?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Во главе оркестра

Оригинал взят у cleofide




Во главе оркестра


Где стоял дирижер и что делал до того, как стало принято поворачиваться спиной к залу и дирижировать палочкой?

Есть ли какие картины, может быть, или гравюры, где это запечатлено?



Отвечаем: да, картинки такие есть.
Но почему-то считается хорошим тоном не читать того, что пишут музыковеды - практики, разумеется, выше этого.
Ладно бы, не читали доморощенных специалистов, однако пренебрегать немцами, по-моему, всё-таки не стоит.

Выходила в покойной ГДР такая прекрасная и очень познавательная серия Musikgeschichte in Bildern. Это не "История музыки в катинках", и собрание изобразительных материалов, касающихся истории музыкальной практики.
Один из томов этой серии называется "Концерт". Составил его Генрих Шваб. Там не только иллюстрации, но и подробные пояснения с историческими экскурсами.
Серия эта есть в библиотеке Московской консерватории, только, повторяю, ею почти никто не пользуется.
Мне было очень недосуг глубоко вникать в историю вопроса, но кое-что я всё-таки нащёлкала. Прошу не считать это пиратством, я - ради просвещения.



Итак: бал в честь дня рождения принца Вильгельма III Оранского. Гаага, 1686.
Дирижёр - ЕСТЬ. Он ни на чём не играет, а дирижирует свитком нот и следит по партитуре. Стоит лицом к публике. Оркестр по бокам от него.



Едем дальше. 18 век, ранняя классика. Франц Ксавер Рихтер за дирижированием. Та же картина. Свиток в руке, партитура перед глазами, Рихтер машет, стоя лицом к публике.




Вена, 1808 год. Исполнение "Сотворения мира" Гайдна в зале Венского университета - последнее появление Гайдна на публике.
Дедушка в кресле на первом плане, оркестр и хор на сцене.



Исполнением руководили очевидно двое: маэстро за фортепиано и концертмейстер (он стоит справа). Певцы-солисты, тенор и бас, стоят у пюпитров, сопрано сидит.




Ещё раз взглянем на композицию. Дама пытается укрыть шалью ноги озябшего Гайдна. Рядом с дамой (уже не княгиней ли Эстергази?) - князь Лобковиц (он хромал и ходил с палочкой). Считается, что человек в коричневом плаще справа - Бетховен (он там точно был, причем поблизости от Гайдна). Черты лица различить трудно, но что-то есть. И - да, маэстро в тот период носил бакенбарды.




Относительно дирижирования Бетховена картинок не существует, но имеются описания. Он дирижировал без инструмента и, скорее всего, даже без свитка, только руками, причем сильно жестикулировал и всем телом изображал нужные ему нюансы. Эта манера некоторых забавляла, а некоторых удивляла. Даже родной племянник писал ему, что никогда не видел, чтобы так дирижировал кто-то ещё.

По-моему, в замечательном фиьме BBC "Eroica" очень точно показан этот момент перехода от концертмейтерского дирижирования (Антон Враницкий) к авторскому (Бетховен). Поначалу Бетховен не вмешивается (а у Враницкого нет перед глазами партитуры, он руководит оркестром по своей партии), постепенно начинает что-то показывать, и наконец берёт руководство на себя.
Ещё нет никаких правил, но Бетховен их создаёт и выстраивает интерпретацию, а не просто отбивает такт.




Дирижирование первым скрипачом - обычное дело для начала 19 века и даже позже.




Обратим внимание: дирижёр-скрипач пока ещё стоит лицом к залу.
Концерт в Парижской консерватории, 1843.



Если составы были очень большими (а в 19 веке такое любили), то дирижеров могло быть аж целых три.
И все тоже - лицом к залу. Это исполнение "Сотворения мира" в зале Венского общества любителей музыки, 1843.



Лондон, тоже 1843. Концерт в музыкальном зале на Ганновер-сквер.



Луи-Антуан Жюльен дирижирует оркестром в театре Ковент-Гарден, 1846.



А это Лист в сутане аббата - гораздо позже, в 1865 году.



Ну, и самое забавное: дамский оркестр из Германии. 1873 год, Дама-дирижёр, Карл!
А манера и диспозиция, как при дедушке Гайдне.


Posts from This Journal by “музыка” Tag

  • «Реквием по фортепиано»

    Параллельные миры Музыка здесь больше не звучит От фотографа Romain Thiery – Франция, Германия, Болгария, Италия…

  • "Взбитые сливки"

    Гигантские головы и ожившие сладости В Вашингтоне представили спектакль «Взбитые сливки» — причудливую смесь сюрреалистической фантазии и…

  • Музыка Дьявола

    Мистика американского джаза На ранних стадиях джаз был публично объявлен козлом отпущения как музыка Дьявола. Подобно моральным сторожам,…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Начнем с того, что стоять спиной к публике не вежливо :)

а к музыкантам?

А им какой интерес разглядывать давно знакомого маэстро :))

Ой, как хочетя ответить) А какой интерес им его со спины разглядывать тем более)

  • 1