кот» — символ ночной жизни.











В ХХ веке коты уже не только участники жанровых сцен — отныне их изображение это
беспроигрышный маркетинговый ход, а творческое воображение художника наделяет их
чертами человека и наоборот. Например, на фантастическом полотне Марка Шагала(1887−1985)
«Париж из окна» (1913) на подоконнике сидит рыжий кот с человеческим профилем.
Пабло Пикассо в картине «Кошка с птицей» (1939) передал хищную натуру зверя: выпущенные
когти, оскаленные клыки, в которых он держит птичку. Это уже олицетворение фашистской
угрозы, набиравшей силу в то время.








Среди художников-котолюбов хотелось бы отметить Маурица Корнелиса Эшера(1898−1972)
известного своими гравюрами на дереве и металле. Создавая из птиц,ящериц, змей и других
животных свои метаморфозы, он не забыл и про котов. «Коммерчески успешную» тему не
обошел вниманием и Энди Уорхолл, впрочем, очень любивший котов.








В наши дни царство котов и кошек на полотнах живописцев можно смело назвать «Котоманией»:
сколько бы ни было искусных фото, рисованные кошки остаются популярным и символичным
арт-объектом.


Источник: artchive.ru - Автор: Елена Настюк


***

Если вы ещё не смотрели самый знаменитый сериал «Клан Сопрано», то узнать всё о нём
и увидеть в хорошем качестве бесплатно все шесть сезонов можно тут.
Повседневная жизнь, полная приключений, разборок отношений в семье, борьба с ФБР,
завлекательная интрига – это всё сериал «Клан Сопрано»




Posts from This Journal by “коты и кошки” Tag

  • Рай для любителей кошек в Японии.

    Таширодзима - небольшой сельский остров у побережья центрального го рода Исиномаки в префектуре Мияги, неофициально известный как “Кошачий…

  • Японский кот

    Манэки-нэко: история и легенда о японском коте-счастливчике Япония — отличная страна для любителей кошек: есть, например, острова, на…

  • Кафе Мокко для кошек.

    Кафе Mocha Cat - это бренд, очень популярный в Японии . Имея десять филиалов, эта популярная сеть знает, как доставить удовольствие в кафе…

  • Кошки – спасатели

    Хутонг: старая тайваньская шахтерская деревня, спасенная кошками. Когда-то это была процветающая шахтерская деревня в…

  • Музей черной кошки

    Неаполь, Италия: первый музей черной кошки. Даже сегодня плакат, созданный художником швейцарского происхождения Теофилем Штайнером, висит в…

  • Кафе котяр и для котяр

    Некобияка: единственное в мире кафе с черными кошками В японском городе-замке Химедзи находится единственное в мире известное кафе black cat…

  • Сколько нам открытий чудных…

    Любопытные похороны домашних животных в Викторианскую эпоху. В XIX веке останки домашнего питомца, особенно домашнего кота, закапывать в…

  • Японский кот-счастливец

    Манэки-нэко: история и легенда о японском коте-счастливчике Япония — отличная страна для любителей кошек: есть, например, острова, на которых…

  • Коты и кошки-11

    Последний пост в серии «Коты, кошки, живопись и литература» Коты и кошки никогда из интернета не пропадут. Можно закрыть все соцсети, все…


Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Уютного мурлычливого субботнего вечера!

Спасибо, целых два мурлычат)

«Тайной вечере» Доменико Гирландайо на одник репродукциях есть котик, на других нет.Странно

Под влиянием фрески Андреа дель Кастаньо Доменико Гирландайо пишет свои Тайные Вечери несколько раз.В его «Тайной Вечере» изображены человеческие характеры, он пытался выразить на их лицах отношение к обсуждаемому вопросу, страсти одолевающие апостолов, поэтому он и переписывал эту картину несколько раз. Ну и соответственно, я так думаю, кошка иногда появлялась на картине.

  • 1